конспект занятия Необъятная Россия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Котлярова Татьяна Петровна

Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования современных детей. Политическая обстановка и социальная атмосфера в стране и в мире вызывает обеспокоенность уровнем воспитания подрастающего поколения и заставляет взглянуть по-новому на вполне понятное значение слова – патриотизм. Дети шестого года жизни уже способны понять, как многогранна окружающая их живая природа и как она нуждается в защите, но они ещё не знакомы с понятием «религия» и «межконфессиональные отношения».В нашей многонациональной группе дети общаются между собой дружно, без разделения на группы по национальной принадлежности. Поэтому целесообразно начинать изучение истории русского народа, который веками неразрывно связан с взаимоотношениями с представителями разных национальностей и во многом позаимствовал их культуру, именно сейчас, с ранних лет, когда маленький человек только начинает приобретать свой жизненный опыт.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_neobyatnaya_rossiya.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 24

ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«НЕОБЪЯТНАЯ РОССИЯ»

Подготовила и провела

воспитатель Котлярова Т. П.

Санкт-Петербург

2025


Актуальность: Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования современных детей. Политическая обстановка и социальная атмосфера в стране и в мире вызывает обеспокоенность уровнем воспитания подрастающего поколения и заставляет взглянуть по-новому на вполне понятное значение слова – патриотизм. К сожалению, взаимоотношения между людьми не всегда складываются благополучно из-за дефицита знаний истории своего народа, из-за отсутствия знаний о культуре народностей в многонациональной стране и связи между своим и общественным интересом.

Дети шестого года жизни уже способны понять, как многогранна окружающая их живая природа и как она нуждается в защите, но они ещё не знакомы с понятием «религия» и «межконфессиональные отношения». В нашей многонациональной группе дети общаются между собой дружно, без разделения на группы по национальной принадлежности. Поэтому целесообразно начинать изучение истории русского народа, который веками неразрывно связан с взаимоотношениями с представителями разных национальностей и во многом позаимствовал их культуру, именно сейчас, с ранних лет, когда маленький человек только начинает приобретать свой жизненный опыт.

Занятие состоит из двух частей:

  1. «География и животный мир России»,
  2. «Население и культура»

Примерное время: 60 минут

Цели:

  1. Сформировать знания о природе и животном мире в разных климатических условиях
  2. Познакомить с представителями разных национальностей, населяющих территорию Россию, и их образом жизни

Задачи:

Образовательные:

Сформировать знания о географическом положении России;

Определить различия климата севера, юга и средней полосы;

Определить приспособленность животного мира к природным условиям;

Познакомить с частью культуры представителей разных национальностей;

Пополнить словарный запас.

Развивающие:

Развивать представления о региональных компонентах;

Развивать любознательность.

Воспитательные:

Воспитать чувства уважение к культуре разных народов.

Методические приёмы:

словесный, игровой

Материалы:

Глобус,

Географическая карта России,

Контурная карта России,

Карточки с заданиями,

Оригами самолётики,

Иллюстративный материал,

Коробка в виде посылки,

Конверты с заданиями,

Карандаши: простые и цветные,

Оборудование для прослушивания аудиозаписи,

Видеопроектор,

Смайлики.


План проведения занятий

Тема

Задачи

1.

География и животный мир России

  • познакомить с географией России;
  • определить климатические условия;
  • определить животный мир и особенности расселения;
  • пополнить словарный запас;
  • закрепить полученные знания с помощью заданий

2.

Население и культура

  • закрепить полученные знания о географии России и климатических условиях;
  • сформировать знания о народностях и территориях расселения;
  • обратить внимания на территории Украины, Таджикистана, Узбекистана, Татарстана, Чукотки;
  • познакомить с культурой этих стран;
  • пополнить словарный запас словом «спасибо» на 5 языках


Часть 1. География и животный мир России

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в географию. Это такая наука, которая изучает природу и её территориальные особенности. А начнём нашу игру с весёлого хоровода. Вставайте в круг.

