Проект в группе раннего возраста "Песочные сказочки, мокрые загадочки"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Потеряева Ирина Яковлевна

Цель проекта: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса.

Задачи проекта:

  • укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие;
  • расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
  • воспитывать  чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
  • развивать психические процессы детей, познавательные способности;      
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;
  • расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
  • развивать творчество и креативность участников проекта;

формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_wecompress.com_.docx779.92 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и  сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Инновационная  политика дошкольного образования направлена в сторону увеличения индивидуализации  и неповторимости педагогического воздействия на ребенка, усиления позиции родителей – участников данного воздействия. Педагоги дошкольных учреждений ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответствии с психофизическими особенностями развивающейся личности. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные составляющие гуманистического подхода. Гуманистический взгляд на сущность воспитания, которого придерживаются современные исследователи, связан с пониманием воспитания как совместной деятельности детей и взрослых.

Современное дошкольное образование ориентирует педагогов на применения в воспитательно-образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, направленных на овладение необходимыми знаниями, развитие логического мышления, речи детей, обучающих поиску решений в различных проблемных ситуациях.

Одной из таких технологий является метод проектов, который  в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений. Метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к дальнейшему обучению.

Ведущим познавательным процессом  в  раннем  возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.  Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной  деятельности.

Для этого необходим системный подход, позволяющий   ежедневно включать ребенка  в поисковую, творческую деятельность, способствующей формированию у него исследовательских действий.

Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Серия наблюдений, опытов и экспериментов способствует формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности и эмоциональности в общении с окружающим миром.   Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.

Реализация такого подхода к развитию восприятия детей раннего возраста позволяет стимулировать у них потребность познания окружающего мира. Они хорошо усваивают сенсорные эталоны (цвет, форма, величина), группируют, находят и называют предметы ближайшего окружения, соотносят предметы по выделенным признакам. Совместно с взрослыми выполняют некоторые исследовательские действия, используют их в самостоятельной деятельности.  Проявляют интерес, любопытство, жизнерадостность.

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных исследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира.

Актуальность

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в адаптации. Уголки экспериментирования - элемент практически каждой предметно-развивающей среды группы. Чаще всего в них организованы так называемые "центры воды и песка". Центры воды и песка способствуют:  поможет ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила, а такжепозитивные способы поведения и общения в детской группе;  поможет каждому малышу выразить состояние внутреннего Я через игры, усилить его чувство принятия и успешности;  удовлетворит потребности детей в разнообразных эмоционально-насыщенныхпереживаниях и обеспечит свободу выражений своих чувств, разовьет и поддержит самостоятельность в освоении окружающего мира, предоставит условия для свободного освоения окружения;  разовьет тактильно-кинестетическую чувствительность, умение прислушиваться к своим ощущениям, обогатит сенсорный чувственный опыт малышей;  обеспечит содержательное общение с взрослым, поможет установить социальные игры с водой;  вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации,расслаблению. С другой стороны, благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.

Цель проекта: знакомство со свойствами воды и песка, формирование умений экспериментирования с предметами, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса.

Задачи проекта:

  • укреплять физическое и психическое здоровье малышей;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие;
  • расширять  кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия,
  • воспитывать  чувства симпатии к сверстникам, формировать единый детско-взрослый коллектив;
  • развивать психические процессы детей, познавательные способности;      
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать интерес к разнообразию человеческих отношений;
  • расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениям;
  • развивать творчество и креативность участников проекта;
  • формировать коммуникативные навыки детей, способствовать успешной адаптации в коллективе;

Этапы работы над проектом:

I подготовительный

- изучение данной темы (подбор информации, консультаций, игр – занятий)

 - разработка  плана работы с детьми.

- организация родителей для создания предметно-развивающей среды.

 II основной

- проведение консультаций  для родителей;

- поиск, разработка и представление родителям памяток, ширмы, буклетов;

 - проведение игр-занятий с детьми

III итоговый

 -Подготовка и представление родителям презентации по итогам проведенного проекта.

Структура и содержание проекта

В данном проекте  представлены:

  • сборник опытов и экспериментов с песком;
  • сборник опытов и экспериментов с водой;
  • дидактическая игра «Кому нужна вода»;
  • консультации и брошюры для родителей по проведению опытно – исследовательской деятельности с детьми;
  •  макет  «Мойдодыр».

Формы работы по проекту

- работа с детьми:

1.Чтение и рассматривание  художественной литературы (потешки, прибаутки, шутки);

2.Проведение  игр с песком, водой;

3.Проведение игровых занятий;

4. Опытно – экспериментальная деятельность

- работа с родителями:

1. Подбор художественной литературы;

2.Выполнение домашних заданий;

3. Совместная опытно – экспериментальная деятельность с детьми;

4. Консультации, брошюры

5. Пополнение предметно-развивающей среды группы.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный

Срок реализации проекта: 27.02.2023 – 12.03.2023 г. (2 недели)

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

     Предполагаемый результат:

-дети знают и хорошо ориентируются в соотношении величин предметов (маленький –       большой), знают цвета;

-владеет действиями с предметами, предполагает разнообразные способы их использования;

- владеют элементарными навыками продуктивной деятельности;

-владеют  расширенным  словарным запасом  (глаголы, существительные, прилагательные и т.д.),  используют обобщающие понятия  (вода, песок);

Коммуникативные навыки:

-получают удовольствие от совместной деятельность со взрослыми,

-получают положительные эмоции от  праздников и развлечений;

-пользуются речью как средством общения со сверстниками;

Предпосылки научной деятельности:

-имеют устойчивый интерес к художественной литературе;

-возникает интерес к значимой деятельности;

-способны ясно выразить мысль, вступить в диалогическое общение;

Игры с водой и песком необходимо проводить систематически:  

            ● в период адаптации детей к условиям детского сада;

  в непосредственно образовательной деятельности;

  во время утреннего приема;

  вечером после ужина;

  на прогулке в теплый период года.

