Рабочая программа кружка «Хочу все знать» по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5-7 лет
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Рабочая программа кружка «Хочу все знать » рассчитана на один год и предусмотрена для детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет). Данная программа состоит из блоков.
Блок №1- Краеведение «Земля Саратовская»
Блок №2 – Финансовая грамотность
Блок №3 – История вещей
Блок №4 - Путешествие в мир профессий
Блок №5 – Экспериментирование
Блок №6 – Хочу все знать
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 150 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Волжского района
муниципального образования «Город Саратов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 240 «Ручеек»
ПРИНЯТО на заседании Методического совета Протокол №___ «___»______2024г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ Детский сад № 240 «Ручеек» ___________ М.В.Савченко |
Рабочая программа кружка
«Хочу все знать»
по познавательно-исследовательской деятельности
для детей 5-7 лет
Воспитатель:
Кармишина Светлана Николаевна
г.Саратов
2024 – 2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Хочу все знать » рассчитана на один год и
предусмотрена для детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет).
Программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
• Конституция РФ;
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
Данная рабочая программа комбинирует две линии развития, что способствует наилучшему развитию интеллектуальных способностей дошкольника и оказывает положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом. Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию, на развитие творческого мышления, логики, интеллектуальной самостоятельности. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Программа соответствует: принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
Содержание программы обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
Программа основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
Изучаемые детьми темы выступают как материал для достижения целей образовательной работы — развития способностей и инициативы ребенка, овладения доступными для дошкольного возраста культурными средствами (наглядными моделями и символами). Благодаря этому программа становится залогом подготовки детей к жизни в современном обществе, требующем умения учиться всю жизнь и при этом разумно и творчески относиться к действительности.
Актуальность Программы
Сегодня все чаще говорится о необходимости развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Это вызвано целым рядом причин: повышением требований в подготовке детей к школе, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютерным технологиям, желанием сделать процесс обучения более интенсивным. Поэтому работа по развитию интеллектуальных способностей детей в детском саду должна пронизывать все сферы жизни и совместной деятельности воспитанников и педагогов.
Особую ценность наряду с интеллектуальным развитием сегодня приобретает развитие любознательности дошкольника как основы познавательной активности, которая позволяет не только наилучшим образом усваивать новые знания, но и при необходимости использовать их в других ситуациях и творчески. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится широко, создаёт основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности. Высшей формой самостоятельности детей является творчество.
Программа совместной образовательной деятельности кружка «Хочу все знать!» призвана дать ответы на многие вопросы.
Данная программа состоит из блоков.
Блок №1- Краеведение «Земля Саратовская»
Блок №2 – Финансовая грамотность
Блок №3 – История вещей
Блок №4 - Путешествие в мир профессий
Блок №5 – Экспериментирование
Блок №6 – Хочу все знать
Цель и задачи программы
Цель программы: повышение уровня интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста.
№ | Тема | Задачи |
1. | Краеведение «Земля Саратовская» | Формировать интерес к истории родного края, его культуре и природе. Расширить представления о людях населяющих район Саратовской области (профессии, многонациональность и т. д.) Развивать проектную и исследовательскую деятельность, умение ориентироваться в предметах материальной культуры, истории, экологии. Воспитывать в детях чувство достоинства, гордости за свою семью, народ, город, осознанно-бережное, экологически-целесообразное отношение к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае. |
2. | Финансовая грамотность | Помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста. Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества: • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения; •признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство,честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.); •рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации; • применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситу |
3. | История вещей | Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием. Расширить представления детей об окружающем мире, через проектно-исследовательскую деятельность. Расширить и углубить знания по истории родного края, о русской национальной культуре, познакомить с предметами русского быта. Удовлетворять познавательные запросы детей, отвечая на все их вопросы. Развивать мышление, любознательность. Развивать умение проводить сравнительный анализ. Развивать познавательный интерес, интерес к исследовательской деятельности. Развивать интеллектуальную личность, способную решать поисковые задачи. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к предкам. |
4. | Путешествие в мир профессий | Развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда; формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей; формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых; развивать интерес к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, к трудовым умениям, связанных с различными профессиями; способствовать связной речи, мышления, памяти, наблюдательности, активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии», воспитывать у детей интерес к людям разных профессий; воспитывать у детей положительное отношение к общественной значимости труда и профессионализму в любой сфере труда. воспитывать желание научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий. |
5. | Опытно-экспериментальная деятельность | Формировать представления о значении воды в жизни человека, о разнообразии состояний воды в окружающей среде, познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Дать знания о магните и его свойстве притягивать предметы. Побуждать и поддерживать познавательную активность детей. Упражнять детей в простейших логических операциях, установление элементарных причинно-следственных зависимостей. Развивать мыслительные операции, активизировать словарь детей. Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать умение делать вывод на основе наблюдений, Развивать у детей любознательность, расширить представления об окружающем мире. Развивать зрительную наблюдательность. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. |
6. | Хочу все знать | Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере совместной образовательной деятельности. Расширять общий кругозор. Расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. |
Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся 5-7 лет, в соответствии с ФГОС.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма организации образовательной деятельности – групповая.
