конспект занятия Необъятная Россия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования современных детей. Политическая обстановка и социальная атмосфера в стране и в мире вызывает обеспокоенность уровнем воспитания подрастающего поколения и заставляет взглянуть по-новому на вполне понятное значение слова – патриотизм. Дети шестого года жизни уже способны понять, как многогранна окружающая их живая природа и как она нуждается в защите, но они ещё не знакомы с понятием «религия» и «межконфессиональные отношения».В нашей многонациональной группе дети общаются между собой дружно, без разделения на группы по национальной принадлежности. Поэтому целесообразно начинать изучение истории русского народа, который веками неразрывно связан с взаимоотношениями с представителями разных национальностей и во многом позаимствовал их культуру, именно сейчас, с ранних лет, когда маленький человек только начинает приобретать свой жизненный опыт.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 24
ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«НЕОБЪЯТНАЯ РОССИЯ»
Подготовила и провела
воспитатель Котлярова Т. П.
Санкт-Петербург
2025
Актуальность: Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования современных детей. Политическая обстановка и социальная атмосфера в стране и в мире вызывает обеспокоенность уровнем воспитания подрастающего поколения и заставляет взглянуть по-новому на вполне понятное значение слова – патриотизм. К сожалению, взаимоотношения между людьми не всегда складываются благополучно из-за дефицита знаний истории своего народа, из-за отсутствия знаний о культуре народностей в многонациональной стране и связи между своим и общественным интересом.
Дети шестого года жизни уже способны понять, как многогранна окружающая их живая природа и как она нуждается в защите, но они ещё не знакомы с понятием «религия» и «межконфессиональные отношения». В нашей многонациональной группе дети общаются между собой дружно, без разделения на группы по национальной принадлежности. Поэтому целесообразно начинать изучение истории русского народа, который веками неразрывно связан с взаимоотношениями с представителями разных национальностей и во многом позаимствовал их культуру, именно сейчас, с ранних лет, когда маленький человек только начинает приобретать свой жизненный опыт.
Занятие состоит из двух частей:
- «География и животный мир России»,
- «Население и культура»
Примерное время: 60 минут
Цели:
- Сформировать знания о природе и животном мире в разных климатических условиях
- Познакомить с представителями разных национальностей, населяющих территорию Россию, и их образом жизни
Задачи:
Образовательные:
Сформировать знания о географическом положении России;
Определить различия климата севера, юга и средней полосы;
Определить приспособленность животного мира к природным условиям;
Познакомить с частью культуры представителей разных национальностей;
Пополнить словарный запас.
Развивающие:
Развивать представления о региональных компонентах;
Развивать любознательность.
Воспитательные:
Воспитать чувства уважение к культуре разных народов.
Методические приёмы:
словесный, игровой
Материалы:
Глобус,
Географическая карта России,
Контурная карта России,
Карточки с заданиями,
Оригами самолётики,
Иллюстративный материал,
Коробка в виде посылки,
Конверты с заданиями,
Карандаши: простые и цветные,
Оборудование для прослушивания аудиозаписи,
Видеопроектор,
Смайлики.
План проведения занятий
Тема | Задачи |
1. География и животный мир России |
|
2. Население и культура |
|
Часть 1. География и животный мир России
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем играть в географию. Это такая наука, которая изучает природу и её территориальные особенности. А начнём нашу игру с весёлого хоровода. Вставайте в круг.
Подвижная игра «Звериная походка»
По дороге я шагаю – топ-топ, топ-топ, дети идут друг за другом по кругу
Всё вокруг я замечаю – оп-оп, оп-оп, поворачивают голову в право/в лево
Вот лягушка поскакала – ква-ква, ква-ква, прыгают вприсядку
Утка крылья распускала – кря-кря, кря-кря взмахивают руками и подпрыгивают
Солнышко траву согрело,
Умывайся, не ленись подносят руки к лицу
И берись за дело смело,
Но сначала улыбнись. Поворачиваются лицом в круг и улыбаются
Воспитатель: вот так, с улыбкой, мы рассаживаемся на свои места за столы
Дети рассаживаются за столы
Основная часть
Введение в игровую ситуацию:
Воспитатель:
Сегодня мы с вами будем путешествовать по нашей родине – России, а какое транспортное средство нам в этом поможет? Узнаем, разгадав загадку:
Великан крылом качает
И отправится в полёт.