Очень важно, до начала игр, познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой и песком:  нельзя намеренно выливать воду из плескательницы; выкидывать песок из песочницы;  нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок;  нельзя брать игрушки из песочницы в рот, пробовать песок и воду;  после игры надо помочь убрать игрушки на свои места. Во время игр с водой необходимо обеспечить безопасность и комфортные условия для детей:  Вода должна быть теплой (не вызывающей “тактильного дискомфорта” у детей, обеспечивающей безопасность для здоровья).  Емкость целесообразно заполнять водой до уровня не ниже 7-10 см, чтобы малышам было удобно наполнять водой бутылочки, опуская их на дно, зачерпывать воду, и чтобы была возможность разнообразить игровые действия детей.  Рядом должны находиться сухие тряпочки, салфетки, которыми можно воспользоваться в самых разных ситуациях.  Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Их можно хранить в пластиковых контейнерах с отверстиями, тазиках, на подносах. А после окончания игр с водой следует раскладывать все мокрые предметы на полотенце для просушки. При организации игр с песком важно учесть следующее:  Песок должен быть чистым.  Рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок.  Материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям. Оборудование для игр с водой:  пластмассовые и резиновые игрушки (кораблики, лодки, уточки, рыбки и др.);  предметы из различных материалов (дерева, пластмассы), разного веса, формы, размера, фактуры; природные материалы;  стаканчики из-под йогуртов, бутылочки с крышками, дырочками на дне, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, ведерки и другие пластиковые емкости;  совки, черпачки, ложечки и другие предметы, которыми можно зачерпывать воду;сита, сачки, дуршлаги, лейки, воронки (воронки можно легко изготовить из пластиковых бутылок, срезав верх, отвинтив крышку, можно сделать дырочки на стенках воронки, и тогда вода будет выливаться не только из основного отверстия, а также боковых.

Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципамиорганизации  игры в детском саду:

Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Задача педагога: сформировать у ребёнка к трём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.

Планирование работы по реализации проекта

 «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Дата

Образовательные области

Мероприятия

Примечание

27.02

Познание

Коммуникация

Социализация

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

- экспериментальная деятельность «Про маленькую капельку», знакомство детей со свойствами воды.

- заучивание потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций

- игра с водой «Тёплая холодная

- изготовление картотеки игр с водой

- консультация «Игры  с водой и песком. Это интересно!»

Приложение 1        

Приложение 11

28.02

Познание

Коммуникация

Социализация

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

- экспериментальная деятельность «В гости к мышке»

- коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные)

- игра «Здравствуй песок»;

- игра «Песочный дождик»

- пополнение уголка детского экспериментирования

- консультация «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»

Приложение 2

Приложение 10

1.03

Познание

Коммуникация

Социализация

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

- экспериментальная деятельность «Разноцветные льдинки»

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- игра «Кто выше прыгнет»;

-изготовление дидактической игры «Кому нужна вода?»

- брошюра   «Сыпь песок, лей водичку»

Приложение 3

Приложение 11

Приложение

2.03

Познание

Коммуникация

Социализация

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

- экспериментальная деятельность «Отпечатки наших рук», знакомство детей со свойствами влажного песка.

- пальчиковая игра «Я пеку, пеку, пеку»

- игра «Я пеку пеку пеку»

- пополнение центра детского экспериментирования

- знакомство с опытами и экспериментами с песком

Приложение 4

Приложение 10

3.03

Познание

Коммуникация

Социализация

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

- экспериментальная деятельность «Разноцветный песочек»

- подбор художественной литературы (стихи, потешки, песенки);

- игра «Песочные прятки»

- изготовление разноцветного песка для игр детей

- домашнее задание «Провести дома с ребёнком опыты и эксперименты с водой и пеком»

Приложение 5

Приложение 10

6.03

Познание

Коммуникация

Социализация

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

- экспериментальная деятельность «Печём куличики»

- разучивание «Я пеку, пеку, пеку»

- игра «Победитель злости»

- пополнение центра детского экспериментирования

- консультация «Использование манки вместо песка в домашних условиях»

Приложение 6

Приложение 10

7.03

Познание

Коммуникация

Социализация

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

- экспериментальная деятельность «Тонет – не тонет»

- разучивание  «Мишка косолапый»

- игра «Разноцветная водичка»

- изготовление макета «Мойдодыр»

- выполнение домашнего задания, фотоотчёт

Приложение 7

Приложение 11

Приложение 12

Приложение 13

9.03

Познание

Коммуникация

Социализация

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

- экспериментальная деятельность «Волшебница вода»

- разучивание песенок и потешек про водичку

- игра «Весёлые пузыри»

- игра «Дождик»

- пополнение центра детского экспериментирования соломинками и пластиковыми стаканчиками

- ширма «Познавательное развитие детей в процессе экспериментирования»

Приложение 8

Приложение 11

10.03

Познание

Коммуникация

Социализация

Предметно-развивающая среда

Работа с родителями

- экспериментальная деятельность «Ситечко»

- повторение потешки «Водичка, водичка»;

- рассматривание иллюстраций

- игра «Отгадай загадку»

- пополнение развивающей среды мелкими игрушками для игры с песком

- презентация проекта

Приложение 9

Приложение 10

 

Приложение 12

Название макета:  «Мойдодыр»

Цель: создание условий для формирования у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков.  

Задачи:          

-  использовать игровые приемы при формировании у детей гигиенических навыков, воспитании культуры поведения;

 - расширить поле сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, использования художественного слова при организации работы детей с водой и песком.

 Возможности использования:

-  при проведении режимных процессов, как сюрпризный момент или игровая мотивация;

-  при организации игр с водой и песком, как сюрпризный момент или мотивация;

-  при чтении художественной литературы;

-  для внесения в оформление выставок для родителей сюжетного содержания;

-  для оформления проектного уголка, центра воды и песка, умывальной комнаты

IMG_20221013_164427.jpgIMG-20221019-WA0012.jpg

Приложение 1

Конспект экспериментальной деятельности  на тему

«Про маленькую капельку».

