Проект "Экология животных. Защитные механизмы"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Детский сад № 19»
624087 Российская Федерация, Свердловская область, город Верхняя Пышма, п. Кедровое, улица Классона, дом 3 Тел. 8(34368)94-486, E-mail: ya.madoo19@yandex.ru, официальный сайт: 19vp.tvoysadik.ru
Паспорт проекта
Экология животных
Тема: Защитные механизмы животных
Выполнил Немчинова Анна Ивановна,
воспитатель старшей группы.
г. Верхняя Пышма, пос. Кедровое, 2024 г.
Введение
Актуальность: Экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема нашего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором она прибывает сейчас.
Ребенок по своей природе исследователь. Жажда новых впечатлений, любознательность традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поисковая активность – естественное состояние ребенка. Она порождает исследовательское поведение. Создает условия для саморазвития ребенка. Но как не запутаться ребенку в огромном потоке информации? Для этого важно педагогическое руководство детскими исследованиями. Темы исследований в основном рождаются из интересов детей. Каждое исследование своеобразно, ребенок может углубиться в заинтересовавшую его тему настолько, насколько позволяют ему его способности и возникший интерес. Исследования предполагают использовать любые подручные средства: книги, интернет, знания взрослых, игрушки, картинки и т.п.
Кейс направлен на расширение знаний детей об особенностях животных. Он открывает их удивительный мир, помогает ответить на многие вопросы. Данный кейс позволяет развить у детей предпосылки логического мышления: умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения. Мир животных чрезвычайно привлекателен.
Цель: развить у детей интерес и способности к научной, опытно – исследовательской и проектной деятельности в процессе ознакомления с миром диких животных, с их способностями защиты и приспособлениями для жизни в дикой природе.
Задачи:
- Развивать познавательную активность.
- Дать возможность детям при помощи взрослого удовлетворить детскую любознательность, через вовлечение ребенка в активное освоение окружающего мира.
- Расширять представления о животных. Продолжать учить выделять и называть характерные признаки и особенности животных (внешний вид, повадки). Продолжать знакомить с условиями обитания, с механизмами защиты.
- Развивать потребность принимать активное участие в экологической деятельности.
- Развивать умения использовать полученные знания в различных видах деятельности.
- Приобщение родителей к оказанию помощи детям по поиску и сбору информации об обитателях разных континентов.
- Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самому воспринимать новую информацию от сверстника.
- Обогатить словарный запас и активизировать речь детей за счет новых слов.
- Воспитывать бережное отношение к представителям животного мира.
- Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательно – творческой деятельности, способствующей воспитанию бережного отношения к окружающему миру, детей дошкольного возраста.
- Обогащать предметно-развивающую среду группы, раскрывающую особенности защитных механизмов животных.
Ожидаемые результаты: Предполагается, что, реализовав данный проект наши дети расширят знания о диких животных, будут бережно относиться к природе, защищать и заботиться о животных, научатся применять, полученные знания на практике, подготавливать материал по теме и презентовать его, расширят свой словарный запас и грамотность речи.
Этапы реализации работы по решению кейса:
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
Подготовительный этап:
- Выбор темы проекта совместно с детьми.
- Составление плана работы с детьми.
- Определение последовательности действий.
Основной этап.
Для развития практики исследования в дошкольном возрасте можно использовать метод выявления проблем. Мы прочли с детьми отрывок из «Лесной газеты» В.В. Бианки, часть «Весенняя хитрость». После этого ребята задались вопросами, а как же мирные животные будут защищать себя от хищников? Какие еще существуют способы защиты? Могут ли эти способы меняться с возрастом животного? А еще мы предложили им выяснить если бы человек жил как мышь/рысь, какие приспособления ему пригодились бы?
Для решения проблемы формирования представлений о способах защиты животных у дошкольников мы использовали разнообразные методы:
- Наблюдение — целенаправленное, непосредственное чувственное восприятие объектов и явлений природы.
- Труд в природе — формирование практических умений и навыков по уходу за животными, воспитание любви, бережного и заботливого отношения к ним.
- Рассматривание картин — уточнение и конкретизация представлений детей, систематизация и обобщение знаний, формирование эстетического восприятия.
- Словесные методы — рассказ воспитателя, чтение энциклопедий, беседа, доклад.
- Художественная литература — рассказы, сказки, стихотворения, адаптирующие научную информацию для восприятия детей.
- Игры — дидактические, подвижные, творческие, режиссерские.
- Продуктивные виды деятельности — занятия по конструированию, рисованию, лепке, аппликации.
- Экспериментирование.
- Театральная деятельность.
Начали с того, что провели беседу с презентацией «Растительноядные и хищники». Закрепили материал интерактивной игрой «Хищники и растительноядные» и подвижной игрой на улице «Хищники и травоядные». Разобравшись в данном вопросе, мы с детьми пришли к выводу, что заяц и куропатка – растительноядные животные, как же они защищаются от хищников в лесу?