На занятиях применяется дифференцированный подход к каждому обучающемуся.
Количество детей в группе – до 15 человек.
Программа «Хочу все знать!» рассчитана на 54 часа и предполагает проведение 2 занятия в неделю, по 1 академическому часу.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- психологическая комфортность.
Формы и объем занятий:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; сюжетно - ролевая игра).
-Совместная образовательная деятельность (включенность в парную и групповую работу).
-Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
-Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
- Формы подведения итогов реализации Программы
Реализация рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей.
- Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:
- не присваиваем критериям развития ребенка числовую характеристику;
- не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников межу собой.
Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
- коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
-игровой деятельности;
- познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
-проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
-художественной деятельности; -физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
- оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
«Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружка «Хочу все знать!»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как целевые ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.
Содержание программы кружка ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися программы кружка «Хочу все знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений дошкольника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности дошкольников
Образовательные результаты:
Социально-коммуникативное развитие:
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости;
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Перспективно - тематический план работы кружка «Хочу все знать» с детьми 5-7 лет
№ п\п | Раздел/Тема | Всего | |
Краеведение «Земля Саратовская» | 8 | ||
Октябрь | 1 | Истоки города. Саратовский край – часть России | 1 |
2 | Улицы города. Мой адрес | 1 | |
3 | Символика региона. Символика города | 1 | |
4 | Достопримечательности города. Музей под открытым небом в Парке Победы | 1 | |
5 | Многонациональный Саратов | 1 | |
6 | Саратовская глиняная игрушка | 1 | |
7 | Животный мир.Красная Книга Саратовской области | 1 | |
8 | Культурный Саратов. | 1 | |
Финансовая грамотность | 8 | ||
Ноябрь | 1 | Без труда нет жизни на земле | 1 |
2 | Что такое деньги и откуда они берутся | 1 | |
3 | Покупаем, продаем, обмениваем | 1 | |
4 | Тратим разумно, сбрегаем и экономим | 1 | |
5 | Учимся занимать и отдавать долги | 1 | |
6 | Учимся планировать | 1 | |
7 | Богатство и бедность | 1 | |
8 | Наши помощники - банкомат | 1 | |
История вещей | 14 | ||
Декабрь | 1 | Как жили на Руси. Русская изба | 1 |
2 | Одежда наших предков | 1 | |
3 | Кто придумал обувь? Секреты башмаков | 1 | |
4 | Хлеб | 1 | |
5 | Как картофель попал в Россию | 1 | |
6 | Как люди стали добывать полезные ископаемые. Природные ресурсы России. | 1 | |
7 | Про Деда Мороза | 1 | |
8 | Новогодние игрушки | 1 | |
Январь | 1 | Волшебное Рождество | 1 |
2 | Кое-что из истории конфет | 1 | |
3 | У какой страны впервые появился флаг | 1 | |
4 | История обычных вещей: очки | 1 | |
5 | Где прячутся витамины | 1 | |
6 | Фотограф Фотография: вчера и сегодня | ||
Путешествие в мир профессий | 8 | ||
Февраль | 1 | На телевидении | 1 |
2 | Шахтер | 1 | |
3 | Археолог Строитель | 1 | |
4 | История маленького письма.Почтальон | 1 | |
5 | Путешествие на поезде | 1 | |
6 | В супермаркете | 1 | |
7 | Военный: ( моряк, пехотинец, летчик, радист, пограничник, танкист) | 1 | |
8 | Ветеринар | 1 | |
Опытно-экспериментальная деятельность | 12 | ||
Март | 1 | Вода-путешественница. Какая бывает вода? | 1 |
2 | Водоемы. Озеро Байкал. | 1 | |
3 | Измерение времени (часы прошлого и настоящего) | 1 | |
4 | Упрямые предметы | 1 | |
5 | Сила тяготения | 1 | |
6 | Кто автор микроскопа | 1 | |
