Использование закаливающих мероприятий для укрепления защитных сил организма детей старшего дошкольного возраста
творческая работа учащихся (старшая группа) по теме

Сокольникова Наталия Михайловна

Консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование закаливающих мероприятий для укрепления защитных сил организма детей  дошкольного возраста

Сокольникова Н.М.

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в ДОУ. Всем известно, что здоровье человека определяется многочисленными внешними и внутренними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. За последнее время число здоровых детей уменьшилось, и по статистике только 10% детей поступают в школу абсолютно здоровыми. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия (резкие перепады температуры, атмосферного давления и др.),   социальная напряжённость в обществе, воздействуя на неокрепший организм ребёнка, способствуют изменению ряда физиологических функций, ухудшают самочувствие, снижают иммунитет.

Поэтому, одна из важных задач современного дошкольного воспитания – снижение риска заболеваемости детей наиболее распространёнными простудными заболеваниями. Так как только здоровый ребёнок способен усваивать всё то, чему его учат, выполнять предъявляемые к нему требования, быть активным, работоспособным и полноценно развиваться.

 В нашем МДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 «Снежинка» п. Троицкий Губкинского района Белгородской области  особое внимание в режиме дня уделяется закаливанию организма детей. Известно, что именно закаливание является самым действенным средством борьбы с простудными заболеваниями, способствует укреплению здоровья и созданию условий и привычек здорового образа жизни.

Под закаливанием следует понимать использование естественных сил природы (воздуха, солнца, воды), для повышения устойчивости организма к простудным заболеваниям. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований:

  1. Предварительный осмотр ребёнка педиатром (ребёнок должен быть здоров);
  2. Постепенное увеличение силы закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);
  3. Закаливание проводится систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;
  4. Воспитатели добиваются положительного эмоционального отношения ребёнка к закаливающим процедурам.
  5. Нарастание и разнообразие воздействий, т.к. организм быстро привыкает к тем или иным воздействиям и начинает воспринимать их как «норму».

Особая осторожность в отношении закаливания детей объясняется незрелостью их систем терморегуляции, вследствие чего дети намного более чувствительны к температурным колебаниям и влажности, чем взрослые. Тем не менее, грамотное закаливание даёт очень хороший результат.

Воспитатели организовывают проведение закаливания так, чтобы можно было видеть и чувствовать состояние каждого ребёнка, создать благоприятный психологический  микроклимат.

Закаливание воздухом – это не только специальные процедуры, но и влажная ежедневная уборка, многократное проветривание помещения.

Важным закаливающим средством являются прогулки, т.к. потребность в кислороде у детей вдвое больше, чем у взрослых. Они проходят ежедневно в любую погоду, с оптимальным двигательным режимом общей продолжительностью в течение дня не менее 4 часов. С обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и др.). Общая моторная плотность достигает 60% и более. Во время прогулок воспитатели не допускают перегрева или переохлаждения детей, дозируя игры большой и малой подвижности, обеспечивают своевременную смену видов деятельности для каждого ребёнка. Одежда для прогулки в холодное время года должна быть тёплой и лёгкой, чтобы не стеснять движений.

Закаливание водой оказывает более сильное воздействие на организм. Поэтому начинать его желательно после короткого курса закаливания воздухом.   Нами используется щадящий метод закаливания: хождение по влажным солевым дорожкам и контрастное обливание ног в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам из гальки, ребристой доске, расположенными в разных местах группы. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. Который стимулирует биологически активные точки, улучшая кровообращение и повышая устойчивость всего организма, а также помогает избежать плоскостопия.  

В летний период босохождение используется во время прогулок в отведённых местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. В летнее время функционирует плескательный бассейн с подключённой холодной и горячей водой. Это дало возможность поддерживать необходимую температуру воды для разных групп детей и явилось прекрасным средством не только для закаливания, но и поддержания эмоционально – положительного тонуса и оздоровления в целом.

Кроме того, в нашем дошкольном учреждении проводится работа по закаливанию носоглотки -  полоскание полости рта и  горла кипячёной водой комнатной температуры (только детям со здоровыми миндалинами). Это способствует закаливанию носоглотки, предупреждает разрастание миндалин и аденоидов. Кроме того, полоскание оказывает массирующее действие на слизистую оболочку полости рта, миндалин и задней стенки глотки. На каждое полоскание необходимо 1/3 стакана воды.

Для детей с заболеваниями носоглотки проводят полоскание горла настоями трав или раствором соли и питьевой соды (по рекомендации врача). После сна под руководством воспитателя дети в постели выполняют дыхательную и звуковую гимнастику по А.Стрельниковой в игровой форме, например, «Мишка удивляется»  -  И.п. Руки на поясе. Выполнение. Плечи поднять – вдох. Плечи опустить – выдох. «Журавлик кланяется» - Наклон вперёд, руки в стороны. Двигая руки навстречу друг другу, «обнять плечи» - вдох. Разогнуться, руки в стороны – выдох и другие. А в осеннее – весенний период – элементы упражнения хатха-йога, психогимнастику по методике М.Чистяковой и точечный массаж под руководством воспитателя и старшей медсестры. В комплексе с закаливанием носоглотки нами проводится такой вид закаливания, как ванночки для ног. Он представлен в виде игры «Холодные и тёплые озёра». Для этого берутся два таза, и в них наливается вода разной температуры – разница составляет 5 – 10 градусов. Ноги малыша погружают в таз с горячей водой на 1 – 2 минуты, то в таз с холодной на 10 – 20 секунд. Смена температурных режимов – 3 – 8 раз за одну процедуру, общая продолжительность которой – не более 10 минут. Необходимо соблюдать правило: нельзя обливать холодные ноги холодной водой, сначала их нужно согреть.