На этом этапе мы просмотрели фильмы «Заяц» и «Белая куропатка», из них ребята узнали о строении тела, образе жизни животных, месте их обитания и конечно же о способах защиты. Узнали, что заяц и куропатка не только маскируются, но имеют еще ряд способов защиты. Так, например, заяц путает следы, ведет ночной образ жизни, еще у него мощные задние лапы и он хорошо бегает. А куропатки в свою очередь живут стаями, умеют летать и способны прятаться под снегом. В рамках данного вопроса мы проводили с ребятами:
- Опыты «Не видно на белом/ не видно на сером», «Почему волк не сможет увидеть зайца?», «Под снегом тепло».
- Рисовали зайца и куропатку при помощи простого карандаша, лепили зайцев и куропаток.
- Проводили сравнение зайца и куропатки. Вели карту наблюдений.
- Играли в дидактические игры «Догони зайца - лабиринт», «Кто где живет?», «Закончи предложение о внешнем виде зайца/куропатки».
- Играли в подвижные игры «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Замри».
- Создали макет, на котором поселили вылепленных детьми животных, его так же использовали в качестве наглядного пособия по изучению механизма маскировки.
- Читали художественную литературу: «Как заяц зимой живет» Чаплина, «Про зайца» Плавильщиков, «Беляк» Соколов, «Готовится к зиме», «Прячутся», «Тетерева в лунках», «По следам: Снежная книга», «Тайна ночного леса», «Приказ на снегу» Бианки, «Снежный зайчик» Сутеев, «В лесу», «Что за зверь?», «Про зайчат» Чарушин, «Отчаянный заяц» Сладков, «Про зайца длинные уши» Мамин-Сибиряк.
- Просматривали фильмы «Заяц» и «Белая куропатка», рассматривали картинки «Заяц беляк зимой» и «Заяц беляк весной», «Белая куропатка зимой, весной и летом».
Обобщили полученные данные и от вопроса маскировки мирных животных плавно перешли к вопросу, о том только ли растительноядные животные маскируются, чтоб защититься от хищников? Эту тему мы изучали при помощи следующих методов:
- Беседа с презентацией, в которой наглядно было показано, как хищники способны умело маскироваться от своей жертвы.
- Просмотр видео кадров как хищники незаметно подкарауливают своих жертв и атакуют.
- Подготовка нескольких докладов о хищниках, способных маскироваться (рысь, тигр, леопард, крокодил, сова).
- Лепка хищных животных Урала, пользующихся маскировкой: рысь, сова.
- Изучение материала энциклопедий.
- Чтение художественной литературы «Рассказы о животных» Житков, «Большие и маленькие» Чарушин, «Сова» Бианки, «Рысь» Соколов, «Как звери и птицы к зиме готовятся» Снегирев.
На этом работа не закончилась, а только больше закипела. Дети решили пойти дальше и узнать, а есть ли животные, которые способны защищаться от хищников иным способом, не маскируясь. Ребята решили подготовить доклады о животных дома, совместно с родителями. Мы совместно с ними распределили животных для докладов так, чтобы не было повторений. В своих докладах дети рассказали о том животном, которое выбрали. Где животные живут, характерные для их жизни места, чем питаются, внешний вид и самое главное они описали способ защиты. Исследование позволило детям сделать вывод, что для каждого животного характерен свой способ защиты, но все же есть животные со схожими механизмами защиты. Для изучения данного вопроса были использованы следующие методы:
- Подготовка и презентация докладов (верблюд, опоссум, слон, черепаха, медуза, электрический угорь, хамелеон, муравей, богомол, зебра, еж, дикобраз, броненосец, бабочка и др.).
- Рассказ педагога «Муравьи – санитары леса»
- Просмотр видеофильмов «Мастера маскировки», «Самые необычные механизмы защиты у животных».
- Проведены опыты «Хамелеон», «Электрические угри», «Вместе сильнее», «Отпугивающий звук», «Отпугивающий запах», «Медуза».
- Изучение материала энциклопедий.
- Экскурсия в лес. Наблюдение за белкой. Изучение следов на снегу.
- Совместная поездка детей и родителей в зоопарк, океанариум, оленью ферму.
- Наблюдение и уход за черепахой в живом уголке.
- Дидактические игры (макет, созданный совместно с детьми) «Приспособления животных», «Кто где обитает», «Лото животные», «Пазл, собери последовательно», «Составление пазла «Черепаха», «Где чей дом», «Найди что неверно».
- Режиссерская игра «Зоопарк», «Необитаемый остров».
- Игры по сенсорике «Пустыня», «Океан».
- Речевое творчество: творческая игра Африка, составление описательного рассказ по картине Волочкова «Ежи».
- Книжная гостиная в гостях у детского писателя Чарушина.
- Чтение художественной литературы «Сказка о перевернутой черепахе» Пляцковский, «Рассказы о животных» Житков, «Лесная газета» и «Спешите видеть» Бианки, «Снежная страница» Маршак, «Хитрый коврик» Пришвин, «Лягушка - путешественница» Гаршин.
- Лепка осьминога, ежа, рисование хамелеона.
- Рисование по трафаретам в уголке художественного творчества.
- Составление кроссвордов и ребусов детей совместно с родителями.
