Мастер-класс для родителей и детей "Дымковская игрушка".
методическая разработка по окружающему миру

Данный мастер-класс знакомит родителей и детей старшего дошкольного возраста с историей дымковской игрушки, с техникой её росписи, а также способствует творческому взаимодействию детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master-klass_dymkovskaya_igrushka.docx368.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  проведения мастер – класса для родителей и детей старшей группы воспитателем Шинкаревпй С.В. на тему «Роспись барыни  дымковским узором». 

Программное содержание:

 Учить родителей и детей расписывать  объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи.

Воспитывать  уважение и интерес к народным промыслам.

Закреплять представления о процессе создания игрушек.

Развивать эстетическое восприятие, творческие способности.

 Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора.

                           Материал к занятию

Панно «Зима» (старинные избы, покрытые снегом, из труб идет дым), иллюстрации «Дымковская  игрушка», дымковские игрушки: индюк, лошадка, водоноска, барыня и др., для каждого присутствующего человека -  игрушка вылепленной барыни,  гуашь, баночки с  водой,  кисти, салфетки, технологические карты по росписи.

                           Техническое обеспечение

Музыкальный центр.

                            Музыка

«Ой мороз, мороз », «Барыня», «Частушки» (народные)

                            Ход проведения мастер-класса.

Звучит песня «Ой мороз, мороз ». Все  входят в зал. На столах расставленные дымковские игрушки, развешаны иллюстрации дымковской росписи.

Воспитатель обращает внимание всех присутствующих на дымковские игрушки. 

Воспитатель: Сегодня, уважаемые гости я пригласила вас, чтобы вспомнить о прекрасных игрушках, которые представлены на выставке. Я думаю, что вы знаете, как они называются. (Ответы присутствующих).

Воспитатель: Да, это дымковские игрушки. И называются они так, потому что их лепят в деревне Дымково длинными  зимними  вечерами.

 Сейчас мы с ребятами вспомним о деревне Дымково, где мастера создают такие замечательные игрушки.

(Чтение стихотворения и рассматривание картины и игрушек).

1-й ребенок

У дороги ели спят в инее седом.

Спят деревья, спит река,

скованная льдом.

Мягко падает снежок,

вьется голубой дымок.

Словно в дымке все кругом,

голубые дали.

И село родное люди

«Дымково» назвали.

2-й ребенок

Там любили песни, пляски.

В том селе рождались сказки.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины.

3-й ребенок

Всё игрушки - непростые,

А волшебно-расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски.

Простой, казалось бы, узор.

А отвести не в силах взор.

4-й ребенок

И пошла о дымке слава,

заслужив на это право,

говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз!

И о дымковской игрушке

Мы ведем сейчас рассказ.

Воспитатель: Весной дымковские игрушки продавали на ярмарках.

Что же это за игрушки – дымковские?

 (Показ дымковской игрушки индюка) 

                                                   Вот индюк нарядный.

У большого индюка

 Все расписаны бока.

                                                   Всех нарядом удивил,

                                                   Крылья важно распустил.

             Посмотрите, пышный хвост

       У него совсем не прост,  

       Точно солнечный цветок.

                                                   А высокий гребешок,

                                               Краской яркою горя,

                                               Как корона у царя.

                               Индюк сказочно красив,

                               Он напыщен, горделив.

                               Смотрит свысока вокруг,

                               Птица важная - индюк.

(Показ игрушки оленя)

                                    Стоит олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в ветвистых рогах.

(Показ игрушки уточки)

                                                       Уточка-крылатка,

У неё повадка,  

 У неё походка –

                                                        Качается как лодка

(Показ игрушки барана)

А вот баран.

Бока крутые,

   Рога золотые,  

          Копытца с оборкой.

(Показ игрушки коня)

                                                        Что за конь!

Только тронь!

                                                         Со всадником вместе

                                                         Ускачет верст на двести!