Цель: Дать детям знания о свойствах воды: о ее плотности.

Задачи:1. Развивать наблюдательность

2. Уметь сравнивать, анализировать, обобщать

3. Уметь делать выводы.

Ход занятия:

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба каравай.

Дождик, дождик, припусти - дай капусте подрасти.

Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи, зря в окошко не стучи!

Воспитатель: Дождик закончился. Но, мне кажется я слышу, что кто-то плачет. Послушайте дети кто бы это мог быть?  Да это же водяная капелька после дождя.

Капелька : Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте капелька!

Воспитатель: Капелька почему ты плачешь, что у тебя случилась?

Капелька: Я расскажу историю про своего друга. Жила-была на свете Капелька. Раньше она была совсем маленькой и плавала в реке. Однажды осенью она почувствовала, что становится какой-то очень лёгкой, и что она поднимается в небо. Листья падали вниз, взлетали, их кружило ветром, и её кружило вместе с ними. Так она долго носилась над лесом, затем над полем, и все листья, с которыми она летала, рано или поздно падали на землю, а она поднималась всё выше и выше. И вот она поднялась так высоко, что ей стало холодно. И наша капелька замерзла.

Воспитатель: Показываю лёд. Потрогайте какой лёд?

Дети: Ответы детей.(холодный, прозрачный).

Воспитатель: Надо спасать капельку. Давайте позовём на помощь Солнышко. Оно теплое, яркое, отогреет капельку.

Дети зовут Солнышко

Солнышко, отзовись! Ясное появись!

Солнышко: Здравствуйте, детки. Зачем меня звали маленькие друзья? Или какая случилась беда?

Воспитатель: Солнышко! Мороз капельку заморозил. Помоги нам вернуть её пожалуйста.

Солнышко: Я вам помогу. Ветер разгоню и вашу капельку верну.

Опыт № 1.

Воспитатель: Перед вами ребята стоят два стаканчика. В одном стаканчике налита вода, а в другом лед. Сравните их, что заметили? (Ответы детей)

Воспитатель: Солнышко помоги нам пожалуйста.  В стакан со льдом выливается теплая водичка и лед растапливается.

Капелька: Здравствуйте, ребята, я маленькая капелька!

Солнце лучиком играло, в лужу тёмную попало, солнцем греется вода, улетает в никуда.

Выше неба не достать, капли встретились опять, вместе держатся за ручки -и плывут по небу тучки.

Капелька: А вы знаете, как я капаю?

Дети: Кап, кап, кап…

Опыт №2.

Воспитатель: Подвожу детей к тазикам с водой. Предлагаю потрогать воду сначала в одном тазике, потом в другом. Какая водичка? Потрогайте (дети опускают руки в таз с водой.)

Дети: Холодная, чистая, прозрачная ….

Воспитатель: А в этом тазике? (дети опускают руки в таз с водой.)

Дети: Теплая, чистая, прозрачная ….

Воспитатель: Я раздаю детям разноцветные платочки. Они обмакивают платочки в воду, потом отжимают.

Воспитатель: Что это капает с платочка?

Дети: Водичка.

Воспитатель: А как она капает?

Дети: Кап, кап… (предлагаю вытирать руки детям салфеткой)

Все подходят к столу, где стоят чашки с водой.

Воспитатель:. А кто пьёт из чашки кипяченую водичку?

Капелька: А вы знаете, для кого эта водичка?

Дети: Для нас. Ребят.

Воспитатель: Какая вода в стаканчике? Чистая, прозрачная, кипячённая, вкусная.

Воспитатель: Спасибо, Капелька, это для наших ребят. Попробуйте ребята, водичку.

Воспитатель: Какая водичка? Чистая, прозрачная, вкусная. Можно ли пить грязную воду?

Дети: Нет.

Капелька: Молодцы, ребята. За то, что вы меня спасли, и столько много знаете обо мне. До свидания ребята!

IMG-20230217-WA0060.jpgIMG_20230405_105832.jpgIMG-20230220-WA0081.jpgIMG_20230405_105845.jpgIMG_20230405_091617.jpg

Приложение 2

Конспект экспериментальной деятельности на тему:

«В гости к мышке»

Цель: дать понятие о  свойствах сухого и влажного песка, температуре воды - холодная, теплая.

Задачи:

1.        Формировать умение узнавать и называть основные цвета.

2.        Развивать общую и мелкую моторику.

3.        Воспитывать положительное отношение к элементарной исследовательской деятельности.

Оборудование:  1. Контейнер с песком;

                            2. Маленькие мышки;

                            3. Цветные коробочки;

                            4. Воронки, лейки;

                            5. Косточки, семечки;

                            6. Маленькие тарелочки, разнос;

                            7. 2 таза с водой;

                            8. Картонный домик.

Ход игры.

Воспитатель: Ребятки, а вы  любите ходить в гости? (да).

Сегодня нас к себе  в гости позвала мама мышка и её маленькие мышата, пойдём к ним? (да).

Тогда в путь, ой что-то я забыла, ведь когда мы с вами ходим в гости обязательно несём с собой гостинцы. Что мы можем принести мышатам, чем угостить? (зёрнышками, семечками). Правильно мышки любят семечки, а вот и мешочек с гостинцами.

(Дети идут за воспитателем, подходят к столу, на котором стоит  картонный домик).

Воспитатель: А вот и домик мышки.

Здравствуй мышка, ребятки поздоровайтесь с мышкой. Мы к тебе в гости пришли, да гостинцы принесли. А где твои мышата?(воспитатель подносит мышку к уху) Мышка мне сказала, что её мышата разбежались, и она не может их найти. Ребятки давайте поможем мышке найти её деток.

(на столе рядом с домиком расставлены  цветные коробочки)

Воспитатель:Мышата очень любят прятаться в разные коробочки. Возьмите  по коробочке, посмотрите какого она цвета?