Ребята узнали, что мир животных невероятно увлекателен. Что механизмов защиты у животных существует великое множество. Дальше я предложила ребятам дидактическую игру «Собери цепочку», в ней нужно правильно воссоздать этапы развития лягушки и бабочки. Поиграв в эту игру, ребята заметили, что способы защиты от врага, на разных этапах взросления животного отличаются. Мы решили разобраться в этом вопросе. Методы, которые использовали:
- Наблюдение за развитием лягушки – видеофильм.
- Дидактическая игра «Собери цепочку».
- Создание модели «Этапы развития бабочки, способы защиты».
- Конструирование из бумаги – оригами «Лягушка», конструирование из ткани «Бабочка».
- Изучение материалов энциклопедий.
Ребята все были вовлечены в познавательный процесс, никто не остался в стороне. Когда они разобрались в данном вопросе, им было предложено выяснить если бы человек жил как мышь/рысь, какие приспособления ему пригодились. Конечно все были не прочь поискать ответ на поставленный вопрос. Мы поделили ребят на две команды, одной досталось задание изучить приспособления для жизни мыши, а второй нужно было разобрать приспособления рыси. Дома с родителями ребята поискали ответы на эти вопросы, а на следующий день мы снова собрались для обсуждения. В решении этого вопроса использовались следующие методы:
- Просмотр фильма «Рысь», «Мышь».
- Лепка рыси и мыши.
- Опыты «Эластичные кости», «Широкая лапа», «Слух», «Запах», «Ночное зрение», «Густая шерсть».
- Подвижная игра «Тише мыши».
- Интерактивная игра «Человек – мышь/рысь».
Заключение.
В процессе работы были созданы необходимые условия для развития познавательного интереса, любознательности в процессе ознакомления с миром диких животных, с их способностями защиты и приспособлениями для жизни в дикой природе.
Дети с нашей и родительской помощью удовлетворили свою любознательность, вовлекаясь в активное освоение мира природы, повысили свою экологическую культуру. Они расширили свои представления о животных. Узнали о характерных признаках и особенностях, об условиях обитания и механизмах защиты многих животных. Научились использовать полученные знания в различных видах деятельности, презентовать подготовленную информацию перед сверстниками, богатили свой словарный запас. Узнав больше о мире животных, они будут бережно относиться к представителям животного мира.
Список используемой литературы:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «Детство - Пресс», 2016. – 512 с.
- Воронкевич О.А. Дневник занимательных экспериментов для детей 5- 6 лет. – СПб.: «Детство - Пресс», 2016. – 32 с.
- Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе д/с. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010. – 128 с.
- Шапиро А.И. Лужа. Твоя первая научня лаборатория. – М.: Мозаика – Синтез, 2002. – 72 с.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Метадическое пособие. – СПб.: Детство – Пресс, 2010. – 128 с.
- Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе д/с: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004. – 432 с.
- Бондаренко Т.М. Экологическое воспитание 5 – 6 лет. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2012. – 190 с.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 28 с.
- Леонова Н.Н. Художественно – эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. – СПб.: ООО Издательство «Детство - Пресс», 2014. – 240 с.
- Леонова Н.Н. Художественное творчество. Опыт освоения образовательной области по программе «Детство»: планирование, конспекты. – Волгоград: Учитель, 2014. – 298 с.
- Лыкова И.А. Конструирование в д/с. Старшая группа: Учебно – методическое пособие к парциальной программе «Умные пальчики». – Коломна: Коломенская типография, 2021. – 159 с.
- Емельянова М.Н., Колтунова И.Р. Исследовательская деятельность детей по освоению окружающего мира. Программа развития лидерского потенциала детей и методические рекомендации для педагогов дошкольного образования: Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 1999. – 111 с.
- Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование закаливающих мероприятий для укрепления защитных сил организма детей старшего дошкольного возраста
Консультация для воспитателей ДОУ...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДОСУГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ДЕНЬ ЗАЩИТН
Досуг для детей подготовительной группы. Извините, что не нарисовала схемы к танцевальным композициям....

« Игровой стретчинг,как система направленная на активизацию защитных сил организма,психоэнергетической саморегуляции,развития и высвобождения скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания »
1.Что же такое игровой стретчинг?2.Возрастные ограничения для занятий игровым стретчингом.3.Основные принципы занятий.4.Организация проведения занятий игрового стретчинга.5.Продолжительность занятий.5...
Конспект-беседа: "Защитная сила - богатырская стать."
Беседа с детьми по картине В. М. Васнецова "Богатыри"....
мастер-класс «Защитный мешочек» семейный оберег.
«Защитный мешочек» семейный оберег - это результат обучения в нашем мастер – классе.Мастер – класс состоит из 1 практического занятия-модуля по изготовлению оберега.Бонусом мастер – класса будет ваш л...

Консультация для родителей "Защитные механизмы у детей"
Часто на вопрос родителей: "Почему ты это сделал?" ребенок отвечает: "Не знаю!", что приводит взрослых в замешательство. "Как это ты не знаешь? А кто должен знать?" И раз...

