Игры – экспериментирования с дошкольниками на прогулке
опыты и эксперименты по окружающему миру

в теплое время года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-eksperimenty.docx12.53 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – экспериментирования с дошкольниками на прогулке

                     

1.Свойства веществ.

Цель: формировать представление о твердых и жидких веществ.

Ход опыта: раздать каждому ребенку деревянную палочку. Воспитатель просит обследовать ее, постучать ею, сломать. Сколько теперь стало палочек (2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) Те же действия дети проводят с мелом. Что у деревянной палочки общего с мелом? (они твердые)

Вывод: если сломать что-то твердое, то снова сделать их целыми нельзя.

2. Твердый – жидкий.

Цель: продолжать формировать представление о твердых и жидких веществ.

Ход опыта: раздать каждому ребенку травинку. Воспитатель просит обследовать и порвать ее. Сколько получилось частей (2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) далее воспитатель раздает каждому ребенку по 2 одноразовых стаканчика. В один наливает воду. Предлагает «сломать» воду в стакане, перелить часть воды в другой стакан. У всех получилось 2 части воды? (да) а теперь из двух частей сделайте одну. Дети переливают воду обратно в один стакан.

Вывод: твердый предмет можно поломать, но снова сделать целым нельзя. А воду можно «сломать» и соединить в одно целое, потому что она не твердая, а жидкая. Все жидкие вещества делятся, а потом соединяются в одно целое

3. Свойства мокрых и сухих веществ.

Цель: знакомить детей со свойствами мокрых и сухих песка, почвы.

Ход опыта: раздать детям по 2 пластмассовые бутылочки. Предложить наполнить одну бутылочку сухим песком и сухой почвой, а вторую – мокрыми веществами. Какой песок и почва лучше наполняют бутылку? Сухие или мокрые? (сухие).

Вывод: рассыпчатые вещества (сухой песок и сухая почва) лучше наполняют емкости, чем мокрые.

4. Свойства песка.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.

Ход опыта: воспитатель дает детям пластмассовые бутылки, наполненные сухим и мокрым песком. Показывает, как можно делать дорожки и рисовать узоры на земле.

Вывод: мокрый песок из бутылки не выпадает, тогда как сухой свободно высыпается.

5. Тяжелый – легкий.

Цель: выявить зависимость тяжести песка от погодных условий.

Ход опыта: в солнечный день предложить потрогать песок руками, какой он: сухой (рассыпается в руках). Полить песок (как будто прошел дождь); предложить опять потрогать его руками (он стал липкий, склеивается в комочки). Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета. Предложить детям насыпать в один пакет сухой песок, а в другой – мокрый, «взвесить».

Вывод: от влаги песок становится тяжелее сухого.

6. Песчаный конус.

Цель: показать свойство песка – сыпучесть.

Ход опыта: предложить детям взять горсть песка и выпустить его на одно место. Постепенно на месте падения образуется песчаный конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок на одно и то же место, то в другом, возникают плавуны.

Вывод: движение песка похоже на течение. Свойство песка – сыпучесть.

7. Движение воздуха.

Цель: показать детям, что воздух движется.

Ход опыта: предлагает детям помахать руками перед лицом. Какое ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Вывод: воздух не «невидимка», его движение можно почувствовать.

8. Что в пакете?

Цель: выявить свойства воздуха.

Ход опыта: предложить детям обследовать пакет. Узнать, что в нем?

Вывод: воздух невидим и невесом.

9. Передача солнечного зайчика.

Цель: выяснить, как отражается свет.

Ход опыта: воспитатель раздает зеркала детям. Предлагает поймать «солнечного зайчика». Поставить еще одно зеркало (он отразится еще раз).

Вывод: свет может отражать изображения многократно.

10. Как «вытолкнуть» воду?

Цель: выяснить, как изменяется уровень воды от брошенного в нее предмета.

Ход опыта: воспитатель раздает детям стаканчики с водой. На стакане нарисована метка по поверхности воды. Предлагает детям бросить в стаканчик с водой камни. Проверить уровень воды.

Вывод: уровень воды повышается от брошенных в нее предметов. Чем больше предмет, тем выше уровень воды.

11. Воздух работает.

Цель: выяснить, может ли воздух двигать предметы?

Ход опыта: воспитатель раздает детям шарики. Предлагает детям надуть их. Потом предлагает отпустить шарики. Они начинают крутиться, улетать. Воздух вырывается из шарика, заставляет его двигаться.

Вывод: воздух может двигать предметы.

12. Ловкое сито.

Цель: выяснить степень необходимости сита.

Ход опыта: Предлагает детям просеять песок в песочнице. Опасные предметы бросать в ведерко.

Вывод: чем меньше дырочки в сите, тем больше опасных предметов попадается в него. Сито необходимо для безопасности жизни детей.

13. Растворимость песков.

Цель: выяснить степень растворимости пека в песочнице и сахарного песка.

Ход опыта: воспитатель раздает детям по два стаканчика и ложку. Предлагает в один насыпать песок из песочницы. В другой стаканчик насыпает сахарный песок. Наливает воду в оба стаканчика. Предлагает детям размешать содержимое. Какой песок растворился, почему?

Вывод: речной песок не растворился. Он твердый, это мелкие крупинки камней. Камни не меняют форму и не растворяются. Сахар растворяется.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2012

2. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. – Творческий Центр Сфера, Москва 2007

3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. - Творческий Центр Сфера,Москва 2010

4. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. - Творческий Центр Сфера, Москва 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирования в воспитании младшего дошкольника как субъекта здоровьесберегающих технологий.

Игры- экспериментирования для детей младшего и среднего возраста. Безопасность детей вовремя проведения экспериментов....

«Играя, запоминаем» (Игра-экспериментирование как современное средство закрепления познавательного материала в совместной деятельности дошкольника)

Дети в коррекционных группах отличаются от своих  сверстников тем, что имеют более развитые непроизвольные процессы. Это мешает им запомнить нужную информацию, воспроизвести уже выученное, проана...

Подвижные игры со старшими дошкольниками на прогулке.

В старшем дошкольном возра[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11048081","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]сте дети участвуют во всём многообра...

Игры – экспериментирования с детьми старшей группы на прогулке. (Не живая природа, бросовый материал.)

Летом, на прогулке тоже можно экспериментировать, это очень интересно....

.Практическая консультация: «Оборудование для игр с ветром, водой, песком. Экспериментирование дошкольников на прогулке». (Консультация для воспитателей)

В детском возрасте игра не является самой главной, а считается ведущим видом деятельности – экспериментирование.В процессе эксперимента каждый ребенок получает удовольствие и любознательность, н...

Методическая разработка "Игры-эстафеты для дошкольников на прогулке"

Интересные игры-эстафеты для старших дошкольников на прогулке, в которые можно играть не только с воспитателем, но и самостоятельно...

Практическая консультация: «Оборудование для игр с ветром, водой, песком. Экспериментирование дошкольников на прогулке». (Консультация для воспитателей)

В детском возрасте игра не является самой главной, а считается ведущим видом деятельности – экспериментирование.В процессе эксперимента каждый ребенок получает удовольствие и любознательность, н...