Конспект занятия в старшей группе «Пернатые друзья» (О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду старшая группа)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Маресева Ольга Сергеевна

Программное содержание. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект ОД22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение        

   «Детский сад № 36»

 

 

 

 

 

 

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Пернатые друзья»

(О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду старшая группа)

 

 

                                                                                                                                                

 

                                                                                                              

                                                                                                    Разработал воспитатель

                                                                                                              Маресева О.С.

 

 

 

 2024 г.

Программное содержание. Формировать представления детей о зимующих и перелетных птицах. Учить отгадывать загадки. Развивать интерес к миру пернатых, любознательность. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Развивать внимание, творческую активность. Формировать у детей желание заботиться о птицах.

Предварительная работа. Чтение художественной литературы о птицах, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением птиц; беседа о повадках птиц. Рисование птиц. Наблюдения за птицами на участке. Беседа о птицах.

Материал и оборудование. Два комплекта картинок с изображением птиц (совы, синицы, голубя, снегиря, дятла, ласточки, скворца); нагрудные знаки «Знатоки птиц (на каждого ребенка); посылка от Деда Природоведа (письмо, схема, доски для кормушки). Компьютерная презентация  Слайды с изображением птиц.

Ход занятия: (слайд 1)

- Ребята, сегодня утром по дороге в детский сад, я нашла во такие перья. Как вы думаете чьи это перья? Правильно, птичьи. И сегодня я предлагаю вам поиграть в викторину , которая называется  «Пернатые друзья». И для этого нам нужно разделиться на две команды: перелётные птицы и зимующие птицы. На столе лежат карточки. Вам нужно выбрать одну из них. У кого на карточке изображено солнышко, тот будет командой « перелётные птицы», а у кого – снежинка – « зимующие птицы»  Молодцы ребята.                            Но для того чтобы нам начать нашу викторину, послушайте правила.                     Правила: внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы не выкрикивая, а поднимать карточку с правильным ответом, не перебивать друг друга, и выполнять задания. Выигрывает команда набравшая наибольшее количество фишек                                                                              У вас на столе лежат карточки, это ответы на мои вопросы.

Задание 1  ( слайд 2)

- Загадка:     Спинкою зеленовата,

                      животиком желтовата

                      Черненькая шапочка,

                       и полоска шарфика.    

-Ответы детей.     (Получают фишку)

- Молодцы правильно, это синица  (слайд 2)

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку.  ( слайд 3)

- Расскажите, какой окрас у синицы?           (ответы детей)

-Правильно, молодцы.

- У синицы яркая и красивая окраска брюшка – желтая или лимонная, с продольной черной полосой. Снежно-белые щечки и затылок, а сама голова черная. Со стороны спины зеленоватый или голубоватый отлив. Черный суженный, прямой, укороченный клюв и длинный хвост. Крыло серо-голубого цвета с поперечными светлыми полосками.
У птиц есть самки и самцы. Самки – это девочки, а самцы – это мальчики.

А вы знаете как отличить самку (девочку) синицы и самца (мальчика)?   (ответы детей)

- Полоса на брюшке у самцов (мальчиков)  к низу расширяется, а у самок 9девочек), наоборот, –сужается.  (слайд 4)

- А чем синица питается?   (ответы детей)

-Молодцы, синица питается различными семенами.

- Ребята, а как вы думаете синица это зимующая птица?   (ответы детей)

-Правильно, молодцы.   (получают фишку)

 Задание 2:  (слайд)

у каждой команды на столе лежит конверт с картинкой. На картинке изображена птица. Но картинка состоит из нескольких частей.  Ваша задача собрать картинку и поднять карточку с правильным ответом. Побеждает команда , которая быстрее соберёт картинку и поднимет карточку с правильным ответом.( дети собирают картинку)

- Да, правильно это скворец.  (слайд )

- Рассмотрите картинку, скажите какой окрас у скворца?     (ответы детей)

- Да, у скворца окрас черное оперение с металлическим блеском фиолетового, зеленого, синего или коричневого цвета.

- Ребята, скажите где живут скворцы?                  (ответы детей)

- Да, правильно в скворечнике.

- А кто для них строит домики?                  (ответы детей)

- Ребята, скажите чем питаются скворцы?     (ответы детей)    

- Питаются дождевыми червями, насекомыми, бабочками, кузнечиков, многоножек и пауков, семенами, ягоды и различные фрукты: яблоки, груши, вишня, слива.

- Ответьте на вопрос, скворцы перелетные или зимующие птицы?     (ответы детей).

- Правильно.

- Продолжим дальше нашу викторину.