Во время вспышки ОРВИ и гриппа используется аэрофитотерапия: пары пихтового и эвкалиптового масел, чеснок, лук, можжевельник. Они помогают очищать воздух и убивать вирусы, микробы. Также нами применяется ультрафиолетовое облучение по традиционной методике и аэроионизация воздуха, которая оказывает стимулирующее воздействие на здоровье  детей. Она включается в течение месяца ежедневно на 30 минут перед дневным сном и на 30 минут в игровом помещении. «Гимнастика» для носика приносит тоже немалую пользу. Например, «Носик нюхает» - ребёнок выполняет 10 вдохов – выдохов по очереди через правую и левую ноздрю. Одну из ноздрей делают «неработающей», закрывая её указательным пальцем. «Песенка для носика» - на выдохе малыш постукивает указательными пальцами по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу». «Носик замёрз»- ребёнок должен положить на переносицу указательные пальцы и перемещать их сначала к крыльям носа, а потом обратно, вверх и другие.

Наряду с этим  используется нетрадиционная фитотерапия – воспитатели совместно с родителями изготовили подушечки из трав душицы, хвои, мяты, чабреца, валерианы. Это способствует более глубокому спокойному сну, очищению воздуха от микробов. Для профилактики простудных заболеваний и укрепления защитных свойств организма нами оборудован фитобар, где дети принимают фиточаи из сухих плодов рябины, черёмухи, шиповника, черники, а также коктейли противоаллергического и успокаивающего действия. Они назначаются  врачом с учётом времени года и состояния здоровья каждого ребёнка.

В летнее время нами используется закаливание солнечными лучами. Этот вид закаливания возможен только после «зимней» подготовки организма ребёнка воздушными ваннами и водными процедурами, т.к. солнце действует гораздо сильнее, чем воздух и вода. Лучшее время пребывания на солнце в летнее время – с 10 до 12 часов. Начинать солнечную ванну можно не ранее, чем через 1,5 часа после еды. И заканчивать не позднее, чем за 30 минут до еды. Эффективны чередующиеся инсоляции: сначала пребывание на солнце, затем нахождение в тени, потом – опять на солнце. Закаливающие действие солнца можно постепенно увеличивать, меняя одежду ребёнка: вначале на него надевают рубашку с короткими рукавами, снимают колготки, носки, затем, через 2-3 дня оставляют в одних трусиках. Голова должна быть защищена головным убором. Солнечные ванны можно принимать и в облачную погоду, т.к. ультрафиолетовые лучи свободно проходят сквозь облака, время загорания можно «удлинить» на 50 %.

По каким признакам можно определить эффективно ли закаливание?

  1. Настроение жизнерадостное, спокойное.
  2. Самочувствие – бодрое, ребёнок всегда готов к действию, активен.
  3. Утомляемость – нормальная, усталость умеренная.
  4. Аппетит – хороший, ребёнок  активно ест все предложенные блюда.
  5. Сон – спокойный, глубокий.

При изменении одного из перечисленных показателей, необходимо проконсультироваться с врачом и внести коррективы в закаливающие процедуры.

Вся работа по укреплению организма детей и проведению закаливающих мероприятий проводится в тесном контакте с родителями. Воспитатели проводят анкетирование родителей, собеседования, совместные обсуждения проблем (родительские собрания в виде диспутов, деловых игр),  с учётом требований и пожеланий. Осуществляют открытые показы оздоровительных занятий, совместные мероприятия (вечера семейного отдыха, знакомство с опытом активного семейного отдыха и т.п.) Оказывают индивидуальную консультативную помощь (по запросам родителей), готовят информационные стенды, ширмы, папки-передвижки и т.п. по теме.

В результате проведённой оздоровительной работы в течение года было отмечено снижение процента часто болеющих детей с 2,5% до 2,2%, уменьшение общего количества заболеваний с 53,8% до33,8%, пропуска по болезни детей с 7,3% до 6,4%, улучшение в целом эмоционально – психологической ситуации.

Таким образом, целенаправленная оздоровительная работа и закаливающие мероприятия, проводимые персоналом ДОУ совместно с родителями, опираясь на современные педагогические технологии, дают возможность успешно решать задачи по формированию, укреплению и сохранению здоровья детей – а значит, будущего здоровья нации!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.

Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...

Упражнения для повышения физических возможностей детского организма детей старшего дошкольного возраста

В рамках данного мастер-класса раскрываются возможности использования средств физического воспитания для обеспечения физиологической зрелости детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию " Степ-аэробика" как средство укрепления физического здоровья у детей старшего дошкольного возраста"

План по самообразованию на  2016-2017 учебный год    Тема: «Степ-аэробика как средство укрепления физического здоровья у детей старшего дошкольного возраста»...

Статья "Сказкотерапия как метод коррекции защитных психологических реакций детей старшего дошкольного возраста"

Центральную часть психологической жизни личности составляет модель мира, как представление о мире и себе в нем. Вся информация извне, которая не соответствует этому представлению, побуждает человека а...

Формирование представлений о здоровом образе жизни - основа укрепления и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста

Здоровье детей – сложная, многогранная и динамичная категория бытия. По мнению исследователей (Г.К.Зайцев, В.В.Колбанов, М.Г. Колесникова и др.) валеологическое образование детей имеет важное зн...

Методическая разработка «Комплекс упражнений, способствующий общему укреплению мышц тела у детей старшего дошкольного возраста»

Данный комплекс упражнений способствует: Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни; основных физических качеств и повышение физической подготовленности; грамотному построению структуры з...

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...