7 | Почему в космос летают на ракете? | 1 | |
8 | Почему горит фонарик? Батарейка | 1 | |
Хочу все знать | 4 | ||
Апрель | 1 | День смеха. День цирка | 1 |
2 | Когда появились первые книги. День детской книги. | 1 | |
3 | День русской березы | 1 | |
4 | День космонавтики | 1 | |
5 | Животный мир | 1 | |
6 | Юный эколог | 1 | |
7 | День скорой помощи | 1 | |
8 | День пожарной охраны | 1 | |
Методическое обеспечение программы «Хочу все знать»
Программы может быть реализована как в отдельно взятой группе, так и в подгруппе. Для проведения занятий необходимо помещение. Для оснащения: педагогу– компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; лэпбуки, книги на липучках по темам; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Программа «Хочу все знать!» составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий педагог может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами.
Список литературы
Литература для воспитателя
Основная литература
1.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.:ТЦ «Сфера», 2005. - 64 с.
2.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
3.Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.
4.«Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу» под ред. Т.С.Комаровой, О.А.Соломенниковой. – М. – Издательство «Мозаика – Синтез», 2011.
5.Тихомирова О.В., Бородкина Н.В., Соловьев Я.С. Проектно-исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников как инструмент реализации ФГОС. Учебное пособие. – Ярославль, ГОАО ИРО, 2014
6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]
Дополнительная литература
- 1. Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- 2. Большая детская энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.- 333 с.
- 3. Владимиров А.В. Что на чем держится. – М.: Детская литература, 1967.- 112 с.
- 4. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 1.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1995.- 512 с.
- 5. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 2.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 512 с.
- 6. Все обо всем: Популярная энциклопедия для детей. Том 7.- М.: Компания «Ключ-С», филологическое общество «Слово», 1994.- 448с.
- 7. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка. – М.: Педагогика, 1988. – 384 с.
- 9. История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- 10. История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- 11. История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- 12. Крутогоров Ю.А. Сто профессий автомата: Научно-художественная литература.- М.: Дет. лит., 1989. – 87 с.
- 13. Кублицкий Г.И. Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.- 80 с.
- 14. Лев Ф.Г. Из чего все: Научно-художественная литература. – Переизд. М.: Дет.лит., 1983.- 192 с.
- 15. Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- 16. Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- 17. Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Хочу все знать"
Программа способствует формированию активной жизненной позиции детей, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практ...

Программа кружка "Хочу все знать"
Данная программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. В результате реализации программы каждый ребенок овладевает нужными знаниями и умениями не только работать в познавательно-иссл...

Рабочая программа кружка "Хочу все знать!" в соответствии с ФГОС ДО. Подготовительная группа.
Рабочая программа «Хочу все знать!» направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся. Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятель...

Рабочая программа кружка «Хочу все знать» Старшая (подготовительная группа)
Программа кружка «Хочу все знать!» представляет систему интеллектуально-развивающей образовательной деятельности для обучающихся подготовительной группы. Программа реализована в рамках совместной обра...

Рабочая программа кружка "Хочу все знать"
Рабочая программа кружка « Хочу все знать! » (подготовительная группа)...
Рабочая программа кружка «Хочу все знать» 2023-2024гг
Рабочая программа кружка«Хочу все знать»...