(Дети находят коробочки, называют, какого они цвета, если ребёнок затрудняется, воспитатель помогает ему, достают оттуда мышат).

Мышка- мышка мы мышат нашли, вот гостинцы вам - бери!

(Воспитатель выкладывает  «гостинцы» на разнос).

Ой, здесь всё перемешалось

Мы мышат накормим

Всё здесь приберём

Зёрнышки и косточки

По тарелкам разберём.

(Каждому ребёнку предлагается маленькая тарелочка, дети должны разобрать в свою тарелочку семечки).

Воспитатель:Косточки мышки будут, есть? (нет). А зёрнышки семечек? (да) дети кормят мышат семечками.

Мышка, а где твои детки отдыхают? Где их норки?(воспитатель подносит мышку к уху) мышка сказала «Нету норок у меня , помогите мне друзья!» Ребятки поможем мышке сделаем для её мышат норки? (да)

- Как вы думаете из чего можно сделать норки? Посмотрите что насыпано в контейнере?

 ( песок). Можно построить норки из песка? (можно). Потрогайте песочек, какой он

( жёлтый, тёплый). Давайте возьмём воронку и аккуратно над тазиком насыплем песочек в воронку, подставьте ладошку под струю песка, что делает песочек? (сыпется, высыпается). Песочек сухой он сыпется, какой песочек (сухой), что он делает? (сыпется, высыпается). Как вы думаете, из сухого песка можно построить норки? (да). Попробуйте вырыть норку, что с ней  происходит? (она рассыпается). Мышатам будет неудобно спать в такой норке. А что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было строить? Полить его водой. Возьмите леечки и полейте песочек водичкой. Какой  песочек у нас получился (мокрый, влажный). Давайтенасыплем мокрый песок в воронки, подставьте ладошку, он высыпается? (нет). Почему песочек не высыпается из воронки? (он мокрый)

Можно из такого песка построить мышкам норки? (да)

-Мы построим норки для мышат, будут мышки в норках очень крепко спать.

(Дети строят норки для мышат, кладут мышек в норки.)

Поработали на славу, потрудились от души, а теперь помоют ручки наши малыши.

Дети подходят к тазам с прохладной и тёплой водой.

Какая вода в тазике? (холодная), а вдругом? (тёплая).

Руки у нас чистые, но они ещё мокрые, давайте их посушим ветерком.

Ветер дует нам в лицо – (машут руками на лицо)

Закачалось деревцо  -  (поднимают руки вверх, качают)

Ветер тише, тише, тише, -  (приседают)

Деревцо всё выше, выше. – (встают на носочки)

Воспитатель берёт в руки игрушку - мышку

Мышка: Спасибо, вам ребятки,

За норки и обед,

А я для вас станцую.

И помашу вам вслед.

Дети  прощаются смышкой.

IMG_20230207_161824.jpgIMG_20230207_163114.jpg

Приложение 3

Конспект экспериментальной деятельности на тему

«Разноцветные льдинки»

Цель: в процессе экспериментирования показать детям, как вода растворяет вещества (краску, как при низкой температуре (охлаждении) вода замерзает, превращается в лёд. Познакомить детей с признаком «температура»; закрепить знания основных цветов; воспитывать у детей желание оберегать и создавать красивое; учить выражать словами свои впечатления.

Ход занятия: Воспитатель проводит беседу о зиме, её признаках (холодно, низкая температура, снег, лёд). Подчеркнуть, что вода на морозе, холоде, при низкой температуре замерзает. А если в воду добавить краску, то вода превратиться в цветной лёд, которым можно украшать деревья на участке.

Предложить каждому ребёнку добавить в воду краску и посмотреть появиться ли у воды цвет? Какая вода по цвету? (цветная, зелёная, красная, жёлтая, синяя). Почему вода стала цветной? Что мы добавили? Подвести детей к выводу, что вода растворяет вещества.

Показать детям готовы цветные льдинки, дать потрогать. Уточнить у детей: Из чего сделаны льдинки? (воды). Почему они цветные? (добавили краску). Какие они по температуре, почему? (холодные, воду поместили в холод). А если льдинки положить в тёплое место? (они растают). Дать детям понять, что вода замерзает при низкой температуре.

  • Ребята, вспомните, как мы делали цветную воду?
  • Что мы туда добавляли?
  • Куда мы ставили наши формочки?
  • Давайте на них посмотрим, что у нас получилось?
  • А куда делась вода?
  • Может она будет литься?
  • Давайте перевернем формочки?
  • Льется ли вода?
  • Почему не льется?
  • Вода на морозе превратилась в лед.
  • Какого цвета наши льдинки?
  • Почему льдинки цветные?
  • Давайте вытащим льдинки из формочек.
  • Потрогайте пальчиком, подержите на ладошке льдинки и скажите какие они?
  • А сейчас мы с вами оденемся и выйдем на прогулку, и украсим цветными льдинками нашу площадку.

IMG-20230220-WA0102.jpgIMG-20230220-WA0087.jpg

Приложение 4

Конспект экспериментальной деятельности на тему

«Отпечатки наших рук»

Цель: знакомство детей со свойствами влажного песка.

Задачи:

- продолжать формировать знания детей о свойствах мокрого песка;

 - учить детей делать отпечатки ладошки;

 - развивать фантазию, творческие способности, речь детей;

- воспитывать культурно - гигиенические навыки, поддерживать у детей самостоятельность, активность.

Оборудование: влажный песок, влажные салфетки по количеству детей.

Ход игры:

Воспитатель: Здравствуйте ребятки! Кто к нам сегодня пришел в гости?

Воспитатель: К нам в гости пришёл ежик Стёпа. Давайте поприветствуем его хлопками в ладоши - громко, а теперь - тихо.

Ежик: Здравствуйте! Я маленький, и не знаю, что это такое у вас на подносе?

Воспитатель (показывает) : Что это?

