Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса Сахалина"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Программа дополнительного образования «Чудеса Сахалина» направлена на развитие познавательного интереса, творческого потенциала и расширение кругозора обучающихся посредством знакомства с уникальной природой, культурой и историей острова Сахалин. Программа включает разнообразные занятия, игры, направленные на формирование экологического сознания, воспитание любви к родному краю и уважения к культурному наследию региона.
Реализация программы способствует гармоничному развитию личности, формирует активную жизненную позицию, воспитывает чувство патриотизма и ответственности перед будущим своей малой Родины.
В программе «Чудеса Сахалина» функциональная грамотность отражается через следующие ключевые направления:
Естественнонаучная грамотность: В рамках программы обучающиеся изучают экологию, что позволяет лучше понимать окружающий мир, развивается их способность анализировать и делать выводы, а также формирует практические умения, необходимые для решения проблем в повседневной жизни.
Читательская грамотность: Обучающиеся с помощью педагога читают художественную литературу, размышляют и обсуждают различные инструкции и задания, чтобы расширить свои представления и возможности взаимодействовать с окружающим миром.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 304 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Чудеса Сахалина»
Направленность: естественнонаучная
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 3 месяца
Автор-разработчик:
Васильева Марина Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Южно-Сахалинск
2025 год
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Чудеса Сахалина» разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2);
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области».
- Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в Сахалинской области»;
- Устав образовательного учреждения;
- Локальные акты образовательного учреждения;
- Рабочая программа воспитания образовательного учреждения.
Актуальность программы
Программа дополнительного образования «Чудеса Сахалина» направлена на развитие познавательного интереса, творческого потенциала и расширение кругозора обучающихся посредством знакомства с уникальной природой, культурой и историей острова Сахалин. Программа включает разнообразные занятия, игры, направленные на формирование экологического сознания, воспитание любви к родному краю и уважения к культурному наследию региона.
Реализация программы способствует гармоничному развитию личности, формирует активную жизненную позицию, воспитывает чувство патриотизма и ответственности перед будущим своей малой Родины.
В программе «Чудеса Сахалина» функциональная грамотность отражается через следующие ключевые направления:
Естественнонаучная грамотность: В рамках программы обучающиеся изучают экологию, что позволяет лучше понимать окружающий мир, развивается их способность анализировать и делать выводы, а также формирует практические умения, необходимые для решения проблем в повседневной жизни.
Читательская грамотность: Обучающиеся с помощью педагога читают художественную литературу, размышляют и обсуждают различные инструкции и задания, чтобы расширить свои представления и возможности взаимодействовать с окружающим миром.
Направленность: естественнонаучная.
Вид деятельности: экология.
Уровень программы: стартовый.
Возраст обучающихся: 5-7 лет.
Форма обучения: очная.
Язык образования: русский.
Формы занятий: подгрупповая.
Формы и методы: работа в малых группах:
В процессе обучения используются различные формы и методы организации образовательной деятельности:
- педагогические наблюдения, опрос;
- создание проблемных ситуаций;
- дидактические, подвижные, трудовые поручения;
- чтение художественной литературы (рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки).
Типы занятий:
- практические;
- поисковые;
- игровые ситуации.
Объем программы: количество часов - 26 часов.
Срок реализации программы: 3 месяца
Адресат программы: Программа предназначена для обучающихся от 5 до 7 лет. Наполняемость каждой группы 7-12 человек, что обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям. Набор детей – свободный, без специальной подготовки в данной области.
Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу:
- 5-6 лет – 25 минут;
- 6-7 лет – 30 минут.
Режим занятий утверждается расписанием, составляем в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Период | Продолжительность занятия, ч | Кол-во занятий в неделю | Кол-во часов в неделю, ч | Кол-во недель | Кол-во часов в год, ч |
3 мес. | 1 | 2 | 2 | 13 | 26 |
Итого | 26 |
Цели и задачи программы
Цель: Формирование представлений о достопримечательностях и особенностях природы родного края.
