Конспект открытого занятия по гражданско – патриотическому воспитанию в старшей группе с ТНР на тему «Наша родина - Россия».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гладкина Марина Анатольевна

Способствовать формированию у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого занятия по гражданско – патриотическому

 воспитанию в старшей группе с ТНР

на тему «Наша родина - Россия».

Воспитатель: Гладкина М.А.

МБДОУ Д/сад №8 г.Коркино

Цель: способствовать формированию у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи:

Образовательные задачи: систематизировать и закрепить знания детей о  России как стране, в которой они живут; о её столице; что такое Родина, малая Родина.

Закреплять и обобщать знания детей о символах России – флаге, гимне, гербе, их особенностях. Закрепить знания детей с основными не государственными символами России (березка, валенки, самовар, балалайка, русский платок,  матрёшка);

- Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к истории государства. Развивать патриотические чувства, любовь к Родине. Совершенствовать умения отвечать полным ответом. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Развивать память, навыки речевого общения.

- Воспитательные задачи: воспитывать у детей гражданско-патриотическую позицию, патриотические чувства, любовь к родной стране;

воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну, уважительно относиться к символике нашей страны.

Предварительная работа:

- Занятия и беседы по теме «Наша родина Россия».

- Знакомство с географической картой России.

- Прослушивание Гимна России

- Создание наглядной модели «Где я живу».

- Просмотр презентаций «Наша Родина – Россия», «Москва – столица нашей Родины», «Неофициальные символы России».

- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения В. Степанов «Что мы Родиной зовем», «Флаг России». Знакомство с пословицами и  поговорками о Родине.

- Рассматривание иллюстраций о Москве, символики России и других государств.

Ход занятия

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Сегодня в нашей группе светло и уютно!  Весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо.

- А хотите, чтобы настроение стало еще лучше? Давайте поприветствуем всё вокруг.  Повторяйте за мной.

 Приветствие:
- Утром Солнышко встает,          (Руки поднимаем вверх)
- Всех на улицу зовет                    (Сгибаем руки в локтях к груди)
- Выхожу из дома я:                      (Показываем рукой себя)
-  Здравствуй, улица моя!           (Выпрямляем руки в стороны)
-  Здравствуй, Солнца, здравствуй небо! (Поднимаем руки над головой)

 - Здравствуй теплый ветерок!    (Взмахи руками влево – вправо)

 - Здравствуй быстрый ручеёк!   (Ладошки вместе, волнистыми движениями продвигаем руки вперёд)

- Здравствуй матушка Земля (Приседаем, опускаем руки на ковер)
- Здравствуй, Родина моя!        (Берем друг друга за руки)
 

Воспитатель: - Ребята, Послушайте стихотворение

Великую землю, Любимую землю,

Где мы родились и живём,

Мы Родиной светлой, Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём.

Воспитатель: - Ребята,  сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.

- Как называется наша страна? Россия

- Если мы живем в России, то мы кто? Россияне.

 - Воспитатель. Да, мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А мы с вами граждане России – россиянеРоссия – это наша Родина.

- А что такое Родина

Родина – это та страна, где мы с вами родились, растём, живём. У нас есть большая Родина и малая Родина

- Кто сможет при помощи кругов создать модель «Где я живу» -  

показать схематично, что такое наша планета Земля, наша Родина, наша Малая Родина?

Ребёнок выкладывает на столе круги друг на друга, начиная с большого:

Большой - синий,

поменьше – зеленый,

ещё меньше – красный,

ещё меньше – желтый

и самый маленький – оранжевый.

Ребёнок кладёт их по порядку один на другой с пояснениями:

  • Синий круг — это наша планета Земля.
  • Зеленый круг – это наша страна Россия, наша Родина.
  • Красный круг – город, в котором мы родились и живём, наша малая Родина   город Коркино.
  • Желтый круг – мой дом, где я живу.
  • Оранжевый круг – это я.

- Ребята, давайте подберем красивые слова и скажем…

Какая  наша Родина? …. (Большая, красивая, огромная, богатая, любимая, сильная, мужественная, родная, могучая и т. д.)

- Ребята, а знаете ли вы Государственные символы нашей страны России? (Флаг, герб, гимн)

- Но есть еще и не государственные символы России.

Их знают по всему миру. Эти символы есть только в нашей стране, в России. К ним относится с уважением, чтут их как память прошлого и достояние настоящего!

Гости, которые приезжают полюбоваться на нашу страну, обязательно увозят с собой какой-нибудь сувенир в память о России.

- Ребята, назовите не государственные символы России.