Задание 3

Ребята, у вас на столе лежит рисунок с изображением контура какой-то птицы. Ваша задача разгадать  эту птицу. Побеждает та команда, которая быстрее отгадает.( ответы детей).

- Правильно. Это Голубь   (слайд 6).

- Ребята, рассмотрите внимательно картинку

- Расскажите какой окрас у голубя?   (ответ детей).

- Молодцы, правильно.

- Ребята, а голубь больше или меньше воробья?  (ответ детей)

- Молодцы, правильно.            (слайд 7)

- Ребята, расскажите чем питаются голуби?  (ответы детей)   (слайд 8)

- А могут ли голуби передавать письма?  (ответы детей)

- А как называют таких голубей?   (ответы детей)

- Правильно, почтовые голуби.  (Слайд 9)

- Голуби- это птицы, которых можно научить передавать письма.

- Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – голубятню.  

- Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам.

- Так же голубь - одна из самых добрых и мирных птиц. За это ее избрали символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе.     (слайд 10)

- Ребята, а скажите голуби зимующие или перелетные птицы?   (ответы детей)

Музыкальная пауза.

- Ребята, давайте с вами немножко отдохнем и сыграем с вами в игру            «Перелет птиц».  

- Мы с вами немножко отдохнули, отвлеклись. Давайте продолжим дальше.

Задание 4 "Узнай по голосу"

Сейчас вашему вниманию будут представлены аудио звук с голосами птиц. Вам нужно будет отгадать какая птичка поёт этим голосом. (Сова, дятел, синица)

Молодцы ребята.

Задание 5

 Воспитатель: У меня для вас есть ещё одна интересная игра "Четвёртый лишний" Какая птица лишняя на этом слайде (воробей, синица, ворона, ласточка), почему ласточка.

Дети: потому что она улетает в тёплые края.

Воспитатель: кто лишний на этом слайде(журавль, скворец, голубь, грач), почему грач?

Дети: потому что голубь это зимующая птица.

Воспитатель: а кто лишний здесь (снегирь, ворона, журавль, дятел)

Дети: журавль улетает в тёплые края

Воспитатель: молодцы ребята

Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам на время превратиться в шпионов и проследить куда полетит скворец.(гимнастика для глаз)

Задание 6.   (Слайд)

- В этом задании вам нужно ответить на вопросы.  Первый вопрос:

-  Как называются птицы, которые осенью улетают в теплые края?    (ответы детей)      (Перелетные)

- Назовите перелетных птиц?      (ответы детей)        (Ласточки, скворцы, журавли, гуси…)

-  Как называются птицы, которые остаются зимовать?    (ответы детей)    (Зимующие).

- Назовите их.       (ответы детей)     (Ворона, синица, воробей, голубь…)

- Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать.(ответы детей)

- Да, правильно. Для перелетных птиц зимой не будет корма- они кормятся насекомыми.

- Перелетные птицы должны быть хорошо подготовлены к перелету. За лето птенцы подрастут и окрепнут. Взрослые научат их летать и добывать пищу. Летят птицы в теплые края где тепло и есть пища. У птиц есть хвост – он помогает рулить, есть крылья поэтому они могут летать. Некоторые птицы остающиеся зимовать делают запасы семян и орехов, другие селятся поближе к людям. Перья и пух помогают им пережить холод.  А вот отыскать под снегом пищу птицам бывает очень трудно.

- Ребята, как мы можем помочь птицам пережить зиму?   (ответы детей)

- Зимой нужно покармливать птиц, мастерить кормушки,

Ребята , а мы сможем помочь  зимующим птицам?

- Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы, и теперь нам нужно подвести итоги нашей викторины. Подсчитать все ваши фишки и узнать какая команда у нас выиграла.

- Я подсчитала количество фишек у команд, и у вас одинаковое количество фишек. Победила дружба.   (вручение дидактической игры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Почва и подземные обитатели» (О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» )

laquo;Почва и подземные  обитатели»(О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» )...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «НАСЕКОМЫЕ» О.А.Соломенникова: «Ознакомление с природой в детском саду»

laquo;НАСЕКОМЫЕ»О.А.Соломенникова: «Ознакомление с природой в детском саду»...

Презентация " Почва и подземные обитатели" О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Подготовительная к школе группа

В данной презентации рассказывается о составе почвы и о ёё жителях, а так же опыты с почвой и выводы о данной теме...

Презентация "У медведя во бору" по ознакомлению с природой в детском саду средняя группа по учебно-методическому пособию О.А. Соломенникова

В данной презентации дошкольникам рассказывается о сезонных изменениях в природе с приходом времени года осень....