Пассажиров повезёт.
Что за транспорт? (самолёт)
Воспитатель: правильно, на самолёте. Сейчас поиграем в игру и представим себя пассажирами
Подвижная игра «Пилот»
Дети: выходят в центр зала
В небо синее пилот Руки в стороны, стоя
Поднимает самолёт. Наклоняют туловище в право и лево
И летит за облаками,
Над горами и лесами. «летят» по группе.
Воспитатель: молодцы. А сейчас садитесь в свои пассажирские сиденья и смотрите в иллюминаторы, так называются круглые окна в самолёте.
Дети рассаживаются на стулья, поставленные в два ряда по принципу рассадки пассажиров в самолёте, и смотрят на карту России.
Воспитатель: итак, полетели.
Перед вами карта России. Россия огромная страна и природные условия на её территории разные: верхняя часть карты – это северная часть России. Она показана белым цветом. Это значит, что сплошные снега на суше, которая называется тундрой, и льдины в водном пространстве, которое называется океаном. Там всю жизнь зима и жаркого лета никогда не бывает. Там обитают млекопитающие животные, птицы и рыбы, которые приспособились к холодным условиям, и в тепле жить не смогут. Посмотрите внимательно на карту и скажите, каких животных вы узнаёте и где они обитают – на суши или в воде?
Дети: отвечают
Воспитатель: молодцы. На верхней - северной части России карта нам показывает Северный-ледовитый океан, в состав которого входят моря, одно из них море Лаптевых. Из него вытекает много рек, а самая крупная река Лена. Очень протяжённая река, она пересекает поперёк всю территорию России. Показать направление течения
Сейчас посмотрим в левую часть карты и найдём Баренцево море. Из него берёт начало Белое море. Оно соединяется с Онежским озером, которое в свою очередь соединяется с озером Ладожским и рекой Невой И Финским заливом. Показать на карте
А теперь давайте посмотрим на нижнюю часть карты. Там южная часть России, где никогда не бывает холодной зимы. На карте видим, как мало воды по сравнению с севером. Какие животные обитают в жаркой половине России?
Дети: отвечают
Воспитатель: молодцы, теперь давайте посмотрим на середину карты. Это природа хорошо нам знакомая – хвойные и лиственные леса, реки и озёра. Наш город Санкт-Петербург со всех сторон окружён водой: Финским заливом и Ладожским озером, а в черте города протекает много рек. Самая большая река как называется?
Дети: отвечают
Воспитатель: молодцы, а кто обитает в наших лесах реках и озёрах?
Дети: отвечают
Воспитатель: сейчас возьмём контурные карты, синие карандаши и закрасим на них океан на севере, моря и реки на юге и в центральной части. Раздать комплекты прил.1
Самостоятельная работа
Воспитатель: работу закончили и теперь давайте подпишем наши карты и оставим их до следующего занятия.
Подвижная игра «Пилот»
Дети: выходят в центр зала
В небо синее пилот Руки в стороны, стоя
Поднимает самолёт. Наклоняют туловище в право и лево
И летит за облаками,
Над горами и лесами. «Летят» по группе.
Воспитатель: мы посмотрели на нашу Россию, пролетая над ней на самолёте, а сейчас давайте возьмём наши игрушечные самолёты и отправим их в разные стороны нашей страны: на юг, на север и в середину. Раздать самолёты
Игра «Летим над страной»
Дети: направляют их по команде воспитателя: север, юг, средняя полоса
Воспитатель: мы с вами полетали над Россией, а сейчас давайте вспомним, как называются самые крупные водоёмы – океаны, моря, реки и озёра. Раздать комплекты прил. 2
Самостоятельная работа
Воспитатель: пилот нашего самолёта попросил меня передать вам записки. Раздать записки – свёрнутые листы бумаги с заданиями, прил. 3. Давайте посмотрим, что в них. Здесь звери разных концов России просят оправить их по домам, в привычную среду обитания. Давайте им поможем, но сначала разгадаем загадки.