Воспитатель:  Говорят, что дымковская игрушка проходит три рождения. Первое, когда ее слепили; второе, когда поставили в печь обжигать, и третье рождение - игрушку расписывают.

Сегодня мы с вами станем дымковскими мастерами и   будем расписывать игрушки – барыни. Давайте посмотрим на эти игрушки, и дети прочитают стихи.

    Выходят девочки с  дымковскими игрушками-барынями или иллюстрациями), читают стихи. (Можно спеть как частушки).

                            1. Наши руки крендельком,

                                Щеки будто яблоки.  

                                С нами издавна знаком

                                Весь Народ на ярмарке.

                                                 2.Дымковские барыни

                                                    Всех на свете краше,

                                                    А гусары баловни -

                                                    Кавалеры наши.      

                             3. Мы игрушки расписные -

                                Хохотушки вятские,

                                Щеголихи слободские,  

                                 Кумушки посадские.

                                                   4. С лентами, да с бантами,

               Да под ручку с франтами

                                                       Мы гуляем парами,

                                                       Проплываем павами.

5. Мы игрушки знатные,

Складные, да ладные.

  Мы повсюду славимся,

  Мы и вам понравимся.

(Показ игрушки водоноски). 

                               - Эта игрушка называется Водоноска.

 За студеною водицей Водоноска-молодица

                                 Как лебедушка плывет,

                                  Ведра красные несет

                                  На коромысле не спеша.

Посмотри, как хороша

                                                Эта девица-краса:

                                                Тугая черная коса,

                                                Щечки алые горят,

                                                Удивительный наряд,

        Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива.

 (Показ игрушки барыни)

      А вот девица в венце,

Румянец на лице,

Собою хороша,  

                                                       Стоит не дыша.

Воспитатель: А сейчас я приглашаю всех в нашу художественную мастерскую, где вас ждут игрушки. Сегодня мы будем расписывать дымковскую барыню. Каждую дымковскую игрушку лепит и расписывает мастер по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Сегодня вы изобразите каждый свою барыню  по своему желанию.

Но сначала давайте вспомним, какие краски используют мастера при росписи дымковских игрушек?  (  Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый).

Я предлагаю подумать немного о том, каким узором вы распишете свою игрушку.  Какие элементы входят в дымковский узор?

( Полоски, клеточки, волнистые линии, круги, колечки, точки).

 Подумали, а теперь приступайте к рисованию: полоски и точки мы рисуем кончиком кисти, круги делаем тычками. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными, не набирайте много краски, лишнюю воду с кисточки промакивайте о салфетк

 Когда работы будут выполнены, предложить оставить их на столах, чтобы просохли.

Воспитатель:   Посмотрите на своих барынь. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы. Какая барыня  вам больше всего понравилась?

 Сегодня мы  встретились с дымковскими игрушками, побывали дымковскими мастерами и, вы очень хорошо справились с этой работой.

Я вам рекомендую посетить Музей народно-прикладного искусства, где вы можете познакомиться не только с дымковскими игрушками, но и с филимоновскими, каргопольскими, абашевскими и другими, а также посетить Музей игрушки в Измайлово, где также выставлены народные игрушки.  (Звучит русская народная песня «Барыня»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Методическая разработка по аппликации, лепке на тему: Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста». Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родит...

Мастер-класса с участием родителей и детей младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей....

Методическая разработка "Мастер- класс с участием родителей в I младшей группе «Игрушки из соленого теста».

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей. Задачи: • Познакомить с историей возникновения соленого теста, технологическ...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению игрушки из ниток «Осьминожки»

Овладение практическими навыками изготовления осьминога, развивать творческие способности и творческое мышление; гордиться своим трудом; учиться понимать друг друга, обсуждать процесс совместной деяте...

Совместный мастер-класс детей и родителей Тема: «Новогодняя игрушка на ёлку»

Цель занятия: привлечь родителей к совместному творчеству с детьми....