« Холодное и теплое. А. Куинджи « Красный закат» и «Сумерки».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тема Нод: « Холодное и теплое. А. Куинджи « Красный закат» и «Сумерки».

Тип НОД: ознакомительное

Вид НОД: Тематическое

Возрастная группа детей: старший возраст (дети 5-6 лет)

Задачи:

Образовательная: Продолжать  знакомить со спектрами холодных и теплых цветов.

Развивающая: Развивать усидчивость, художественное восприятие.

Воспитательная:  Воспитывать интерес к изображению родной природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holodnoe_i_teploe.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Нод: « Холодное и теплое. А. Куинджи « Красный закат» и «Сумерки».

Тип НОД: ознакомительное

Вид НОД: Тематическое

Возрастная группа детей: старший возраст (дети 5-6 лет)

Задачи: 

Образовательная: Продолжать  знакомить со спектрами холодных и теплых цветов.

Развивающая: Развивать усидчивость, художественное восприятие.

Воспитательная:  Воспитывать интерес к изображению родной природы.

Словарная работа: активный словарь: теплые и холодные цвета

Пассивный  словарь: тона

Оборудование:

Демонстрационный материал: Репродукции картин А. Куинджи « Красный закат» и «Сумерки». Интерактивная доска (спектр холодных цветов и спектр теплых цветов). Волшебный мешочек (металлический шар, кусочек льда, чайная ложка, кусочек меха). Карточки с теплыми и холодными цветами. Аудиозаписи (нежная мелодия и звонкая мелодия).

Предварительная работа: Дидактическая игра «Холодное - теплое».

Интеграция Образовательных областей: Художественное творчество, социализация, здоровье, коммуникация, музыка, познание.

Структура и методические приемы НОД:

Вводная часть ( 3-5 мин.)

Словесный: беседа, вопросы, проблемная ситуация.

Практический: Дидактическая игра « Волшебный мешочек»

Основная часть (15-18 минут)

Словесный:  беседа, загадки

Наглядный: показ репродукций, работа с цветовыми спектрами,.

Практический: физкультминутка, музыкально-дидактическая игра

Заключительная часть (2-3 мин)

Словесный: вопросы по теме.

Наглядный: показ репродукций

Организация детей на нод:

Вводная часть – Дети находятся в активной зоне и располагаются вокруг воспитателя

Основная часть – Дети располагаются перед мольбертом, полукругом. Затем идут в рабочую зону.

Заключительная часть - дети возвращаются в активную зону по приглашению воспитателя и располагаются вокруг  него.

Ход занятия:

Вводная часть:

  Воспитатель предлагает детям поиграть в игру « Волшебный мешочек».

В: но играть мы будем не как обычно. Вы будете определять температуру нащупанного предмета.

                           Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Дети засовывают руку в мешочек, на ощупь выбирают предмет и говорят холодное – теплое.

В: Ребята, а как вы определяли холодный предмет или теплый?

Д: Мы это почувствовали руками.

В: Как вы это сообщали другим?

Д: Мы рассказали словами.

В: А как вы могли бы еще сообщить?

Д: Написать.

В: А нарисовать смогли бы?

Д: Не знаем, наверное, нет.

В: Я предлагаю вам, все-таки поискать такие способы.

Основная часть: 

Воспитатель приглашает детей к интерактивной доске.

Слайд № 1Холодный спектр (синий, изумрудный, голубой, сиреневый)

В: Обратите внимание на эти цвета. Что мы обычно изображаем такими красками?

Д: Снежинки, Лед, море, мороженное.

В: Правильно. Посмотрите, Практически все, что вы назвали, в жизни холодное. Так вот эти цвета и называют холодными.

Слайд № 2 Теплый спектр (красный, желтый, оранжевый, коричневый).

В: А что можно нарисовать такими цветами?

Д: Солнце, цветы, цыпленка.

В: Правильно. Такие цвета называют теплыми.

Давайте немного с вами потренируемся определять холодные и теплые цвета.

Загадки:

Ветер вышел погулять

Раз - считает красным цветом –

Красным солнцем, красным летом,

Алой ягодой малиной,
Жарких пляжей красной глиной.

Д: теплые цвета

Два, оранжевая осень,

Рыжих рыжиков приносит.

Пламя рыжего костра,

Крик со школьного двора.

Д: теплые цвета

Где три – там тайга,

Зелень сочная в снегах.

Темный сказочный простор

Елей средь суровых гор.

Д: холодные цвета

Четыре сверкает голубым,

 Стылой речкой из-под льдин,

Бледно-синею поземкой

И сосулькой сладко-звонкой.

Д: холодные цвета

В: Все верно отгадали. У меня для вас есть еще один сюрприз.

   Воспитатель подводит детей к мольбертам, на которых расположены две репродукции «Красный закат» и «Сумерки».

В: Это картины известного художника Архипа Куинджи.

   Воспитатель предлагает детям рассмотреть эти картины.

В: Давайте мы на этих картинах потренируемся определять теплые и холодные цвета. (Указывает на картину красный закат»)

Д: Цвета яркие сочные: оранжевый, красный, желтый.

В: Какие это цвета?

Д: Это теплые цвета.

Воспитатель указывает на картину « Сумерки».

Д: Цвета на ней сиреневые, синие, голубые. Это холодные цвета.

В: Скажите, что художник изобразил теплыми тонами?

Д: Закат, небо, солнце.

В: А холодными?

Д: Ночь, небо, солнце.

В: Молодцы, ну тогда я предлагаю вам немного поиграть.

                        Физкультминутка « Теплое – холодное».

Если воспитатель показывает карточки с теплыми цветами, то дети прыгают на двух ногах. Если с холодными цветами -  то хлопают в ладоши.

В: как же можно назвать эти картины?

Д: («Красный закат») Солнце, закат, красное небо.

В: А. Куинджи дал ей название «Красный закат». Как можно назвать другую картину?

Д: Ночь, сиреневое небо, луна.

В: А эту картину художник назвал « Сумерки».

                    Музыкально - дидактическая игра « Подбери мелодию».

Воспитатель включает детям мелодии поочередно, а дети должны определить, к какой картине она относится, и объяснить, почему они так считают. 1- мелодия мягкая, нежная («Красный закат»)

2- мелодия звонкая, острая («Сумерки»)

Заключительная часть:

В: Мы сегодня с вами узнали много нового о теплых и холодных тонах. Рассмотрели две картины, какие?

Д: «Красный закат» и «Сумерки». Художника Архипа Куинджи.

В: Скажите, пожалуйста, а теперь вы сможете нарисовать то, что вы почувствовали в мешочке?

Д: Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Букет холодных и теплых тонов"

Игра на развития цветовосприятия и формирования сенсорных эталонов....

Консультация для педагогов «Как рассказать о теплых и холодных цветах» (для детей 5 – 7 лет)

Холодные и теплые цвета. Знакомство детей с понятиями «глухие» и «звонкие» цвета; на­учить их составлять теплую и холодную цветовые гаммы....

Теплые и холодные цвета

НОД конспект занятия...

Презентация "Холодные и теплые цвета"

Материалы для ознакомления с холодными и теплыми цветами...

Режим дня в теплый и холодный период в 1 младшей группе.

Режим дня в тёплый и холодный период в 1 младшей группе. Группа 10,5 часов....

Холодные и теплые цвета

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ По художественно -эстетическому развитию (рисованию) в подготовительной группе с общим недоразвитием речи...