Загадки:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге,
Потянулся он со сна:
«К нам опять пришла весна!» (бурый медведь)
Он такой же косолапый,
Только белый и большой,
Он живёт, где много снега,
Никогда не спит зимой. (белый медведь)
Игра «Ассоциации»
Задание: совместить стрелками животных с их местами обитания.
Самостоятельная работа
Заключение
Рефлексия:
Воспитатель: наша игра почти закончена. Давайте подведём итоги. Сегодня мы полетали на самолёте и увидели, как велика наша родина Россия. С высоты было хорошо видно, как много суши и воды, как много обитает животных, птиц и рыб. Что вам больше всего запомнилось и понравилось/ или не понравилось?
Дети разбирают смайлики в зависимости от настроения и отвечают
Часть 2. Население и культура сопровождается видеопрезентацией
Ход занятия
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, во что мы инрали на прошлом занятии?
Дети: отвечают
Воспитатель: правильно. Мы познакомились с географией России, увидели какая разная природа в разных частях страны и как приспосабливаются животные, птицы и рыбы к природным особенностям. Мы уже знаем, что на всей территории России разные природные условия: на севере холодно, на юге жарко, а в средней полосе страны прохладно. Показать регионы на карте. Давайте повторим движения медведя, лягушки, утки, комара,
Подвижная игра «Звериная походка»
По дороге я шагаю – топ-топ, топ-топ, дети идут друг за другом по кругу
Всё вокруг я замечаю – оп-оп, оп-оп, поворачивают голову в право/в лево
Вот лягушка поскакала – ква-ква, ква-ква, прыгают вприсядку
Утка крылья распускала – кря-кря, кря-кря взмахивают руками и подпрыгивают
Солнышко траву согрело,
Умывайся, не ленись подносят руки к лицу
И берись за дело смело,
Но сначала улыбнись. Поворачиваются лицом в круг и улыбаются
Дети: повторяют движения и звуки
Воспитатель: на всей территории живут разные животные, у каждого из которых есть своя родина – север, где больше белого цвета, юг на карте показан преимущественно коричневым цветом. Это говорит о том, что много песка, и средняя полоса с зелёными лиственными и хвойными лесами. А сейчас возьмём наши контурные карты и нарисуем на них природные условия разных концов России. Раздать подписанные контурные карты прил. 1
Дети: раскрашивают коричневым, и зелёным цветом
Воспитатель: Родина есть и у каждого человека. Люди разные по своему характеру и привычкам, разные по национальностям.
Слайд. 1
В России проживает очень много народа многих национальностей, и каждая имеет свою культуру, то есть свой язык, свою музыку, свою одежду, свои жилища. Русская народная одежда для женщин состоит из длинной рубашки и сарафана. На голове кокошник, для мужчин – рубашка с косым воротом – косоворотка и поясом, широкие штаны, а на голове картуз. Русские до основания городов жили в деревнях, где каждая семья имела избу.
Сейчас мы будем знакомиться с представителями некоторых народов, которые знают русский язык и умеют сказать поблагодарить по-русски, то есть сказать слово «спасибо». Мы не знаем иностранных языков, но можем выучить одно слово благодарности.
Слайд. 2
На севере живут чукчи.
Показать на карте и картинку, включить звучание национальной музыки чукотки. Большую часть года в этом регионе зима, по этому, им необходимы тёплые шубы, шапки и сапоги, а живут они в чумах. Спасибо на чукотском языке– еттык.
Слайд. 3
Показать на карте и картинку, включить звучание национальной музыки Узбекистана и Таджикистана
На юге живут узбеки и таджики в странах, которые называются Узбекистан и Таджикистан. Так повелось издревле до основания городов, когда эти народы жили в юртах. Там тепло и у них нет необходимости иметь меховые шубы. Слово «спасибо» на таджикском и узбекском языках звучит одинаково – рахмат.