Дети: Песок.

Воспитатель: У нас в группе есть волшебный песок, и наши дети любят в него играть. Присаживайся и посмотри.

Воспитатель: Стёпа, сейчас мы тебе покажем, как можно играть с песком. На нём оставлять отпечатки нашей ладошки.

Уточнения правил безопасности.

Во время игры нельзя брать в рот песок, не тереть глаза грязными руками, не бросаться песком.

Пальчиковая игра «Семья».

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья!

Воспитатель: Подойдите ко мне и встаньте вокруг стола.

Итак, сегодня мы поиграем в песок. Как в него можно играть? (насыпать в ведёрки, формочки, просеивать через сито, лепить пирожки). А потрогайте наш песочек и скажите, какой он, сухой или влажный? Влажный. На влажном песке можно оставлять любые следы, отпечатки наших рук.

Воспитатель прижимает свою ладонь и делает отпечаток.

Воспитатель: Посмотрите, какой забавный отпечаток получился! Ребята, а вы знаете, что ладошка это ваша большая дружная семья.

Дети радуются, пытаются сами сделать отпечатки своих рук.

Воспитатель: Вот, сколько ладошек у нас получается! У меня ладошка большая, а у вас какие ладошки? (Маленькие). А почему у меня большая, а у вас маленькие?.

Воспитатель: Стёпа, теперь ты знаешь, как нужно играть в песок!

Ежик: Да, спасибо, ребята! Вы были просто молодцы!

Воспитатель: Ребятки, давайте попрощаемся со Стёпой.

IMG_20230404_161906.jpgIMG_20230404_161914.jpg

Приложение 7

Конспект экспериментальной деятельности на тему

«Тонет – не тонет»

Задача: Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность.

Материал: Емкость с водой, бумажная лодочка (предварительно сделанная – оригами, пароход пластмассовый, пробка деревянная, железная машинка.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает вниманию детей приготовленную емкость с водой и различные предметы стоящие рядом. И начинает свой рассказ.

  Воспитатель: Сегодня я вам не только расскажу сказку, но и покажу ее. А дело было в одной волшебной стране под названием Эксперимент. Там живут наши герои. Это Пробочка – Деревянная, Лодочка – Бумажная, Пароход – Пластмассовый и Машинка – Железная. Их не зря так зовут, потому что Пробочка сделана из деревянной стружки, Лодочка из бумаги, Пароход из пластмассы, Машинка из железа. Наши герои очень дружные и любят проводить время вместе. Вот и в этот раз они отправились на прогулку к озеру. Им очень нравилось гулять возле воды в теплые дни как этот. Пробочка – Деревянная говорит своим друзьям: «Я умею плавать лучше всех и никогда не утону». И в этот же миг прыгнула в воду.

 Изумленные друзья смотрели на нее, как она плавала по водной глади. Лодочка – Бумажная не стерпела и сказала: «Я тоже так могу!» и в тот же миг плюхнулась в воду. И как вы думаете, что с ней случилась ребята? (Ответы детей).

 Да конечно она стала мокнуть и тонуть. Но верная подруга Пробочка – Деревянная поспешила ей на помощь и конечно же спасла ее. Мокрая Лодочка – Деревянная сохла на берегу под лучами теплого солнышка. А Пароход – Пластмассовый сказал: «Я попробую поплавать по воде». И так же решительно прыгнул в воду. Как вы думаете, ребята, что с ним случилось дальше. Он поплыл или начел тонуть? (Ответы детей).

 Все правильно он поплыл по воде как настоящий герой. Смотря на это все Машинка – Железная молча, прыгнула в воду и тут же начала тонуть, но в этот же миг ее спасли, вытащили на сушу ее друзья. Как вы думаете, ребята, почему наша Машинка – Железная начала тонуть? (Ответы детей).

Конечно, вы правы она слишком тяжелая и именно поэтому она тонула. Все друзья выбрались на берег и поняли, что не все из них могут плавать, но за то, у них, у каждого есть друг, который обязательно придет на помощь. На этом наша сказка подходит к концу, и я бы хотела вас спросить.

Какие из героев тяжелее, а какие легче?

Какие герои нашей сказки тонули в воде? Почему?

Какие герое свободно плавали в воде? Почему?

Вам понравилась волшебная сказка?

Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилась сказка, но нам пора прощаться с нашими героями. До новых встреч.

IMG_20230405_090253.jpgIMG_20230405_090307.jpg

Приложение 8

Конспект экспериментальной деятельности на тему

«Волшебница вода»

 Цель : Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Задачи : Учить детей проводить несложные эксперименты, речь;

 Развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;

 Развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с жидкостями;  

Формировать знания детей о целостной картине мира;

Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру, бережное отношение к воде.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята посмотрите кто к нам пришел в гости?

Дети: Капелька воды (нарисованная капля) .

Воспитатель: Она говорит что не знает для чего она нужна. Давайте поможем ей разобраться! Ребята, отгадайте загадку: Она и в озере, Она и в лужице, Она и в чайнике У нас кипит. Она и в реченьке.  Бежит, журчит. (Вода)

Воспитатель : Дети, как вы думаете, для чего нам нужна вода?

Дети : Люди пьют воду; Варят еду; Моют грязные фрукты и овощи; Каждый день моют руки и лицо; Поливают цветы, деревья чтобы не засохли; Вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; Люди моют посуду, стирают одежду.

Воспитатель : Сегодня мы с вами превратимся в исследователей и узнаем о том, что такое вода, и о её свойствах. Вы готовы? Тогда в путь!

Опыт №1 : «Вода – жидкость» . Дать детям два стаканчика : один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного стакана в другой.

Воспитатель : Что происходит с водой?

Дети : Она льётся.

Воспитатель : Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Опыт № 2 : «У воды нет вкуса» .

Воспитатель предлагает детям взять трубочку и попробовать воду.

Воспитатель : Дети, скажите, есть ли у воды вкус? Какая она на вкус (Ответы детей) . Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит : «Какая вкусная вода!»

