Конспект НОД ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА»  для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Прошина Анна Ивановна

Конспект НОД

ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА»

 для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия: «ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА»

Возрастная группа: Старшая  группа

Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА»

 для детей старшего дошкольного возраста

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия: «ВОДА - ВОЛШЕБНИЦА»

Возрастная группа: Старшая  группа

Цель: создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности в познавательно-исследовательском процессе. В процессе детского экспериментирования удовлетворить потребность детей в познании, самостоятельности, радости.

Задачи:

Образовательные:

  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой.
  • Уточнить представления о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
  • Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
  • Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни.
  • Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.

Развивающие:

  • Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
  • Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к воде.
  • Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.

Предварительная работа:

  • Беседа о воде, её значении в жизни растений, человека, природы.
  • Беседа о бережном отношении к водным ресурсам
  • Беседа на тему: «Где живет вода», «Кому она необходима и зачем», «Кто живет в воде».
  • Чтение сказок, рассказов о воде, рассматривание иллюстраций.

Просмотр мультфильмов «Родничок», «Русалочка»

Игровая деятельность:

Дидактические игры: «Купание куклы», «Где спряталась рыбка?»,

«Соберем капельки», «Вода – не вода».

Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».

Подвижные игры: «Море и камни», «Море волнуется»,

«Ходят капельки по кругу»

Материалы и оборудование:

  • Презентация.
  •  Аудиозапись «Песня воды», «Утро» Э.Грига.
  • Стаканчики, вода, молоко, сахар, лимонный сок, ложечки, трубочки для коктейля, бутылочки с водой  для проведения опытов.
  • Пищевые красители и любое растительное масло для «Салюта».
  • Медальки - капельки по количеству детей.

 

 

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся. «Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро»,

«Здравствуйте и Добрый день»

Говорить нам всем не лень.»

Воспитатель: Ребята, мне сегодня принесли посылку и сказали, что она очень ценная.

Воспитатель: Давайте поскорее ее откроем и посмотрим, кто ее прислал и что в ней лежит такое ценное.

Воспитатель открывает посылку, достает письмо.

Ребята, тут для нас письмо, (читает)

Отгадайте загадку:

«Я и туча, и туман,

И река, и океан,

И летаю, и бегу

И стеклянной быть могу» (вода)

(Воспитатель достает из посылки банку с водой).

 «Здравствуйте, ребята. Я – веселая капелька воды по имени Капитошка. Я очень люблю путешествовать и уже облетела всю планету. Вы знаете как называется наша планета? Повсюду воду называют волшебной. Вы, я знаю, ребята умные. Помогите мне ответить на вопрос: «Почему Вода – Волшебница?» (Воспитатель достает из посылки банку с водой).

ВоспитательКапитошка прислала нам также свою фотографию. (Слайд)

Воспитатель: Ребята, поможем Капитошке?

ВоспитательПредлагаю вам отправиться в путешествие в Царство водыЗакройте глазки, я произнесу волшебные слова: «Раз, два, повернитесь, в Царстве воды окажитесь» (звучит запись «Песня воды»)

Открывайте глазки, мы на месте.

ВоспитательСкажите, ребята, где же обитает вода в природе?

(ответы детей)

Воспитатель: Как назвать воду в море – морская,

в реке - речная, в роднике – родниковая, в болоте-болотная, в озере-озёрная.

ВоспитательТрудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду: и в земле, в воздухе, в каждом растении, в каждом животном и в организме человека тоже есть вода.

«Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране»

ВоспитательКому  нужна вода для жизни? (Ответы детей)

А знаете, для чего нужна вода человеку, как мы её используем?

 (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно. Вот видите, ребята, какая ценная вода!

Как вы думаете, что случилось  бы, если бы вода вдруг исчезла с нашей планеты? (Ответы детей)

Воспитатель: Без воды всё живое на свете погибло бы. Вода - это жизнь. Она нужна всем живым существам –  людям, растениям, животным. 

Воду надо беречь: не лить ее без необходимости, закрывать кран, не засорять реки, моря и озера.

«Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!»

Воспитатель: Молодцы!  Вода и в самом деле Волшебница!

А сейчас предлагаю поиграть.

                         ИГРА « МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

ВоспитательИтак, нам с вами необходимо узнать тайну воды: какими волшебными свойствами она обладает? Для этого мы с вами, как настоящие ученые, сейчас проведем опыты изучению свойств воды. Я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей)

Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.

Посмотрите, наша лаборатория к работе готова. Чтобы наша работа была успешной, в лаборатории необходимо соблюдать следующие правила поведения: не разговаривать, не шуметь, внимательно слушать воспитателя, следовать его указаниям, делать выводы.

Занимайте свои рабочие места.

                ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «КАПИТОШКА»

Подготовим наши ручки к работе.

               ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «ЛОДОЧКА»

«Две ладошки я прижму      Соединить ладошки в форме «лодочки»

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья         Делать волнообразные движения руками

Это лодочка моя.

Паруса подниму                У соединенных вместе рук поднять вверх                   

Синим морем поплыву.       Большие пальцы рук.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.»

Воспитатель: Итак, приступаем к работе.

Опыт №1 Вода твердая или жидкая?

Воспитатель: Давайте проверим: возьмем два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и переместим воду из одного в другой.

Почему вода переливается? (Потому что она жидкая).

Вывод: Вода – это жидкость

 

 

Опыт №2: Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В оба стакана опустим ложки. В стакане, где вода, ложка видна, а в стакане, где молоко, ложка не видна. Как вы думаете, почему? Вода прозрачная, а молоко имеет белый цвет.

Вывод: Чистая вода не имеет цвета.

Опыт №3: Какой вкус у воды?

Воспитатель: Ребята, возьмите стаканы с трубочкой и попробуйте воду. Расскажите, какая вода по вкусу? (Безвкусная)

Возьмите кусочки сахара и положите в воду. Размешайте, попробуйте воду.

Какие изменения произошли с водой? (Сладкая)

Вывод: Чистая вода не имеет своего вкуса.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Давайте пройдем на ковер на физкультминутку.

                                Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)

Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре                             (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились                 (встряхнули руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс                         (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль                   (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин    (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) И отправились домой.

Воспитатель: Присаживайтесь за столыпродолжим работу.

Опыт №4: Чем пахнет вода?

Воспитатель: Ребята, понюхайте воду. Чем пахнет вода? (Вода не пахнет).

Что произойдет, если мы добавим туда лимон? (У воды появился запах)

Вывод: Чистая вода не имеет запаха.

Опыт №5 Вода умеет растворять.

Воспитатель: Ребята, а я тоже Волшебница. Не верите?

Смотрите внимательно: я возьму бутылку с чистой водой, встряхну ее и скажу волшебные слова: Раз, два, вода из простой стань цветной! Какой стала вода? (зеленой).

Возьму вторую бутылку и сделаю тоже самое. Какой стала вода? (красной)

Воспитатель: А теперь я превращу вас в волшебников. Возьмите бутылочки с чистой водой и вместе скажем волшебные слова, хорошенько встряхнем бутылочки, подуем на них. Какой стала вода в ваших бутылочках? (Цветной) 

Воспитатель: Я открою вам тайну: это сделала Волшебница вода.

Показываю детям крышку, на дне которой находится краска. Объясняю, что при встряхивании воды в бутылке краска попадает в воду, растворяется в ней и окрашивает ее.

Вывод: Вода умеет растворять некоторые вещества.

Опыт №6 Вода тяжелее воздуха?

ВоспитательПроверим взаимодействие воды и воздуха.

Возьмите стаканы с трубочкой и подуйте в воду. Что происходит? Появляются пузыри, так как воздух поднимается вверх.

Вывод: Вода тяжелее воздуха.

Воспитатель: Итак, наша работа по изучению воды окончена.

Ребята, вам понравилось проводить опыты в научной лаборатории?

Какие волшебные свойства воды мы сегодня узнали?

Вода – жидкость.

Вода не имеет вкуса, цвета, запаха.

Вода растворяет некоторые вещества.

Вода тяжелее воздуха.

Вода – настоящая Волшебница: она умеет превращаться, менять свое состояние.

А вы, ребята, просто волшебники!

А сейчас Салют!

Наполнить банку на ¾ теплой водой. В миску размешаем 3-4 ложки растительного масла и несколько капель пищевых красителей.

Аккуратно налить смесь в банку с теплой водой.

Красители начнут медленно опускаться через масло в воду, после чего каждая капля начнет рассеиваться и смешиваться с другими каплями.

 

Воспитатель: Капитошке очень понравилось, как вы занимались: как много знаете о Воде Волшебнице, правильно отвечали на вопросы, сами проводили опыты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности (прикладное творчество) для детей старшего дошкольного возраста «Помоги курочке найти цыплят»

Цель: развивать умение делать поделки в технике оригами Задачи: Закреплять умение из бумаги создавать объемные фигуры, складывая по схеме. Развивать мелкую моторику рук. Формировать аккуратное и береж...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЛЮБИМИЦА-КАРТОШКА" для детей старшего дошкольного возраста

Расширять знания детей о картофеле, его свойствах. Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси....

План-конспект комплексного занятия по изобразительной деятельности «Портреты Зверей» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие творческих способностей.Задачи: Закрепить умения рисовать приемом: примакивания;Закрепить навыки приемов лепки: скатывание, раскатывание, примазывание;Воспитывать аккуратность при прикл...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» для детей старшего дошкольного возраста.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело п...