Подвижная игра «Звериная походка»

По дороге я шагаю – топ-топ, топ-топ, дети идут друг за другом по кругу

Всё вокруг я замечаю – оп-оп, оп-оп, поворачивают голову в право/в лево

Вот лягушка поскакала – ква-ква, ква-ква, прыгают вприсядку

Утка крылья распускала – кря-кря, кря-кря взмахивают руками и подпрыгивают

Солнышко траву согрело,

Умывайся, не ленись подносят руки к лицу

И берись за дело смело,

Но сначала улыбнись. Поворачиваются лицом в круг и улыбаются

Воспитатель: вот так, с улыбкой, мы рассаживаемся на свои места за столы

Дети рассаживаются за столы

Основная часть

Введение в игровую ситуацию:

Воспитатель:

Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашей родине – России, а какое транспортное средство нам в этом поможет? Узнаем, разгадав загадку:

Великан крылом качает

И отправится в полёт.

Пассажиров повезёт.

Что за транспорт? (самолёт)

Воспитатель: правильно, на самолёте. Сейчас поиграем в игру и представим себя пассажирами

Подвижная игра «Пилот»

Дети: выходят в центр зала

В небо синее пилот Руки в стороны, стоя

Поднимает самолёт. Наклоняют туловище в право и лево

И летит за облаками,

Над горами и лесами. «летят» по группе.

Воспитатель: молодцы. А сейчас садитесь в свои пассажирские сиденья и смотрите в иллюминаторы, так называются круглые окна в самолёте.

Дети рассаживаются на стулья, поставленные в два ряда по принципу рассадки пассажиров в самолёте, и смотрят на карту России.

Воспитатель: итак, полетели.

Перед вами карта России. Россия огромная страна и природные условия на её территории разные: верхняя часть карты – это северная часть России. Она показана белым цветом. Это значит, что сплошные снега на суше, которая называется тундрой, и льдины в водном пространстве, которое называется океаном. Там всю жизнь зима и жаркого лета никогда не бывает. Там обитают млекопитающие животные, птицы и рыбы, которые приспособились к холодным условиям, и в тепле жить не смогут. Посмотрите внимательно на карту и скажите, каких животных вы узнаёте и где они обитают – на суши или в воде?

Дети: отвечают

Воспитатель: молодцы. На верхней - северной части России карта нам показывает Северный-ледовитый океан, в состав которого входят моря, одно из них море Лаптевых. Из него вытекает много рек, а самая крупная река Лена. Очень протяжённая река, она пересекает поперёк всю территорию России. Показать направление течения

Сейчас посмотрим в левую часть карты и найдём Баренцево море. Из него берёт начало Белое море. Оно соединяется с Онежским озером, которое в свою очередь соединяется с озером Ладожским и рекой Невой И Финским заливом. Показать на карте

А теперь давайте посмотрим на нижнюю часть карты. Там южная часть России, где никогда не бывает холодной зимы. На карте видим, как мало воды по сравнению с севером. Какие животные обитают в жаркой половине России?

Дети: отвечают

Воспитатель: молодцы, теперь давайте посмотрим на середину карты. Это природа хорошо нам знакомая – хвойные и лиственные леса, реки и озёра. Наш город Санкт-Петербург со всех сторон окружён водой: Финским заливом и Ладожским озером, а в черте города протекает много рек. Самая большая река как называется?

Дети: отвечают

Воспитатель: молодцы, а кто обитает в наших лесах реках и озёрах?

Дети: отвечают

Воспитатель: сейчас возьмём контурные карты, синие карандаши и закрасим на них океан на севере, моря и реки на юге и в центральной части. Раздать комплекты прил.1

Самостоятельная работа

Воспитатель: работу закончили и теперь давайте подпишем наши карты и оставим их до следующего занятия.

Подвижная игра «Пилот»

Дети: выходят в центр зала

В небо синее пилот Руки в стороны, стоя

Поднимает самолёт. Наклоняют туловище в право и лево

И летит за облаками,

Над горами и лесами. «Летят» по группе.

