Разработка НОД по экологическому воспитанию.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Колиева Оксана Мировна

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Красная книга Северной Осетии». В рамках республиканского конкурса «Педагог года – 2024г», номинация «Воспитатель года».

Составила воспитатель высшей категории Колиева Оксана Мировна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми подготовительной группы «Красная книга Северной Осетии». В рамках республиканского конкурса «Педагог года – 2024г», номинация «Воспитатель года».

Составила воспитатель высшей категории Колиева Оксана Мировна.

Цель:

Познакомить детей с Красной книгой Северной Осетии, и некоторыми редкими животными, и птицами; воспитывать доброе, ответственное отношение к природе, сочувствие и сопереживание объектам живой природы.

Задачи:

-Развивать у детей познавательный интерес о животных и птицах, которые занесены в Красную книгу РСО- Алания; связную речь, память, логическое мышление, коммуникативные способности, познавательно-исследовательский интерес,

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

-Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим, умение работать в команде.

Оборудование и материалы: проектор, экран; дидактическая игра «Правила поведения на природе. Можно – нельзя»; игры с фонариком «Кто прячется за кустом», «Найди подарок»; заготовка красной книги с цветными пустыми страницами; карточки с изображение животных; фартуки, перчатки, перья (заранее помытые), стаканчики с чистой водой, шпажки, подсолнечное масло, влажные и сухие салфетки.

Ход НОД

(1слайд) Дети входят в зал под музыку, из телепередачи: «В мире животных» Воспитатель просит детей встать в шеренгу (плечо к плечу)

Воспитатель. Поднимите вверх правую руку те дети, которые меня видят. Молодцы. Теперь поднимите вверх левую руку те дети, которые меня слышат. Отлично. А теперь дети, которые готовы узнать сегодня много нового и интересного, сделайте два волшебных хлопка. Молодцы я вижу, что вы все готовы.

Воспитатель. Сегодня мы с вами окунёмся в таинственный мир природы, узнаем о существовании необычной книги, и для чего она нужна.

Ребята, я люблю много читать и недавно прочитала очень интересную книгу.

(2 слайд) Воспитатель показывает Красную книгу Осетии на экране.

Воспитатель. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это? (ответы детей).

-Правильно, книга. Книга эта не простая.
Ребята, напомните мне, о чём предупреждает нас красный сигнал светофора?
(ответы детей)

-Теперь обратите внимание, какого цвета книга? (ответы)

- Интересно, почему именно красного, а не зелёного или жёлтого? Что по вашему мнению, может означать красный цвет? (стой, опасность, внимание, остановись).

Воспитатель.  Правильно. Красный цвет – цвет опасности! Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!».

Красный цвет о чем -либо предупреждает нас. Но, что же это за книга и о чём нас предупреждает? Это Красная книга Северной Осетии – книга об охране природы – растений и животных. В этой книге собраны животные и растения, которых на земле уже нет или осталось очень мало.

Как вы думаете, почему их осталось очень мало? (ответы детей)

Воспитатель. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одних животных убивают из-за красивого меха (3 слайд). Других – из-за вкусного мяса (4слайд). Третьих–из-за того, что люди  их боятся. (5слайд). Люди вырубают леса, загрязняют природу. Постепенно растений и животных оставалось всё меньше и меньше. (6 слайд) И для того, чтобы сохранить эти редкие растения и животные, собрались вместе ученые, составили список редких животных и растений, и назвали его (7 слайд) «Красная книга». Этих животных нельзя ловить, убивать, а растения нельзя рвать. 

Воспитатель. Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не для украшения. По цвету страниц можно сразу определить, в каком положении находятся животные и растения.

Сейчас я вас познакомлю с содержанием этих страниц.

А начнем мы знакомство с некоторыми животными, которых в нашей Республике осталось очень мало и называют их - редкие. Как их называют? (редкие животные).

Воспитатель знакомит детей с содержанием цветных страниц, демонстрируя на экране животных.

 Черный цвет (8 слайд) означает, что эти животные уже вымерли и мы их никогда не увидим.  

На красных страницах (9 слайд) расположились редкие и исчезающие животные.

Желтые страницы (10 слайд) -это те животные, количество которых быстро снижается.

На зеленых страницах (11 слайд) находятся те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

На серых страницах (12 слайд) те животные, которые мало изучены, места их обитания труднодоступны.

Белые страницы (13 слайд), те животные, численность которых всегда была невелика.

Физминутка «Затишье перед бурей»
Поднимается ветер (шуршим ладошками).

Застучали первые капельки дождя (щёлки пальцами).

Дождь усиливается (хлопки по плечам).

Ещё сильнее (хлопки по коленям).

Гром (прыжок).

Гром (прыжок).

Дождь идёт (хлопки по коленям).

Дождь всё тише (хлопки по плечам).

Тише (щёлки пальцами).