Задачи:
Метапредметные:
- Развивать коммуникативные умения.
Предметные:
- Повысить знания детей о природе и достопримечательностях Сахалинской области.
Личностные:
- Способствовать формированию устойчивого интереса и доброжелательного отношение к живому миру.
1.3. Учебный план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Форма аттестации/ контроль | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в программу | 2 | 1 | 1 | Собеседование |
2 | Достопримечательности Сахалина | 16 | 6 | 10 | Творческая работа/ педагогическое наблюдение |
3 | Животные и растения Сахалина | 8 | 3 | 5 | Фотовыставка, Викторина/ Педагогический анализ |
Итого | 26 | 10 | 16 | ||
1.4. Содержание программы
1. Введение в программу Входящая диагностика (собеседование).
Вводное занятие. «Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности». Техника безопасности на занятиях при работе с инструментами и приспособлениями.
2. Достопримечательности Сахалина
Теория: знакомство с достопримечательностями острова Сахалин
Практика: изготовление аппликации - Остров Сахалин
Практика: создание макета-Мыс Анива
Практика: создание рисунка-Мысы Великан и Птичий
Практика: создание рисунка нетрадиционным способом-Остров тюлений
Практика: аппликация-Останец «Лягушка»
Практика: создание рисунка-Клоковский водопад
Практика: зарисовка-Озеро Буссе.
Практика: создание рисунка-Голубые озёра
Практика: творческая работа - создание индивидуальных альбомов -«Достопримечательности Сахалина».
Практика: наклеивание картинок в альбом - Заповедники Сахалина
3. Животные и растения Сахалина
Теория: знакомство с животными, занесенными в «Красную книгу Сахалина, знакомство с растениями Сахалинской области.
Практика: работа с раскрасками - Сахалинская кабарга
Практика: работа с раскрасками - Калан
Практика: работа с раскрасками - Сивуч
Практика: работа с раскрасками - Северный олень
Практика: работа с раскрасками - Черный аист
Практика: работа с раскрасками - Мандаринка
Практика: работа с раскрасками - Черная кряква
Практика: работа с раскрасками - Жужелица Лопатина
Практика: создание плаката «Красная книга Сахалина»
Практика: дегустация ягод Сахалина
Практика: Коллективная аппликация «Растения Сахалина»
Практика: Фотовыставка, Викторина «Остров Сахалин».
- Планируемые результаты освоения программы
Задачи:
Метапредметные:
- Достаточно развиты коммуникативные умения.
Предметные:
- Демонстрирует знания о природе и достопримечательностях Сахалинской области.
Личностные:
- Проявляет устойчивый интерес и доброжелательное отношение к живому миру.
- КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во учебных недель | Кол-во дней | Кол-во часов | Режим занятий |
3 мес. | 02.06.2025 | 29.08.2025 | 13 | 26 | 26 | 2 раза в неделю по 1 академическому часу |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы требуется следующее материально-техническое обеспечение:
- кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям для занятий;
- столы, стулья;
- проектор;
- интерактивная доска;
- компьютер;
- коллекция мультимедийных презентаций.
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Чудеса Сахалина» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующей естественнонаучной направленности и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в соответствии с Приказом Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н.
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Схемы, таблицы;
2. Энциклопедии «Красная книга Сахалина», «Дикие животные»;
3. Презентации, книги познавательного характера.
4. Природные материалы, приборы-помощники, прочие материалы;
Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с планом воспитательной работы (Приложение №1).
2.3. Формы аттестации
Входной контроль:
- проводится при наборе, на начальном этапе формирования коллектива в июне. Данный контроль нацелен на изучение интересов обучающегося, его знаний и умений, творческих способностей (собеседование);
Промежуточный контроль:
- проводится в июле. Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания обучающимися (педагогическое наблюдение)
Итоговый контроль:
- проводится в конце обучения в августе. Данный контроль нацелен на проверку освоения программы в целом, учет изменений качеств личности каждого обучающегося (педагогический анализ).
