Дополнительная общеразвивающая программа "Чудеса Сахалина"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Васильева Марина Владимировна

Программа дополнительного образования «Чудеса Сахалина» направлена на развитие познавательного интереса, творческого потенциала и расширение кругозора обучающихся посредством знакомства с уникальной природой, культурой и историей острова Сахалин. Программа включает разнообразные занятия, игры, направленные на формирование экологического сознания, воспитание любви к родному краю и уважения к культурному наследию региона.

Реализация программы способствует гармоничному развитию личности, формирует активную жизненную позицию, воспитывает чувство патриотизма и ответственности перед будущим своей малой Родины.

В программе «Чудеса Сахалина» функциональная грамотность отражается через следующие ключевые направления:

Естественнонаучная грамотность: В рамках программы обучающиеся изучают экологию, что позволяет лучше понимать окружающий мир, развивается их способность анализировать и делать выводы, а также формирует практические умения, необходимые для решения проблем в повседневной жизни. 

Читательская грамотность: Обучающиеся с помощью педагога читают художественную литературу, размышляют и обсуждают различные инструкции и задания, чтобы расширить свои представления и возможности взаимодействовать с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

                                                   

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Чудеса Сахалина»

Направленность: естественнонаучная

Уровень: стартовый

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 3 месяца

Автор-разработчик:

Васильева Марина Владимировна,

педагог дополнительного образования

г. Южно-Сахалинск

2025 год

  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

1.1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Чудеса Сахалина» разработана в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ (ст. 1, 2);

- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 г., утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

- Распоряжение министерства образования Сахалинской области от 22 сентября 2020 г. № 3.12-902-р «Об утверждении концепции персонифицированного дополнительного образования детей в Сахалинской области».

- Письмо Министерства образования Сахалинской области от 11.12.2023 № 3.12-Вн-5709/23 «О направлении методических рекомендаций по проектированию и реализации дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых в Сахалинской области»;

- Устав образовательного учреждения;

- Локальные акты образовательного учреждения;

- Рабочая программа воспитания образовательного учреждения.

Актуальность программы

Программа дополнительного образования «Чудеса Сахалина» направлена на развитие познавательного интереса, творческого потенциала и расширение кругозора обучающихся посредством знакомства с уникальной природой, культурой и историей острова Сахалин. Программа включает разнообразные занятия, игры, направленные на формирование экологического сознания, воспитание любви к родному краю и уважения к культурному наследию региона. 

Реализация программы способствует гармоничному развитию личности, формирует активную жизненную позицию, воспитывает чувство патриотизма и ответственности перед будущим своей малой Родины.

В программе «Чудеса Сахалина» функциональная грамотность отражается через следующие ключевые направления:

Естественнонаучная грамотность: В рамках программы обучающиеся изучают экологию, что позволяет лучше понимать окружающий мир, развивается их способность анализировать и делать выводы, а также формирует практические умения, необходимые для решения проблем в повседневной жизни.  

Читательская грамотность: Обучающиеся с помощью педагога читают художественную литературу, размышляют и обсуждают различные инструкции и задания, чтобы расширить свои представления и возможности взаимодействовать с окружающим миром.

Направленность: естественнонаучная.

Вид деятельности: экология.

Уровень программы: стартовый.

   Возраст обучающихся: 5-7 лет.

Форма обучения: очная.

Язык образования: русский.

Формы занятий: подгрупповая.

Формы и методы: работа в малых группах:

В процессе обучения используются различные формы и методы организации образовательной деятельности:

- педагогические наблюдения, опрос;

- создание проблемных ситуаций;

- дидактические, подвижные, трудовые поручения;

- чтение художественной литературы (рассказы, сказки, загадки, стихи, поговорки).

Типы занятий:  

- практические;

- поисковые;

- игровые ситуации.

Объем программы: количество часов - 26 часов.

Срок реализации программы: 3 месяца

Адресат программы: Программа предназначена для обучающихся от 5 до 7 лет. Наполняемость каждой группы 7-12 человек, что обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям. Набор детей – свободный, без специальной подготовки в данной области.

Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу:

- 5-6 лет – 25 минут;

- 6-7 лет – 30 минут.