Опыт № 3 : «У воды нет запаха» .

Воспитатель предлагает детям понюхать воду. Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет ни какого запаха.

IMG_20230405_091400.jpgIMG_20230329_162350.jpgIMG_20230405_090531.jpg

Приложение 9

Конспект экспериментальной деятельности на тему

«Ситечко»

Цель: знакомство с понятиями быстро – медленно, развитие сообразительности. Закрепление знаний о свойствах песка.

Для проведения этого эксперимента  потребуется сухой песок.

1.Предложите ребенку насыпать в ситечко песок и дайте посмотреть, как он высыпается. Дети это могут делать бесконечно.

2.Предложите ребенку перемешать песок с игрушками, камешками, веточками, а затем достать все, что оказалось в песке при помощи ситечка. Наберите в ситечко песок с игрушками и поднимите, песочек высыплется, а игрушки останутся. На эту тему можно побеседовать (почему песочек убежал, а игрушки остались)

3.Предложите высыпать через ситечко сухой песок, а затем увлажненный. Побеседуйте о том, почему сухой песочек пробежал через ситечко, а сырой нет.

4.Подобные игры можно провести с воронкой. Можно взять 2 воронки: одну большую, другую маленькую и ставить опыты, из какой воронки песочек «выбежит» быстрее.

IMG_20230404_162824.jpgIMG_20230404_162956.jpg

IMG_20230404_163025.jpgIMG_20230404_162827.jpg

Приложение 5

Конспект экспериментальной деятельности на тему

«Разноцветный песочек»

Цель. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка ( с добавлением гуаши). Развивать координацию движений, умение обозначать действие словом, делать красивые куличики; закреплять основные цвета. Содействовать доброжелательное отношение к игровому персонажу.

Оборудование. Ёмкости с прозрачной и цветной водой, палочки для размешивания песка, мерные ложечки, баночки с песком, мелкие формочки.

Ход. 

Воспитатель: «Ребята, что-то Кузя сегодня к нам задерживается. Наверно, у него важные дела. А давайте придумаем для него что-нибудь интересное. С чем всегда любит играть Кузя? (С песком, водой). Сделаем ему подарок из песка».
Вопросы: «Ребята, что произойдёт, если я налью в сухой песок воду? Куда спрячется вода? Каким станет песок? (Сухой песок впитает воду и станет мокрым). Что станет, если я добавлю в песок окрашенную воду?» (Воспитатель мерной ложечкой заливает песок красной водой).
Вопросы: «Поменял ли песок цвет? (Да). Каким он стал? (Красным). Почему он стал красным? (Потому что добавили красную краску). Куда исчезла красная вода? (Песок впитал красную воду).

Игровое упражнение «Делаем цветные куличики». Воспитатель: «Возьмите по баночке с песком, добавьте в песок любую окрашенную воду, размешайте палочкой песок и сделайте куличик. Воды добавляйте мерной ложечкой».

Затем приходит Домовой Кузя и расспрашивает детей о получившихся поделках: «Ребята, что вы делали? Из чего получились такие куличики? Почему они разноцветные? Как сделать цветной песок?». Кузя благодарит детей за красивые подарки.

IMG_20230227_163005.jpgIMG_20230227_163548.jpg

IMG_20230227_163228.jpgIMG_20230227_163606.jpg

Приложение 6

Конспект экспериментальной деятельности на тему

«Печём куличики»

Цель: Познакомить детей со свойствами песка, учить делать куличики. Формировать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Учить доводить работу до конца.

Оборудование: Песок, совочки, формочки, влажные салфетки по количеству детей, лейка с водой. Игрушка зайчика.

Ход экспериментирования:

Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Интересно, кто к нам пришёл в гости?

Заносит игрушку зайчика. В лапах зайчика прозрачная баночка с сухим песком.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл зайчик Стёпа. Давайте поздороваемся с ним.

Воспитатель: Стёпа, что ты принёс детям?

Стёпа: Я маленький и не знаю, что это такое. А вы уже за зиму выросли и стали большими, скажите вы , что это такое.

Воспитатель: Ребята, поможем Стёпе?  Что это такое? (Песок).

Воспитатель: У нас тоже песок есть в группе. Дети, покажем Степе, где у нас находится песок. Стёпа сейчас мы тебе всё расскажем о песке.

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия: не брать песок в рот; не обсыпаться песком; не тереть глаза грязными руками.

Выполнение 1-й части эксперимента. (Песок он светлый, сыпучий.)

Воспитатель: Что насыпано в ваших ёмкостях? (песок) Дети, потрогайте песок и скажите, какой он? (Сухой, тёплый, сыпется). Вывод. Правильно, песок сухой, тёплый, он сыпучий. Скажем вместе: сухой, тёплый, сыпучий.

Воспитатель: Стёпа, запомни этот песок - сухой, сыпучий. (Дети повторяют).

- Насыпьте его себе на ладошку. (Дети выполняют).

- Посмотрите, из чего состоит песок? (Ответы детей.)

- Скажем вместе: из песчинок. Они маленькие. (Дети повторяют.)

- Как трудно держать их в руках. Песчинки сыпется, как струйка. Этот песок сухой. (Педагог сопровождает свои слова демонстрацией опыта).

Воспитатель: У вас лежат формочки, скажите какого они цвета?

Дидактическая игра «Какого цвета формочка и совок». Цель: закрепить названия цветов, развитие разговорной активности детей.

Воспитатель: Давайте насыплем в формочки песок и сделаем куличики. Работайте осторожно, аккуратно насыпайте песок в формочки. (Дети выполняют задание.)

- Получились куличики? (Ответы детей). Почему не получились? (Песок сухой.)

Воспитатель: Стёпа, запомни, из сухого песка куличики нельзя сделать. Дети, протрите руки салфеткой.

Выполнение 2-й части эксперимента.

