Упражнения для повышения физических возможностей детского организма детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему

Жукене Вера Владимировна

В рамках данного мастер-класса раскрываются возможности использования средств физического воспитания для обеспечения физиологической зрелости детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_mo_may_16g.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга»

МАСТЕР-КЛАСС

«Упражнения для повышения физических возможностей

детского организма детей старшего дошкольного возраста»

(в рамках МО инструкторов по физической культуре)

Подготовила:

Жукене В.В., инструктор

по физической культуре

Губкин, 2016

Упражнения для повышения физических возможностей

детского организма детей старшего дошкольного возраста

        Умственная  и физическая работоспособность организма связана с эффективностью созревания психофизиологических процессов на уровне головного мозга. При этом адаптация в широком смысле слова рассматривается как «системная реакция организма, являющаяся основой всех видов жизнедеятельности и социальной деятельности индивида» (В.М.Менделеев). Исследования представлены с позиции выделения трех компонентов деятельности:

- когнитивного – нарушение способности к обучению по программам, соответствующим возрасту ребенка;

- эмоционально-оценочного, личностного – нарушение эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам, обучению в целом, педагогам;

- поведенческого – нарушение поведения в процессе обучения и в школьной среде.

        Дети с физиологической незрелостью в пределах интеллектуальной нормы составляют достаточно большой процент контингента, посещающего общеобразовательные учреждения как школьного, так и дошкольного типа. Они не имеют ярко выраженных отклонений в развитии и часто начинают обращать на себя внимание лишь в процессе овладения учебной деятельностью. Эти дети испытывают значительные трудности при освоении ведущих дисциплин, таких как письмо, чтение, счет. Характер и степень в каждом отдельном случае зависит от локализации поражения и связанных с ней нарушений физиологических функций данного мозгового участка, а также возможным выпадением данного звена из более крупной системы функционирования. В связи с этим особую значимость приобретает ранняя диагностика и коррекция данного вида нарушения у детей в период дошкольного детства.

        В отличие от более поздних этапов развития онтогенеза, у детей меж- и внутриполушарные связи еще окончательно не сформированы, поэтому эффект очагового поражения более ограничен, частота специфических расстройств ниже, а возможности восстановления более высокие в связи с пластичностью детского мозга.

        В рамках данного мастер-класса раскрываются возможности использования средств физического воспитания для обеспечения физиологической зрелости детей старшего дошкольного возраста. Особенность данных упражнений – активизация межполушарного взаимодействия и формирование межполушарных связей с помощью специальных упражнений, построенных по принципу одновременной работы правой и левой периферических частей тела.

        Устройство головного мозга имеет «перекрест» действия полушарий с половинами тела (правое полушарие – с левой половиной тела, левое – с правой). Поэтому, выполняя противоположные перекрестные движения, человек активизирует оба полушария одновременно, благодаря чему улучшается память, становится легче запоминать слова, стихи, развиваются математические способности и речь, улучшается координация движений, а также становится легче выполнять разного рода задания.

        Дозировка упражнений зависит от возраста и состояния здоровья детей и взрослых. Начинать нужно с 4-5 раз, увеличивая количество повторов до 8-10. Во время выполнения упражнений нужно следить за дыханием, осанкой и находиться в хорошем настроении. Упражнения желательно выполнять под ритмическую музыку.

Упражнения для повышения физиологических ресурсов организма

«Часики»

        Упражнение оказывает положительное влияние на снятие напряжения в шейном отделе.

И.п..: ноги слегка расставлены, руки на поясе или вдоль туловища.

1 – повернуть голову вправо, левую руку положить на правое плечо, посмотреть на кисть левой руки, произнести «Тик»;

2 - и.п. Произнести «Так», голову опустить вниз;

3 – повторить то же самое в левую сторону;

4 – и.п.

«Веселый счет до четырех»

И.п.: ноги врозь, руки согнуты в локтях.

1 – повернуть голову вправо, указательный палец правой руки поднять вверх. Посмотреть на руку и сказать «Раз»;

2 – повторить те же движения в левую сторону, сказать «Два»;

3 – повторить те же движения в правую сторону, поднять еще один палец на правой руке, сказать «Три»;

4 – повторить те же движения в левую сторону, поднять еще один палец на левой руке, сказать «Четыре»;

5 – наклонить голову вниз, руки соединить сверху (сделать крышу домика);

6 – голову поднять прямо, руки развести в стороны;

7 – снова наклонить голову вниз, руки соединить сверху (сделать крышу домика);

8 – и.п.