Режим занятий утверждается расписанием, составляем в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Период

Продолжительность занятия, ч

Кол-во занятий в неделю

Кол-во часов в неделю, ч

Кол-во недель

Кол-во часов в год, ч

3 мес.

1

2

2

13

26

Итого

26

  1. Цели и задачи программы

 Цель: Формирование представлений о достопримечательностях и особенностях природы родного края.

Задачи:

Метапредметные:

- Развивать коммуникативные умения.

Предметные:

- Повысить знания детей о природе и достопримечательностях Сахалинской области.

Личностные:

- Способствовать формированию устойчивого интереса и доброжелательного отношение к живому миру.

                                    1.3. Учебный план

п/п

Название раздела

Кол-во часов

Форма аттестации/

контроль

Всего

Теория

Практика

1

Введение в программу

2

1

1

 Собеседование

2

Достопримечательности Сахалина

16

6

10

Творческая работа/ педагогическое наблюдение

3

Животные и растения Сахалина

8

3

5

Фотовыставка,

Викторина/

Педагогический анализ

Итого

26

10

16

1.4. Содержание программы

1. Введение в программу Входящая диагностика (собеседование).

Вводное занятие. «Основные правила и требования техники безопасности и противопожарной безопасности». Техника безопасности на занятиях при работе с инструментами и приспособлениями.

2. Достопримечательности Сахалина

Теория: знакомство с достопримечательностями острова Сахалин

Практика: изготовление аппликации - Остров Сахалин

Практика: создание макета-Мыс Анива

Практика: создание рисунка-Мысы Великан и Птичий

Практика: создание рисунка нетрадиционным способом-Остров тюлений

Практика: аппликация-Останец «Лягушка»

Практика: создание рисунка-Клоковский водопад

Практика: зарисовка-Озеро Буссе.

Практика: создание рисунка-Голубые озёра

Практика: творческая работа - создание индивидуальных альбомов -«Достопримечательности Сахалина».

Практика: наклеивание картинок в альбом - Заповедники Сахалина

3. Животные и растения Сахалина

Теория: знакомство с животными, занесенными в «Красную книгу Сахалина, знакомство с растениями Сахалинской области.

Практика: работа с раскрасками - Сахалинская кабарга

Практика: работа с раскрасками - Калан

Практика: работа с раскрасками - Сивуч

Практика: работа с раскрасками - Северный олень

Практика: работа с раскрасками - Черный аист

Практика: работа с раскрасками - Мандаринка

Практика: работа с раскрасками - Черная кряква

Практика: работа с раскрасками - Жужелица Лопатина

Практика: создание плаката «Красная книга Сахалина»

Практика: дегустация ягод Сахалина

Практика: Коллективная аппликация «Растения Сахалина»

Практика: Фотовыставка, Викторина «Остров Сахалин».

  1.  Планируемые результаты освоения программы

Задачи:

Метапредметные:

- Достаточно развиты коммуникативные умения.

Предметные:

- Демонстрирует знания о природе и достопримечательностях Сахалинской области.

Личностные:

    - Проявляет устойчивый интерес и доброжелательное отношение к живому миру.

  1. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во дней

Кол-во часов

Режим занятий

3 мес.

02.06.2025

29.08.2025

13

26

26

2 раза в неделю по 1 академическому часу

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

           Для успешной реализации программы требуется следующее материально-техническое обеспечение:

- кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям для занятий;

- столы, стулья;

- проектор;

- интерактивная доска;

- компьютер;

- коллекция мультимедийных презентаций.

Кадровое обеспечение программы

Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Чудеса Сахалина» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующей естественнонаучной направленности и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в соответствии с Приказом Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н.

Информационно-методическое обеспечение программы

1. Схемы, таблицы;

2. Энциклопедии «Красная книга Сахалина», «Дикие животные»;

3. Презентации, книги познавательного характера.

4. Природные материалы, приборы-помощники, прочие материалы;

Воспитательная работа с обучающимися проводится в соответствии с планом воспитательной работы (Приложение №1).

2.3. Формы аттестации

Входной контроль:

- проводится при наборе, на начальном этапе формирования коллектива в июне. Данный контроль нацелен на изучение интересов обучающегося, его знаний и умений, творческих способностей (собеседование);

Промежуточный контроль:

- проводится в июле. Данный контроль нацелен на изучение динамики освоения предметного содержания обучающимися (педагогическое наблюдение)

Итоговый контроль:

- проводится в конце обучения в августе. Данный контроль нацелен на проверку освоения программы в целом, учет изменений качеств личности каждого обучающегося (педагогический анализ).