Дождь закончился и выглянуло солнышко (круговые движения руками).

Воспитатель: А теперь предлагаю вам стать учёными – экологами.  Будем вместе решать очень важные проблемы. сделаем с вами то, что сделали когда - то ученые. Распределим животных и птиц Красной книги Северной Осетии по цветным страницам. Показать красную книгу с цветными пустыми страницами.

Игра с фонариком «Кто прячется за кустом».

Дети находят с помощью фонарика животных за кустиком.

Воспитатель. Найдите карточки с изображением тех животных, которых вы нашли за кустиком. А теперь расположите животных на подходящие цветные страницы.

Воспитатель. Вот какая у нас интересная и нужная книга получилась. Молодцы!

Воспитатель. А чем же мы с вами можем помочь растениям и животным? (Ответы детей). 

Воспитатель. Правильно, мы должны беречь природу, а чтобы беречь её надо всем людям знать правила поведения на природе и соблюдать их.
Сейчас мы вместе вспомним правила поведения на природе?

Игра «Можно - нельзя». (Дети берут по одной картинке, называют правило, подбирают подходящий знак «можно – нельзя» и прикрепляют к картинке) Воспитатель. Посмотрите на эти картинки, они не простые, в каждой из них хранится правило поведения на природе, с помощью которых мы вспомним их.

Последним обсуждают правило «Нельзя загрязнять водоёмы» (14 слайд).

(Кому наносит вред загрязнённые водоёмы? Как может загрязнённая вода нефтью, мазутом, маслами навредить водоплавающим птицам?)

Воспитатель. Перья водоплавающих птиц защищают их от холода и жары. Также перья отлично отталкивают чистую воду, поэтому они не намокают. Но если водоёмы загрязнённые (нефтью, мазутом, маслами), то перья птиц загрязняются и не могут отталкивать воду. Перья становятся тяжёлыми, и птица может утонуть. (15 слайд)

Воспитатель. Сейчас, мы с вами проведём эксперимент и увидим, как загрязнённая вода влияет на водоплавающих птиц. Предлагаю вам пройти в лабораторию. Дети надевают фартуки и перчатки.

Эксперимент: «Как влияют пятна нефти, масла, мазута на водоплавающих птиц».

Воспитатель. Сначала обмакнём перо в воду. Посмотрите, как легко вода скатывается с него. Теперь выльем в воду масло. Теперь опустите перо в загрязнённую воду. Смотрите, перья загрязняются и не могут отталкивать воду, они становятся тяжёлыми.

Вывод: Загрязнённые перья не отталкивают воду, становятся тяжёлыми, поэтому птицы могут утонуть.

Воспитатель. Вот какие вы молодцы, я могу смело назвать вас «профессорами».

Рефлексия.

Воспитатель. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня. С какой книгой мы сегодня познакомились? Что такое Красная книга? Какое задание было самым интересным? Как мы можем помочь природе, чтобы сохранить и спасти её красоту?          

- Правильно, мы должны беречь природу.

Упражнение - релаксация «Птенец» (16 слайд) звучит спокойная музыка

Воспитатель. А теперь представьте, что вы держите в руках маленького пушистого птенчика. Он такой крохотный, что свободно помещается у нас в ладошках. Он ещё очень слаб, и любое наше грубое действие может стать угрозой для его жизни. Почувствуйте, сколько доброты и нежности в ваших руках. Вы сейчас охраняете право этого птенца на жизнь. Чувствуете, как его дыхание становится более ровным, спокойным? И вы тоже дышите в такт с ним. Согрейте его своим тёплым дыханием. Птенец окреп и сможет лететь дальше, отпустите его. Вы сохранили его жизнь. Запомните, какими добрыми были ваши руки. Если вы так же будете обращаться с природой, вы сможете сохранить ее. А теперь приложите руку к груди, и послушайте, как бьётся ваше сердце. Какое это счастье жить и радоваться жизни!

(17 слайд)

Воспитатель. Дорогие мои друзья!

Сегодня вы доказали, что по-настоящему любите природу и много о ней знаете. Хочу вас за это наградить.

 Воспитатель дарит подарки детям и взрослым, используя игру с фонариком «Найди подарок в коробке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Экологическое воспитание дошкольников 3 — 4 лет».

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта: "Экологическое воспитание дошкольников 3 - 4 лет"....

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию: «Приведи в порядок свою планету»

Экологическое воспитание в группе младших школьников с использованием техники плетения из газетных трубочек...

Методическая разработка по теме "Экологическое воспитание в детском саду"

Становление первоначальных основ экологичечкой культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих детей, входящих в круг их жизнедеятельн...

Методическая разработка по теме "Экологическое воспитание дошкольников".

Методическая разработка направлена на изучение процесса экологического воспитания дошкольников.Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека  с природой , гармонич...

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию "Море, мы тебя спасем"

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Море, мы тебя спасем"....