Повторить 2-3 раза.

«Доброе утро»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, голова прямо.

1 – правую руку положить на левое плечо, голову повернуть влево. Посмотреть на кисть правой руки, локоть не опускать. Сказать «Тик»;

2 – повторить то же в другую сторону. Сказать «Так»;

3 – руки медленно поднять вверх, следя за ними глазами. Посмотреть на поднятые руки. Сказать «Делай»;

4 – руки медленно поднять опустить, следя за ними глазами, принять и.п. Сказать «Вот так».

«Восьмерка руками»

        Выполнить  «восьмерку» руками (горизонтально и вертикально).

Упражнение улучшает подчерк, правописание, прорабатываются все суставы руки (пальцы, запястье, локоть, предплечье, плечо).

«Здравствуйте»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки на поясе.

1 – глубокий вдох, руки в стороны, взгляд открытый вперед. Произнести протяжный звук [о];

2 – выдох, обнять себя за плечи, голову опустить, произнести звук [а].

«Ветки рябины»

И.п.: ноги слегка расставлены, руки в стороны.

1 – наклониться вправо, правую руку завести за спину, левую руку поднять над головой, голову повернуть в сторону наклона;

2 – и.п.;

3 – повторить то же в другую сторону;

4 – и.п.

«Замочек»

Упражнение требует концентрации внимания.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.

1 – правую ногу отвести в сторону и поставить на носок, руки в стороны;

2 – правую ногу завести далеко назад за левую ногу, руками обхватить себя, сделать полуоборот;

3 – правую ногу отвести в сторону на носок, руки в стороны;

4 – и.п.

Повторить то же другой ногой.

«Бабка Ежка, выгляни в окошко»

Упражнение прорабатывает гибкость позвоночника, все суставы рук, улучшает эластичность мышц.

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.

1 – прыгнуть, ноги врозь, руки в стороны, ладони вверх;

2 – наклониться вперед, посмотреть назад между ногами, ладони развернуть назад;

3 – выпрямиться, ладони вверх;

4 – прыгнуть, ноги вместе, руки на поясе.

Усложнение: сделав эти движения, добавить поворот направо и дважды сделать «ножницы» руками, затем то же в другую сторону.

«Ушки»

        Упражнение развивает координацию движений и внимание, прорабатывает коленные и тазобедренные суставы.

И.п.: ноги врозь на расстоянии стопы, руки на поясе.

1 – приседая, правой рукой взяться за мочку левого уха, локоть не опускать, голову повернуть вправо, левую руку держать на поясе;

2 – выпрямиться, отвести правую руку в сторону, ладонь повернуть вверх, голову держать прямо;

3 – приседая, левой рукой взяться за мочку правого уха, локоть не опускать, голову повернуть влево, правую руку держать на поясе;

4 - выпрямиться, отвести левую руку в сторону, ладонь повернуть вверх, голову держать прямо.

«Буквы Л и Х»

И.п.: ноги вместе, руки на поясе.

1 – прыгнуть, ноги врозь, руки в стороны;

2 – ноги скрестно (правая нога впереди, левая – сзади), руки на поясе;

3 – ноги врозь, руки в стороны;

4 – ноги скрестно (левая нога впереди, правая – сзади), руки на поясе.

Усложнение: прыжки выполнять на правой и левой ноге по очереди на 4 счета. Руками выполнять «ножницы».

Спокойная ходьба. Дыхательные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...

Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ "Физические упражнения как средство развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста"

В данном методическом пособии представлены материалы по изучению уровня развтия гибкости у детей старшего дошкольного возрата, а также комплексы физических упражнений, которые могут быть использованы ...

Конспект открытого занятия по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста по теме "Мой организм"

Данный конспект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и будет интересен инструкторам по физической культуре и воспитателям дошкольных учреждений....

"Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста через выполнение упражнений на координационной лестнице" (презентация 2023 г.)

quot;Развитие физических качеств у  детейстаршего дошкольного возраста черезвыполнение упражнений на координационной лестнице"...