2.4. Оценочные материалы

На протяжении всего периода обучения проводится педагогическое наблюдение, педагогический анализ и собеседование.

Результаты педагогического наблюдения и анализа оформляются в оценочный лист. Он позволяет отследить, какие показатели не сформированы и требуют индивидуальной или групповой работы (Приложение №2).

Каждый уровень усвоения критерий оценивается в баллах от 1 до 10:

- высокий – 80% и более от максимального количества баллов;

- средний – 60-80%;

- низкий – до 60%.

Список литературы

Основная литература:

            1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет [Текст] : практ. пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т.М. Бондаренко ; Сост.: Е.В. Анохина и др. - Воронеж : Учитель, 2019. - 159 с. - (Педагогика нового времени). - Библиогр.: с.158 . - ISBN 5-87807-222-X.

            2. Гризик Т.И., Лаврова Т.В. «Узнаю мир» – Издательский дом «Воспитание дошкольника». -  Москва: ФиС, 2023, 48 с. ISBN -978-5-09-020568-9.

            3. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес», Мозаика-Синтез, -  Москва: ФиС, 2020, 64 с. ISBN -5-9268-0464-7.

4. Кондратьева Н.Н. «Мы» - программа экологического образования детей Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», ФиС, 2022, 240 с. ISBN - 5-89814-057-3

       5. Наши острова. Итоги первого регионального конкурса для школьников «Имя на карте Сахалина и Курильских островов». Издательский центр «Академия», 2019. — 336 с. ISBN 5-7695-0849-3. 

       6. Сахалин и Курильские острова: здесь начинается Россия. – Южно-Сахалинск: Издательство «Рубеж», 2019, 320 с. ISBN -978-5-89814-904-8.

Дополнительная литература:  

7. Аксенова, З. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников.– Москва: ТЦ Сфера, 2021. – 128 с. ISBN -978-5-9949-0044-4.

8. Неволина Е. Большая книга животных. ОЛМА ПРЕСС «Звездный мир» -  Москва: ФиС, 2019, 240 с. ISBN - 5-94850-079-9.

Электронные ресурсы:

9. Биологическое разнообразие России, интернет-версия. – URL: http://sci.aha.ru (дата обращения 22.04.2025).

       10. Путеводитель по Острову Сахалин и Курильским островам. http://ostrov65.com/sakhalin/, интернет-версия, (дата обращения 16.05.2025)

            11.Агентство лесного и охотничьего хозяйства Сахалинской области. https://les.sakhalin.gov.ru/dejatelnost/krasnaja-kniga-sakhalinskoi-oblasti/krasnaja-kniga-sakhalinskoi-oblasti/, интернет-версия, (дата обращения 15.05.2025г)

 

Приложение № 1

План воспитательной работы

Период

Название мероприятия

Июнь

Мастер-класс по созданию альбома «достопримечательности Сахалина».

Июль

Создание коллективного плаката «Красная книга Сахалина».

Август

Итоговое мероприятие: фотовыставка «Чудеса Сахалина», викторина «Остров Сахалин».

Приложение № 2

Критерии оценки

ФИО ребенка

    Метапредметные

Умеет работать в паре, группе

Может принять чужое мнение, поставленную коллективную задачу

Предметные

Демонстрирует знания о достопримечательностях Сахалинской области

Может продемонстрировать знания о животных, занесенных в Красную книгу Сахалина

Может рассказать о некоторых видах растений Сахалинской области

Личностные

Проявляет устойчивый интерес и доброжелательное отношение к живому миру.

Итого баллов:

Каждый уровень усвоения критерий оценивается в баллах от 1 до 10:

- высокий – 80% и более от максимального количества баллов;

- средний – 60-80%;

- низкий – до 60%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Презентация к занятию в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Юный сахалинец" Тема: "Сахалин - остров, на котором мы живем".

Цель:  воспитание в детях чувства патриотизма через ознакомление с историей и традициями малой родины; развитие интереса к изучению окружающего мира.Задачи:1. Обучающие:• познакомить с основ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.

Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...