«Из чего это?»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

 

        Конспект занятия «Из чего это?»

Цель: развитие познавательной активности детей путем моделирования проблемных ситуаций, в процессе экспериментирования.
Задачи: формировать навыки сравнения свойств различных материалов;
развивать: умение делать выводы на основе ранее полученных знаний; умение понятно для окружающих выражать свои мысли, обогащать словарь детей;
воспитывать аккуратность и умение договариваться друг с другом для решения общей задачи.
Материалы и оборудование: тазики для воды, тряпочка для вытирания воды, письмо от Почемучки, бумажный кораблик, картон, пластмасса, поролон, дерево металл.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций из серии «Водный транспорт», чтение сказки и просмотр мультфильма В. Сутеева «Кораблик»  

конструирование из бумаги корабликов, разработка с ребенком правил работы с водой.
 

 

Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

Пришли на речку.

 

— Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

— Мы не умеем плавать, — сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

 

— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся Лягушонок. — Куда же вы годитесь?! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

 

Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали.

 

Пошел Цыпленок и принес листочек.

 

Мышонок — ореховую скорлупку.

 

Муравей соломинку притащил.

 

А Жучок — веревочку.

 

И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали — и построили кораблик!

 

Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

 

Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл… И не догонишь!

 

 

 

Взрослый: вносит письмо от Почемучки «Дорогой друг! Я приглашаю тебя в путешествие по реке Каралык на моем кораблике. Вот мой кораблик, жди, скоро буду! Почемучка.»

 

Ребенок вместе с взрослым рассматривают бумажный кораблик.
Взрослый: Ну что, согласимся и поплывем на этом кораблике по Каралыку?
Ребенок: Нет !
Взрослый: Почему?
Ребенок высказывает свои предположения: он маленький, он утонет, он быстро промокнет.
Взрослый подводит ребенка к необходимости доказать опытным путем, что его предположение верное.
Ребенок планирует деятельность, самостоятельно готовит необходимые для эксперимента материалы: берет бумажный кораблик, таз, наливает воду в его. Попутно вспоминает правила работы с водой.

Затем ребенок проверяет, тонет или нет бумажный кораблик, степень его надежности.

 

И наблюдать, как постепенно бумага намокает в воде, рвется, становится непрочной. Делаем выводы:
-наш кораблик намок и стал мягкий;
- наш упал набок, и его залила вода;
-я бы не хотел на нем путешествовать - он же утонет.
Взрослый: А как же мы сообщим об этом Почемучке? Ведь он расстроится.
Ребенок высказывает предположения. Если выскажет предположение, что можно изготовить кораблик, то взрослый развивает эту идею. Если нет, то взрослый подводит ребенка к мысли о том, что Почемучка сам сможет построить кораблик, а ребенок подскажет, как и из чего это можно сделать.
Взрослый: Перед работой нам с тобой нужно отдохнуть.
Физминутка “Кораблик".
Что там чудится в тумане? (Ребенок вытягивает руки вперёд.)
Волны плещут в океане. (Ребенок машет руками, изображая волны.)
Это мачты кораблей. (Ребенок вытягивает руки вверх.)
Пусть плывут сюда скорей! (Ребенок приветственно машет руками.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)
Ищем ракушки в песке (Наклоны.)
И сжимаем в кулаке. (Ребенок сжимает кулачки.)
Чтоб побольше их собрать, —
Надо чаще приседать. (Приседания.)

Взрослый: Какими свойствами должен обладать кораблик?
Ребенок: Держаться на воде и не тонуть.
Взрослый: А как узнать, какие материалы подходят для строительства кораблика?
Ребенок выдвигают предположения о способах проверки материалов: железо, пластмасса, картон, дерево.
Взрослый уточняет цели деятельности ребенка и подводит их к планированию эксперимента : « Что мы будем делать и для чего? «Что нам для этого понадобится?».
Проводится эксперимент:  Ребенок берет предметы из пластмассы, дерева, картона, железа и опускают в тазик с водой.

 


Взрослый: Что, ты сейчас делаешь? С какой целью?

Ребенок: Я взял железо, чтобы проверить, тонет оно в воде или нет.
 

Выводов:
-что получилось?
- какие выводы ты сделал?
-из чего бы ты посоветовал Почемучке сделать кораблик? И т.д.
Взрослый: Давайте дадим совет Почемучке.
Выводы:

 - можно сделать кораблик из дерева – у меня деревяшка не утонула.
- Пластмассовый кубик не утонул: наверное, можно сделать из пластмассы.
- Железка сразу пошла ко дну, значит, не подходит.
Взрослый: Значит, кораблик Почемучке можно построить из дерева и пластмассы, потому что они в воде не тонут.
В конце занятия ребенок проверяет, что пластмассовая игрушка-кораблик не тонет в воде. Взрослый читает стихотворение С.Маршака " Плывет, плывет кораблик".

 

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

На палубе матросы

Свистят, снуют, спешат,

На палубе матросы -

Четырнадцать мышат.

Плывет, плывет кораблик

На запад, на восток.

Канаты - паутинки,

А парус - лепесток.

Соломенные весла

У маленьких гребцов.

Везет, везет кораблик

Полфунта леденцов.

Ведет кораблик утка,

Испытанный моряк.

- Земля! - сказала утка.

- Причаливайте! Кряк!

 


В ходе свободной деятельности ребенок по желанию рисует или делают аппликацию из бумаги и отправляют их Почемучке.

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oznak._s_okr._mirom_iz_chego_eto.docx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши...

Цель проекта: Создание условий для развития ребенка в детском саду, в семье с учетом гендерного подхода в воспитании. Задачи: Прививать нравственные качества характерные для девочек и мальч...

"Из чего же, из чего же, из чего же сделаны наши книги"

Творчески-исследовательский проект для детей подготовительной к школе группы...

Проект "Из чего же, из чего же, из чего же..."

Цель проекта: способствовать формированию начал мужественности и женственности у дошкольников....

Проект "Из чего же, из чего же, из чего же..."

Цель проекта: способствовать формированию начал мужественности и женственности у дошкольников....

Дидактическая игра «Из чего суп?» «Из чего компот?» «Из чего салат?» «Из чего сок?»

Развития навыков словообразования относительных прилагательных; расширение словарного запаса; слов обобщений; у детей дошкольного возраста....

Дидактическая игра «Из чего суп?», «Из чего компот?», «Из чего салат?», «Из чего сок?».

Развитие навыков словообразования  относительных прилагательных. Расширение словарного запаса у дошкольников....