- Песок мокрый - он темный, холодный, из него можно лепить куличики. Кто знает, что будет, если в песок налить воду? (Ответы детей.) Давайте проверим.

Воспитатель вместе с зайцем наливает воду в песок.

- Потрогайте его и скажите - сухой он или мокрый'? (Мокрый.) Тёплый или холодный? (Холодный). Стёпа запомни, если в песок налить воду, он станет мокрым, холодным.

- Посмотрите, мокрый песок так же сыплется, как и сухой? (Показать детям.)

Вывод. Мокрый песок не сыпучий.

Воспитатель: Из мокрого, сырого песка можно делать куличики. Давайте попробуем. Возьмите формочки и аккуратно накладывайте в них мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его. Осторожно переверните формочку с песком. Постучите по донышку еще раз совочком. Снимите формочку. Что получилось? (Куличик.)

- Вот какие красивые куличики мы с вами сделали, молодцы. Дети, протрите руки салфеткой.

Воспитатель: Ребята, давайте Стёпе напомним всё, что мы узнали о песке.

Стёпа  начинает фразу, дети заканчивают.

- Я узнал, что песок сухой…(светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики).

- Песок мокрый... (темный, холодный, из него можно лепить куличики).

Стёпа: Спасибо, дети, что рассказали мне о песке и научили делать куличики. А сейчас мне пора в лес. Меня мама ждёт, до свидания.

IMG_20230207_163321.jpgIMG_20230208_075438.jpg

IMG_20230404_162456.jpg

Приложение 10

Игры с песком

Цель: знакомить детей со свойствами песка.   Способствовать расширению знаний детей о свойствах сухого и мокрого песка. Активизировать речь и обогащать словарь детей. Закреплять культурно-гигиенические навыки.                                              

Задачи: Развивать активную речь детей. Обучать детей навыкам экспериментирования. Вызывать положительные эмоции. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективе сверстников.

    Игры с водой и песком помогают взрослым в решении одной из важнейших задач в развитии детей 2- 3 лет. Речь идёт о самодеятельной игре - экспериментировании с различными подходящими для этого предметами и природного материала.

 Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребёнка. Малыши очень любят такие игры.  Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить.                                                 

 Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребёнка сосредоточиться. Если у вас есть возможность, организуйте игру с песком дома, в долгие зимние дни. Это будет счастьем для малыша.   

Здравствуй, песок!
Цель: снижение психофизического напряжения.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными
способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми
пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в
песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой
захотел поздороваться один из обитателей песка — ...»


Песочный дождик
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог: в сказочной стране может идти необычный песочный дождик и дуть
песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер.
Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь
взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками,
взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они
меняются ролями.

Песочные прятки
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного
мышления, произвольности.
Оборудование: Песочница, картинки, сказочные персонажи, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Первый вариант
Педагог. Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся
тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу:
«Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешьраздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки.
Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую
нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на
поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом
месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет
вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Второй вариант
Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочные
персонажи, их можно изготовить самостоятельно, обернув скотчем яркие картинки из
детских книжек. Для игр с малышами используют цветные картинки с четким
изображением (на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного
предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное усложнение
изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым,
силуэтным.
Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках и героях, о
причинах положительного и отрицательного отношения к разным героям.
Педагог. В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в
песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: «Раз, два, три, сказка
приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из хорошо знакомой ребенку сказки.
Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в
песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты
очистил от песка часть картинки: как ты думаешь, какая это сказка?
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку
или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать сказку по элементам
картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а
взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Я пеку, пеку
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, набор формочек.
Ход игры: Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки,
тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них
песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками,
перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает"
пирожками маму, папу, кукол

Победитель злости
Цель: стабилизация эмоционального фона у детей; формирование умение справляться с
гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.
Оборудование: Песочница.
Ход игры: Педагог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что
случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда
ты сердишься? (Ответы ребенка.)
Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся
и огорчаются взрослые. А после того, как злость ушла, тебе бывает грустно или
неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право
злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не
обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с
помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если
напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой
сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)
Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает
углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость».
Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на
вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли,
чувства». Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное
заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии,
которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он
получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками
медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней —
успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил
свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней
на песке.

Отгадай загадку
Цель: Развитие мышления, моторики.
Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.
Ход игры: Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана
отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.

Во саду ли, в огороде
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Оборудование: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.
Ход игры: По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый
сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения
задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и
фрукты по форме, цвету, вкусу.

Приложение 11

Игры с водой

Открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов  (теплый- холодный, тонет- плавает и др.)

Центр «Песок и вода» - помогает воспитателю в решении одной из важнейших задач развития ребёнка 2-3-х лет. Речь идет о самостоятельной игре – с экспериментированием, с различными подходящими для этого предметами и природными материалами.

Организуя игры с водой и песком, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов,  но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивая мелкую моторику ребенка. Малыши очень любят такие игры.  Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д., а потом разрушать и снова построить.

Для игр с песком нужны совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, палочки грабельки).

Для игр  с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, кораблики), сачки, мячики, набор игрушек из разных материалов (для игры «что плавает», «что тонет»?), набор цветных камешков, ракушек.

Веселые пузыри
Цель: расширить представление о свойствах воды; развивать координацию и мелкую
моторику рук; развивать понимание речи, побуждать детей к разнообразным действиям с
водой.
Вопросик смотрел в окно. Шел сильный дождь. Сначала намокла дорожка, потом
появилась лужа, а потом... На воде стали появляться пузыри.
- Мама, смотри, что делает волшебная вода! Давай возьмем пузырьки домой. Я хочу с

ними играть.
- Ты можешь сделать волшебные пузырьки дома.
- Как? Я же не дождик.
- Вода — волшебная. Возьми стакан с водой и соломинку.
Вопросик взял соломинку, опустил ее в стакан и стал ждать пузырьков. Он долго ждал, но
пузырьки все не появлялись.
- Мама, это не та вода.
- А ты подуй в соломинку.
Дети опускают в воду соломинки для коктейлей и дуют в них. В воде появляются веселые
пузырьки.