2.4. Оценочные материалы
На протяжении всего периода обучения проводится педагогическое наблюдение, педагогический анализ и собеседование.
Результаты педагогического наблюдения и анализа оформляются в оценочный лист. Он позволяет отследить, какие показатели не сформированы и требуют индивидуальной или групповой работы (Приложение №2).
Каждый уровень усвоения критерий оценивается в баллах от 1 до 10:
- высокий – 80% и более от максимального количества баллов;
- средний – 60-80%;
- низкий – до 60%.
Список литературы
Основная литература:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко ; Сост.: Е.В. Анохина и др. - Воронеж : Учитель, 2019. - 159 с. - (Педагогика нового времени). - Библиогр.: с.158 . - ISBN 5-87807-222-X.
2. Гризик Т.И., Лаврова Т.В. «Узнаю мир» – Издательский дом «Воспитание дошкольника». - Москва: ФиС, 2023, 48 с. ISBN -978-5-09-020568-9.
3. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес», Мозаика-Синтез, - Москва: ФиС, 2020, 64 с. ISBN -5-9268-0464-7.
4. Кондратьева Н.Н. «Мы» - программа экологического образования детей Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», ФиС, 2022, 240 с. ISBN - 5-89814-057-3
5. Наши острова. Итоги первого регионального конкурса для школьников «Имя на карте Сахалина и Курильских островов». Издательский центр «Академия», 2019. — 336 с. ISBN 5-7695-0849-3.
6. Сахалин и Курильские острова: здесь начинается Россия. – Южно-Сахалинск: Издательство «Рубеж», 2019, 320 с. ISBN -978-5-89814-904-8.
Дополнительная литература:
7. Аксенова, З. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.– Москва: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с. ISBN -978-5-9949-0044-4.
8. Неволина Е. Большая книга животных. ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир» - Москва: ФиС, 2019, 240 с. ISBN - 5-94850-079-9.
Электронные ресурсы:
9. Биологическое разнообразие России, интернет-версия. – URL: http://sci.aha.ru (дата обращения 22.04.2025).
10. Путеводитель по Острову Сахалин и Курильским островам. http://ostrov65.com/sakhalin/, интернет-версия, (дата обращения 16.05.2025)
11.Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. https://les.sakhalin.gov.ru/dejatelnost/krasnaja-kniga-sakhalinskoi-oblasti/krasnaja-kniga-sakhalinskoi-oblasti/, интернет-версия, (дата обращения 15.05.2025г)
Приложение № 1
План воспитательной работы
Период | Название мероприятия |
Июнь | Мастер-класс по созданию альбома «достопримечательности Сахалина». |
Июль | Создание коллективного плаката «Красная книга Сахалина». |
Август | Итоговое мероприятие: фотовыставка «Чудеса Сахалина», викторина «Остров Сахалин». |
Приложение № 2
Критерии оценки | ФИО ребенка | |||
Метапредметные | ||||
Умеет работать в паре, группе | ||||
Может принять чужое мнение, поставленную коллективную задачу | ||||
Предметные | ||||
Демонстрирует знания о достопримечательностях Сахалинской области | ||||
Может продемонстрировать знания о животных, занесенных в Красную книгу Сахалина | ||||
Может рассказать о некоторых видах растений Сахалинской области | ||||
Личностные | ||||
Проявляет устойчивый интерес и доброжелательное отношение к живому миру. | ||||
Итого баллов: | ||||
Каждый уровень усвоения критерий оценивается в баллах от 1 до 10:
- высокий – 80% и более от максимального количества баллов;
- средний – 60-80%;
- низкий – до 60%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Презентация к занятию в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Юный сахалинец" Тема: "Сахалин - остров, на котором мы живем".
Цель: воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями малой родины; развитие интереса к изучению окружающего мира.Задачи:1. Обучающие:• познакомить с основ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...

