Открытое занятие познавательного цикла для детей средней группы «Мы – маленькие ученые» «Волшебство вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Байдикова Галина Васильевна

 Конспект открытого занятия познавательного цикла «Мы – маленькие ученые»  «Волшебство вокруг наКонспект открытого занятия познавательного цикла для детей средней группы  «Мы – маленькие ученые»  «Волшебство вокруг нас»с»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt.zanyat.dokument_microsoft_word.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие познавательного цикла «Мы – маленькие ученые»  «Волшебство вокруг нас»

Цель: обобщить и расширить знания детей о свойствах различных предметов.

Задачи:

Образовательные:

-расширять представление детей о свойствах различных веществ: воды, воздуха;

-знакомить с техникой проведения опытов;

-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, умение наблюдать,

- развивать коммуникативные умения;

- развивать логическое мышление, умение делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и  самостоятельность в ходе опытов;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;

- воспитывать усидчивость,  дисциплину, умение дожидаться окончания эксперимента. 

Методы и приёмы: практический, игровой, наглядный.

Формы: НОД, физкультминутка, психогимнастика, дыхательная гимнастика.

Оборудование и материалы: столы,  пустые ёмкости и стаканы, одноразовые стаканчики с жидкостью (водой), полиэтиленовые пакеты, трубочки для сока,  ленты,  гуашевые краски,  кисточки,  салфетки тканевые.

Предварительная работа: беседа о воздухе, его свойствах, наблюдение за воздухом на прогулке, беседа  о воде, разгадывание загадок, разучивание психогимнастики «Я твой друг», дыхательной гимнастики «Надуваем шарик»,  музыкальной физкультминутки по методике Е.А.Железновой «Обезьянки», разучивание развивающей игры «Где живет вода?».

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Перед занятием дети вспоминают основные правила поведения:

Ты сиди за партой стройно и веди себя… (достойно),

Парта-это не кровать, и на ней нельзя… (лежать),

Ответить хочешь не шуми, а только руку… (подними).

Дети заходят в зал. Встают полукругом, лицом к гостям.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, давайте  с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель.  Давайте друг друга поприветствуем.

Психогимнастика «Я твой друг»:

Собрались все дети в круг.(Встают в круг)

Я твой друг (Руки к груди)

И ты мой друг. (Протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (Берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся. (Улыбаются друг другу)

Воспитатель. Ребята в нашу группу пришло письмо от волшебника-звездочета Мокуса. Он приглашает вас в гости в свою научную лабораторию. Чтобы  туда попасть вам нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова  «Абра-кадабра-бумс...».

Появляется волшебник-звездочет.

Волшебник-звездочет Мокус. Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Я волшебник-звездочет. Меня зовут   Мокус.

Я приглашаю вас в гости в свою научную лабораторию. Ребята присаживайтесь на стульчики.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и попробуйте ее отгадать:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! Что это? 

Волшебник. Правильно, это воздух! Ребята, а кто его видел?

Ответы детей.

Волшебник. Я тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас!

II. Практическая часть.

Волшебник. Ребята, давайте проведем опыт и докажем, что воздух всё-таки есть! Внимательно смотрите  и слушайте.

Дети подходят к первому столу.

Опыт с воздухом  «Как поймать воздух?»

Волшебник. Ребята,  вы умеете ловить воздух? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Возьмите полиэтиленовый пакет. Внимательно посмотрите, что в нём?

Дети. Он пуст.

Волшебник. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его.

Пакет полон воздуха, он похож на воздушный шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети. В нём нет воздуха.

Волшебник. Какой мы можем сделать вывод? Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный.

Волшебник. А сейчас давайте все вместе попробуем надуть шарик.

Проводится дыхательная гимнастика «Надуваем шарик»:

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Шарик лопнул, воздух вышел.

Стал он тонкий и худой!

Опыт с воздухом  «Воздух внутри нас»

Волшебник. А сейчас  возьмите  трубочку  и опустите ее в стакан с водой. Теперь попробуйте подуть в соломинки. Что сейчас происходит?

Дети. Появляются пузырьки.

Волшебник. Что делают пузырьки?

Дети. Пузырьки поднимаются вверх.

Волшебник. Откуда же появились пузырьки?