(Белая березка, валенки, самовар, балалайка, русский платок, медведь, матрешка)

Дидактическая игра «Неофициальные символы России»

 - Ребята, обратите внимания на карточку, здесь изображены негосударственные символы России, которые вы сейчас называли.

 Но некоторые из символов рассыпались, и на карточке осталась только тень.

- На столе лежат символы. Я предлагаю вам выбрать один из символов, подобрать к нему тень на карточке и прикрепить символ.

(пять символов не хватает на карточке, выходят четыре ребенка, выбирают символ, называют его, прикрепляют к тени)

- Ребята, все ли символы на карточке мы собрали?

- Нет, осталась ещё одна тень?

Ребята, послушайте загадку и отгадайте, чья это тень:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке

И всего одна игрушка.

- Что это за игрушка, ребята? Это Матрешка.

- Сегодня я вам принесла Матрешку, посмотрите, какая она красивая.

Мы ее сейчас откроем и рассмотрим матрешек, которые находятся внутри.

- Ой, ребята, почему-то матрёшек нет внутри, а есть письмо, а ещё посмотрите, символ матрёшки спрятался внутри. Надо его прикрепить на место. (ребенок прикрепляет)

Надо прочитать, что же тут написано…

«Дорогие, ребята, помогите мне собрать моих подружек, матрешек.

Все матрешки заигрались, разбежались и спрятались. Но чтобы их найти, вам необходимо выполнить задания. На столе лежат конверты с заданием, если правильно выполните, то в конверте подсказка, где найти матрешку»

- Ребята, поможем найти матрешек?

 Но сначала немножко отдохнём и пальчиковую игру проведём:

Пальчиковая гимнастика

Посмотрю на карту я:

Вот Российская земля.

Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия,

Ты же Родина моя

вытягивают вперед прямые ладони поочередно

загибаем пальцы по одному

крепко сжимают в «замок»

прикладывают руки к груди

Конверт №1

- Берем первый конверт с заданием

Первое задание: «Я спрошу, а ты ответь!»

  1. Как называется главный город нашей страны, столица нашей Родины? Город Москва.
  2. Кто управляет нашим государством? Президент
  3. Как зовут президента нашей Родины? В. В. Путин
  4. Где работает президент? В Кремле
  5. Где находится Кремль? В городе Москва на Красной площади.
  6. Что мы называем малой родиной? Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
  7. Как называется город, в котором мы живем? Город Коркино.

Воспитатель. Молодцы ребята, вы справились с заданием.

В конверте есть подсказка:

Найдёте Матрешку в уголке природы на полочке около цветов. 

- Кто видит матрешку? (Дети находят матрёшку)

(Воспитатель ставит матрёшку на стол около первой матрёшки)

- А мы продолжаем, берем конверт под номером 2.

Конверт №2

Задание: «Выбери  Государственные символы России»

- Ребята, назовите Государственные символы страны. (Флаг, Герб, Гимн)

- Флаг, гимн и герб есть в каждой стране, или только в нашей стране? 

(В каждой стране есть свой флаг, гимн и герб)

- Государственные символы во всех странах одинаковые или разные?

- Правильно, ребята, символы есть в каждой стране. Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные символы, которые отличают их от других стран. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.

- На доске расположены флаг и герб четырёх стран.

- Задание: Выберите, пожалуйста, флаг России и герб России из предложенных. (Дети выбирают)

Ребенок 1– Это Государственный флаг России, он состоит из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхней-белого, средней-синего и нижней-красного цветов. Каждая полоса имеет свое значение.

Флаг России  (В. Степанов)

Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.

Ребенок 2 – это Государственный герб России. На нём изображён двуглавый орёл, он смотрит в две стороны, чтоб увидеть врага. Он держит скипетр и державу - это символ власти. На щите изображен  Георгий Победоносец на белом коне. Он убивает мечом Дракона. Это обозначает, кто к нам придёт с мечом, тот от меча и погибнет.

Герб – это эмблема, отличительный знак нашего государства.

- Ребята, а какой еще государственный символ мы не назвали? (Гимн России)

- Ребята, а что такое Гимн?

- Это главная, торжественная  песня страны

 - Правильно, есть у каждой страны особенная песня, самая главная торжественная  песня страны – это Гимн. Гимн прославляет силу, мощь, гордость нашего государства.

- Ребята, а как надо слушать государственный гимн? (Стоя)

- Правильно, ребята, стоя! Гимн нужно слушать стоя, так мы выражаем любовь и уважение к нашей Родине. Нельзя разговаривать, но можно подпевать, если вы знаете слова. (звучит гимн, дети встают и слушают) Граждане каждой страны гордятся своим гимном, уважают свою страну.

- Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием.

В конверте есть подсказка:

Найдёте Матрешку в патриотическом уголке за глобусом. Кто видит матрешку? (Дети находят матрёшку)

(Воспитатель ставит матрёшку на стол около первой и второй матрёшки)

- А мы продолжаем, берем конверт под номером 3.

Конверт №3

Задание:  Вы немножко отдохните, Физминутку проведите.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали
Это – березы в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.

- Физминутку хорошо сделали, все справились? Тогда у нас в конверте подсказка:

Найдёте Матрешку за деревянной ложкой.

Кто видит матрешку? (Дети находят матрёшку)

(Воспитатель ставит матрёшку на стол рядом с матрёшками)

- А мы продолжаем, берем конверт под номером 4.

Конверт №4

Задание: «Собери и назови Государственные праздники России»

- Ребята, в нашей стране есть главные государственные праздники, которые отмечают все граждане.

- На столе лежат разрезные четыре картинки. Мы разделимся на 4 команды. Каждая команда собирает картинку и называет праздник, который изображён на картинке.

Новый год,  

23 февраля – День защитника Отечества,

8 Марта – Международный женский день,

9 Мая – День Победы.

- Молодцы! Вы справились с заданием! Эти праздники отмечают не только в России, но и во многих других странах. Но для нас они стали родными, и мы считаем их национальными праздниками нашей страны.

- В конверте есть подсказка:

Найдёте Матрешку в книжном уголке.

Кто видит матрешку? (Дети находят матрёшку)

(Воспитатель ставит матрёшку на стол рядом с остальными)

- А мы продолжаем, берем конверт под номером 5.

Конверт №5

Задание: «Пословицы и поговорки о Родине»

- Как много на нашей земле разных стран. Но есть лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной. 

- Ребята, наша Родина большая, красивая страна, много пословиц и поговорок сложил русский народ о ней, в знак любви и гордости за свою страну.

- Назовите Пословицы и поговорки о нашей Родине:

  • Родина – мать, умей за нее постоять.
  • Кто за Родину горой - тот и герой.
  • Человек без Родины, как соловей без песни.
  • Жить – Родине служить.
  • Нет земли краше, чем Родина наша.

- Молодцы! Вы справились и с этим заданием! В конверте есть подсказка. Найдёте Матрешку на окне. 

- Вот мы и собрали всех матрешек вместе. (Воспитатель ставит матрёшку на стол рядом с остальными)

- Но у нас остался еще один конверт. Откроем его. Там Письмо.

«Дорогие, ребята! Вы умело выполнили все задания и нашли матрешек.

 Вы заслужили звание юных знатоков России!

Я хочу выразить вам благодарность и наградить медалями за проявленные знания.

А еще дарю вам раскраски матрешек, попробуйте их красиво раскрасить и оставили себе на память. С уважением, Матрёшка!».

  Итог занятия:

- Ребята, наше занятие закончилось. Вы все большие молодцы!

- Как вы думаете, почему у вас все получилось?

- Трудно ли вам было выполнять задания?

- Что именно вызвало затруднение?

- Что было самым интересным?

Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся, и не будем забывать, что мы с вами живем в самой большой стране, мы - россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый и дружный. 

Давайте все дружно скажем:

«Если дружба велика - будет Родина крепка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Наша Родина - Россия".

Уточнять значения слов «Россия, Русь, Родина, страна».Воспитывать любовь к Родине, ее  народу, традициям и обычаям....

Занятие в старшей группе по теме "Наша Родина - Россия".

Занятие в старшей группе по теме "Наша Родина - Россия"....

Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по патриотическому воспитанию Тема: «Наша родина - Россия»

Россия – самая большая и красивая страна. А все люди, живущие в России, называются россияне. Каждый россиянин любит свою страну....

Интегрированное занятие для детей старшей группы по теме: «Наша Родина - Россия»

Цели и задачи: • Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице; • Закреплять и обобщать знания детей о символах России; • Познакомить детей с основными неофициал...

Конспект занятия НОД ознакомление с окружающим миром в старшей группе Тема «Наша Родина - Россия»

Цели и задачи: • Расширить представление детей о России как стране, в которой они живут; о её столице. Закреплять и обобщать знания детей о символах России. Познакомить детей с основными неофициа...

Конспект тематического занятия по физической культуре для старшей группы Направленность: нравственно-патриотическая Тема: «Наша армия сильна, защищает нас она!»

Представленный материал будет интересен воспитателям, инструкторам физкультуры, педагогам дополнительного образования. Конспект занятия можно использовать  при ознакомлении детей старшего дошколь...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Наша родина – Россия. Москва». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...