Воспитатель: мы посмотрели на нашу Россию, пролетая над ней на самолёте, а сейчас давайте возьмём наши игрушечные самолёты и отправим их в разные стороны нашей страны: на юг, на север и в середину. Раздать самолёты

Игра «Летим над страной»

Дети: направляют их по команде воспитателя: север, юг, средняя полоса

Воспитатель: мы с вами полетали над Россией, а сейчас давайте вспомним, как называются самые крупные водоёмы – океаны, моря, реки и озёра. Раздать комплекты прил. 2

Самостоятельная работа

Воспитатель: пилот нашего самолёта попросил меня передать вам записки. Раздать записки – свёрнутые листы бумаги с заданиями, прил. 3. Давайте посмотрим, что в них. Здесь звери разных концов России просят оправить их по домам, в привычную среду обитания. Давайте им поможем, но сначала разгадаем загадки.

Загадки:

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге,

Потянулся он со сна:

«К нам опять пришла весна!» (бурый медведь)

Он такой же косолапый,

Только белый и большой,

Он живёт, где много снега,

Никогда не спит зимой. (белый медведь)

Игра «Ассоциации»

Задание: совместить стрелками животных с их местами обитания.

Самостоятельная работа

Заключение

Рефлексия:

Воспитатель: наша игра почти закончена. Давайте подведём итоги. Сегодня мы полетали на самолёте и увидели, как велика наша родина Россия. С высоты было хорошо видно, как много суши и воды, как много обитает животных, птиц и рыб. Что вам больше всего запомнилось и понравилось/ или не понравилось?

Дети разбирают смайлики в зависимости от настроения и отвечают


Часть 2. Население и культура сопровождается видеопрезентацией

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, во что мы инрали на прошлом занятии?

Дети: отвечают

Воспитатель: правильно. Мы познакомились с географией России, увидели какая разная природа в разных частях страны и как приспосабливаются животные, птицы и рыбы к природным особенностям. Мы уже знаем, что на всей территории России разные природные условия: на севере холодно, на юге жарко, а в средней полосе страны прохладно. Показать регионы на карте. Давайте повторим движения медведя, лягушки, утки, комара,

Подвижная игра «Звериная походка»

По дороге я шагаю – топ-топ, топ-топ, дети идут друг за другом по кругу

Всё вокруг я замечаю – оп-оп, оп-оп, поворачивают голову в право/в лево

Вот лягушка поскакала – ква-ква, ква-ква, прыгают вприсядку

Утка крылья распускала – кря-кря, кря-кря взмахивают руками и подпрыгивают

Солнышко траву согрело,

Умывайся, не ленись подносят руки к лицу

И берись за дело смело,

Но сначала улыбнись. Поворачиваются лицом в круг и улыбаются

Дети: повторяют движения и звуки

Воспитатель: на всей территории живут разные животные, у каждого из которых есть своя родина – север, где больше белого цвета, юг на карте показан преимущественно коричневым цветом. Это говорит о том, что много песка, и средняя полоса с зелёными лиственными и хвойными лесами. А сейчас возьмём наши контурные карты и нарисуем на них природные условия разных концов России. Раздать подписанные контурные карты прил. 1

Дети: раскрашивают коричневым, и зелёным цветом

Воспитатель: Родина есть и у каждого человека. Люди разные по своему характеру и привычкам, разные по национальностям.

Слайд. 1 

В России проживает очень много народа многих национальностей, и каждая имеет свою культуру, то есть свой язык, свою музыку, свою одежду, свои жилища. Русская народная одежда для женщин состоит из длинной рубашки и сарафана. На голове кокошник, для мужчин – рубашка с косым воротом – косоворотка и поясом, широкие штаны, а на голове картуз. Русские до основания городов жили в деревнях, где каждая семья имела избу. 

Сейчас мы будем знакомиться с представителями некоторых народов, которые знают русский язык и умеют сказать поблагодарить по-русски, то есть сказать слово «спасибо». Мы не знаем иностранных языков, но можем выучить одно слово благодарности.  

Слайд. 2

На севере живут чукчи.

Показать на карте и картинку, включить звучание национальной музыки чукотки. Большую часть года в этом регионе зима, по этому, им необходимы тёплые шубы, шапки и сапоги, а живут они в чумах. Спасибо на чукотском языке– еттык.

Слайд. 3

Показать на карте и картинку, включить звучание национальной музыки Узбекистана и Таджикистана

На юге живут узбеки и таджики в странах, которые называются Узбекистан и Таджикистан. Так повелось издревле до основания городов, когда эти народы жили в юртах. Там тепло и у них нет необходимости иметь меховые шубы. Слово «спасибо» на таджикском и узбекском языках звучит одинаково – рахмат.