Слайд. 4
Показать на карте и картинку, включить звучание национальной музыки Украины.
В средней полосе России ближе к Санкт-Петербургу располагаются территории, где живут украинцы в (ранее в хатах) стране, которая называется Украина. Слово «спасибо» на украинском произносится – дякую.
Слайд. 5
Показать на карте и картинку, включить звучание национальной музыки Татарстана
По соседству с ними находится регион с названием Татарстан. Там живут татары «Спасибо» на татарском похоже на узбекское и таджикское – рехмет.
А сейчас поиграем в татарскую национальную игру. Она называется «Тотыш уены», что в переводе на русский значит «Ловишки»
Подвижная игра «Тотыш уены»
Дети: играют. Все играющие разбегаются. Водящий ловит одного, и он становится его помощником. Взявши за руки, они ловят следующего, и он становится их помощником. Ловят до тех пор, пока не поймают всех.
Воспитатель: к нам сегодня рано утром приходил почтальон, но не застал нас в саду и оставил посылку. Давайте посмотрим, что в ней. Здесь письма. Берите конверты и смотрите что в них.
Дети: разбирают конверты. В них прил. 4
Воспитатель: в письмах задания, здесь нужно соединить стрелками места проживания разных народностей с их природными условиями. Давайте займём свои места за столом и выполним задание.
Воспитатель: наша сегодняшняя игра почти закончена. Подведём итоги. Сегодня мы узнали, как много на территории России проживает людей разных национальностей. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, но все они живут в одной стране дружно.
Давайте вспомним стихотворение
Воспитатель и дети:
«Необъятная страна» (Т. Бокова)
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, моря и горы,
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна!
Рефлексия:
Воспитатель: что вам больше всего запомнилось и понравилось/ или не понравилось?
Дети разбирают смайлики в зависимости от настроения и отвечают
Литература:
Методическая:
- Дмитриева В.Г. 1000 скороговорок, считалок, игр для развития речи. – М.: Издательство АСТ, 2018.
- Добро пожаловать в экологию!» Парциальная программа. – СПб.: Детство-Пресс, 2020.
- Лыкова А.И. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2012.
- Никитина А.В. Пальчиковые игры. – СПб.: КАРО, 2022.
- Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб.: Издательство Детство-Пресс, 2013.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.: Мозаика-синтез, 2017.
Художественная:
- Аксёнова М.Д. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта, 1993.
- Дунаева Ю.А. Красная книга России. – М.: Издательство АСТ, 2017.
- Кретова К. Аста-Ураган в России: 100 весёлых заданий. – СПб.: Питер, 2011.
- Кретова К. Аста-Ураган. Географические приключения. – СПб.: Питер, 2018.
- Кретова К. Аста-Ураган. Путешествие по России. – СПб.: Питер, 2021.
- Серия книг Уроки зайчат. Развивающие задания для детей. – СПб.: Учитель, 2020.
- Считалочки. – М.: ООО Самовар-книги», 2022.
- Усачёв А.А. Занимательная география. Россия. – СПб.: Азбука, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "День России"
Помочь ребенку приобрести четкие представления о государственных символах России, обобщить понятие "Родина"....

Конспект занятия "День России" в средней группе.
Коспект занятия "День России" Интеграция областей:социализация,коммуникация, музыка....

Конспект занятия "Почта России"
Конспект непосредственно образовательной деятельности формирование целостной картины мира, расширение кругозора для детей средней группы...

Конспект занятия "Символы России"
Цель: расширить кругозор детей о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей: ...

Конспект занятий "Символы России"
Цель: знакомить с символами России. Задачи: обобщить знания детей о государственных символах России: флаге, гимне, гербе. Закрепить знания детей о символическом значении цветов государствен...
Конспект занятия "День России"
12 июня наша страна отмечает важный государственный праздник-День России.Это один из самых " молодых" государственных праздников в стране.Сегодня День России приобретает все более патриотиче...
Конспект занятия "Народы России"
Познакомить детей с разными народами,населяющими Россию....