Дети. Пузырьки – это и есть воздух. Мы выдыхаем воздух и он выходит пузырьками.

Вывод: Воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, внутри нас находится воздух.

Волшебник. Ребята, сейчас мы с вам потанцуем.

Музыкальная физкультминутка «Обезьянки»

Обезьянки вышли погулять, 
(Выполняем движение «фонарики»  двумя руками)
Обезьянки стали танцевать, 
(Сжимаем и разжимаем кулачки)
Но одна из них ушла домой поспать, 

Потому что надоело танцевать.
(Выполняем стряхивающие движения руками).

Опыт с водой «Вода имеет звук, ее можно наливать и переливать»

Волшебник. Ребята, посмотрите, что находится в этом стакане (показывает детям стакан с водой).

Дети. Вода.

Волшебник. Правильно, ребята – это вода.

Как вы считаете,   вода - это жизнь?

Дети. Да. Всё живое может погибнуть без воды. 

Волшебник. А кому нужна вода?

Дети. Людям, рыбам, животным, растениям.

Волшебник.  Молодцы, вы правильно всё сказали.

Волшебник. Вода – это жидкость, ее можно наливать и переливать. 

 А если её перелить, мы услышим звук? 

Дети. Да. 

Волшебник. А давайте проверим, правильно ли ваше предположение. Возьмите стакан с водой и перелейте в пустой (дети переливают). 

Волшебник. Что вы сделали?

Дети. Перелили воду и услышали звук воды. 

Вывод: воду можно наливать и переливать и в это время мы слышим звук.

Волшебник.  Ребята давайте поиграем в игру «Где живет вода».

 Правила следующие:

Я сейчас каждому из вас раздам карточки с капельками и карточки с  разными предметами. Карточку с капелькой нужно положить на те картинки с предметами, в которых содержится вода. Затем каждый из вас расскажет о своих картинках.

Опыт с водой «Разноцветная вода»

Волшебник.  Я вас приглашаю посмотреть волшебный эксперимент с водой.  Вы должны будете посмотреть на волшебство и отгадать его секрет.

Посмотрите на стол, что вы видите?

Дети. Краски и воду.

Волшебник. Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?

Дети. Краски - красная, желтая, зелёная. А вода не имеет цвета.

На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Волшебник произносит волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс…» и взмахивает волшебной палочкой.

Волшебник. Была водичка простая,

Стань водичка цветной!

- Ребята,  возьмите бутылочки и взбалтайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).

-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?

-Почему вода окрасилась в разные цвета?

Ответы детей.

Волшебник. Давайте проверим наши предположения. Берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.

Волшебник. Ребята, давайте сделаем вывод.

Вывод: Вода бесцветная, т.е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали секрет волшебства.

III. Заключительная часть.

Волшебник. Ребята, вы молодцы, вы помогли мне справились со всеми заданиями. Вы теперь можете называться «Маленькими учеными». Я вам хочу подарить за это медали (раздаёт медали «Маленькие волшебники»).

Волшебник.  Ребята, сейчас мне нужно лететь в волшебный лес, а вам пора возвращаться в свою группу. Закройте глаза и произнесите  волшебные слова: «Абра-кадабра-бумс..».

Воспитатель: Ребята где вы были, я вас везде искала?

Ответы детей.

Воспитатель. Скажите, вам понравилось в научной лаборатории волшебника-звездочета Мокуса? Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель. Мне понравились ваши рассказы. В следующий раз вы возьмете меня с собой?

Воспитатель.  Ребята, ваше путешествие в волшебную лабораторию  закончилось. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Дети: До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия познавательного цикла для детей средней группы «Беседа о первоцветах»

Воспитание бережного отношения к первоцветам и к природе....

Конспект открытого занятия «Дружба крепкая» для детей средней группы.

Материал предназначен для воспитателей, социальных пеадгогов, педагогов-психологов и других заинтересованных лиц....

Конспект открытого занятия по математике для детей средней группы "Путешествие в лес"

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе.Тема: Путешествие в лес.Программное содержание:-Упражнять в счете предметов в пределах 5;- Упражнять детей в умении выделять сходство геометрической фигуры с...

Конспект открытого занятия по рисованию для детей средней группы "Дом сельского типа"

конспект открытого занятия по рисованию для детей средней группы "Дом сельского типа"...