Слайд. 4

Показать на карте и картинку, включить звучание национальной музыки Украины.

В средней полосе России ближе к Санкт-Петербургу располагаются территории, где живут украинцы в (ранее в хатах) стране, которая называется Украина. Слово «спасибо» на украинском произносится – дякую.

Слайд. 5

Показать на карте и картинку, включить звучание национальной музыки Татарстана

По соседству с ними находится регион с названием Татарстан. Там живут татары «Спасибо» на татарском похоже на узбекское и таджикское – рехмет.

А сейчас поиграем в татарскую национальную игру. Она называется «Тотыш уены», что в переводе на русский значит «Ловишки»

Подвижная игра «Тотыш уены»

Дети: играют. Все играющие разбегаются. Водящий ловит одного, и он становится его помощником. Взявши за руки, они ловят следующего, и он становится их помощником. Ловят до тех пор, пока не поймают всех.

Воспитатель: к нам сегодня рано утром приходил почтальон, но не застал нас в саду и оставил посылку. Давайте посмотрим, что в ней. Здесь письма. Берите конверты и смотрите что в них.

Дети: разбирают конверты. В них прил. 4

Воспитатель: в письмах задания, здесь нужно соединить стрелками места проживания разных народностей с их природными условиями. Давайте займём свои места за столом и выполним задание.

Воспитатель: наша сегодняшняя игра почти закончена. Подведём итоги. Сегодня мы узнали, как много на территории России проживает людей разных национальностей. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, но все они живут в одной стране дружно.

Давайте вспомним стихотворение

Воспитатель и дети:

«Необъятная страна» (Т. Бокова)

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, моря и горы,

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна.

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна!

Рефлексия:

Воспитатель: что вам больше всего запомнилось и понравилось/ или не понравилось?

Дети разбирают смайлики в зависимости от настроения и отвечают


Литература:

Методическая:

  1. Дмитриева В.Г. 1000 скороговорок, считалок, игр для развития речи. – М.: Издательство АСТ, 2018.
  2. Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа. – СПб.: Детство-Пресс, 2020.
  3. Лыкова А.И. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2012.
  4. Никитина А.В. Пальчиковые игры. – СПб.: КАРО, 2022.
  5. Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: Издательство Детство-Пресс, 2013.
  6. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2017.

Художественная:

  1. Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта, 1993.
  2. Дунаева Ю.А. Красная книга России. – М.: Издательство АСТ, 2017.
  3. Кретова К. Аста-Ураган в России: 100 весёлых заданий. – СПб.: Питер, 2011.
  4. Кретова К. Аста-Ураган. Географические приключения. – СПб.: Питер, 2018.
  5. Кретова К. Аста-Ураган. Путешествие по России. – СПб.: Питер, 2021.
  6. Серия книг Уроки зайчат. Развивающие задания для детей. – СПб.: Учитель, 2020.
  7. Считалочки. – М.: ООО Самовар-книги», 2022.
  8. Усачёв А.А. Занимательная география. Россия. – СПб.: Азбука, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "День России"

Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие "Родина"....

Конспект занятия "День России" в средней группе.

Коспект занятия "День России" Интеграция областей:социализация,коммуникация, музыка....

Конспект занятия "Почта России"

Конспект непосредственно образовательной деятельности формирование целостной картины мира, расширение кругозора для детей средней группы...

Конспект занятия "Символы России"

Цель:   расширить  кругозор  детей  о  государственной  символике  России,  способствовать  принятию детьми  нравственных  ценностей:  ...

Конспект занятий "Символы России"

Цель: знакомить с символами России. Задачи: обобщить знания детей о государственных символах России: флаге, гимне, гербе.  Закрепить знания детей о символическом значении цветов государствен...

Конспект занятия "День России"

12 июня наша страна отмечает важный государственный праздник-День России.Это один из самых " молодых" государственных праздников в стране.Сегодня День России приобретает все более патриотиче...

Конспект занятия "Народы России"

Познакомить детей с разными народами,населяющими Россию....