Кто выше прыгнет.
Цель: развивать координацию движений и мелкую моторику рук; развивать понимание
речи, побуждать детей к разнообразным действиям с водой.
Вопросик сказал:
- Уточки эти непростые, а очень веселые. Хотите, они вас прямо сейчас развеселят?
- Конечно, хотим! — ответили друзья.
Педагог и дети опускают в емкость стола-ванны, наполненную водой, плавающие
игрушки (шарики, мячики и т. д.). Затем взрослый опускает одну игрушку на дно, но она
«выпрыгивает» на поверхность воды. Он предлагает детям повторить его действие
самостоятельно.

 Теплая - холодная

Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный»; активизировать словарь ребенка (жидкость, бесцветная, прозрачная); воспитывать аккуратность при работе с водой. Путешествие с теленком Вопросиком Жил-был маленький теленок. Он был очень веселый и любопытный. Он всегда и всем задавал разные вопросы: где? Когда? Зачем? Почему? Его так и прозвали — теленок Вопросик. Однажды он гулял с мамой у ручейка. Это была его первая весна и первый ручеек, который он увидел. - Мама, это что? - Ручеек.

- Почему? - Весна пришла. Весной текут ручьи, потому что тает снег.

- Почему тает снег? - Греет солнце, снег от тепла тает и превращается в воду. Вот и бегут ручьи, там, где лежал снег.

 - А ручей — он холодный или теплый? - Сейчас — теплый, а потом будет холодный.

- Когда потом? - Вечером.

- Почему? - Днем греет солнце, и вода становится теплая. А вечером солнце уходит, и вода остывает.

- Мама, я хочу потрогать. Можно?

Перед ребенком двухсекционный стол-ванна: в одной емкости вода теплая, а в другой холодная. Ребенок и взрослый опускают кисти рук попеременно то в холодную, то в теплую воду, параллельно комментируя свои ощущения. Инструкция: «Посмотри, что в ванночках. Вода. Ой! Какая здесь холодная вода. Потрогай сам. Скорей вытаскивай ручки, а то они замерзнут. А здесь, какая вода? (Теплая.) Где твоим ручкам лучше, в теплой или в холодной воде? Покажи, где теплая вода, а где холодная».

Плавает или тонет

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов (камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д); формировать умение играть с водой, с разными игрушками, закрепить такие понятия, как «тонет - тяжелый», «не тонет – легкий»; расширить словарный запас. Вопросик спросил: - Мама, смотри: утенок плавает, а цыпленок — нет. - Один умеет плавать, а другой не умеет. - А я? Я умею? - Попробуй вот здесь, около берега. - Нет, я боюсь. Наверное, я не умею плавать. Мама, а камешки умеют плавать? А орехи? Я хочу знать. - Давай попробуем. Опускай в воду камешки, орехи, шишки, все, что тебе хочется, и смотри. Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны, наполненной водой. Перед ними плоская миска, в которой лежат камешки, орешки, ракушки, небольшие шишки и т. д. Ребенок поочередно бросает в воду различные предметы и с помощью взрослого вы¬ясняет, какие предметы плавают, а какие тонут. Затем ребенку можно предложить достать из ванны предметы, которые тонут, и предметы, которые плавают, и разложить их по разным мискам (в одну - камешки, в другую - орешки).

Дождик.

 Цель: Закрепить знания детей о свойствах воды: капает, льётся; развивать наблюдательность, любознательность; вызвать у детей положительные эмоции. Послушайте, о чем спросил маму теленок Вопросик: - Мама, там, на лугу, моя любимая ромашка. Она наклонила голову и закрыла глазки. Ромашка очень хочет пить, а дождика все нет. Ты говорила, что вода волшебная, почему она тогда не идет к ромашке? - А ты помоги ей, дорогой. - Как это сделать? - Возьми лейку и полей. - Ура! Как я не догадался сам? Ребенок и взрослый стоят около стола-ванны с водой. У них в руках лейки, наполненные водой. Взрослый предлагает ребенку сделать дождик с помощью лейки, выливая из нее воду. Если ребенок затрудняется поднять и наклонить лейку, то взрослый помогает ему.

Разноцветная  водичка

Цель: Формирование представления детей о свойстве воды – возможности её окрашивания.

Ребятки, а вы знаете, какая бывает водичка? (тёплая, холодная, прозрачная и т. д.)

А ещё вода бывает разноцветная. И сделать такую водичку мы с вами можем сами. Хотите попробовать? Перед детьми ставятся прозрачные стаканчики с чистой водой. Дети рассуждают, какая вода в стаканчиках. Затем воспитатель предлагает детям обмакнуть кисточку в понравившуюся краску и размешать воду в стаканчике. На глазах у детей вода приобретает цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Песочные сказочки, мокрые загадочки"

Педагогический проект  "Песочные сказочки, мокрые загадочки"...

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» для работы с детьми раннего возраста

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» для работы с детьми раннего возраста22.09.2014Автор:Найданова С.А.воспитатель МДОУ«Детский сад "Кораблик №18"г. СаранскПроект «Песочные сказочки, мокрые за...

Информационно-исследовательский проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Данный материал позволяет  вести целенаправленную работу  по формированию у детей раннего возраста элементарных обследовательских действий как условия восприятия  окружающего мира. Он м...

ПРОЕКТ "Песочные сказочки-мокрые загадочки"

Информационно - исследовательский проект для детей средней группы...

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки»

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» предназначен для работы с детьми  раннего  возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познавательное...

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» для работы с детьми раннего возраста.

Проект «Песочные сказочки, мокрые загадочки» предназначен для работы с детьми  раннего  возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание»...

Проект группы раннего возраста "Песочные сказочки, мокрые загадочки"

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием кинетического песка.  И это не случайно, ведь  игра с песко...