Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Красная книга Республики Алтай. Животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему "Красная книга Республики Алтай. Животные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasnaya_kniga.docx494.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть – Канский детский сад» филиал «Светлячок»

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе

на тему: «Красная книга Республики Алтай. Животные» 

C:\Users\педагоги\Downloads\20241122_113039.jpg       C:\Users\педагоги\Downloads\20241122_113259.jpg

                                                                                Автор работы воспитатель:

                                                                              Колесникова Алла Ивановна        

Усть – Кан

2024 г

Цель: формирование у детей основ экологической культуры.

Задачи.

•         Формировать представления о единстве и взаимосвязи всего живого на Земле. Познакомить с Красной книгой и её содержанием. Выявить значимость «Красной книги».

•         Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

•         Развивать любознательность, мышление и речь детей, интеллектуальные эмоции детей, умение внимательно слушать.

•         Воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому; чувства милосердия; интереса к природе и проблемам её охраны; правильного поведения в природной среде.

•         Формировать положительные качества личности ребенка, нравственного и культурного поведения.

Предварительная работа: знакомство с иллюстрированными энциклопедиями «Царство растений», «Животный мир», беседы о правилах поведения в природе, игры экологического характера, изготовление ширмы «Правила поведения в природе», Лэпбука «Красная книга Республики Алтай».

Материал: карточки-схемы (животные), иллюстрации (слайды) редких и исчезнувших животных, цветные страницы Красной книги, презентация.

Ожидаемые результаты.

- Дети больше узнают о жизни животных из «Красной книги».

- Сформируется эмоционально-положительное, ответственное отношение к природе родного края.

- Дети, родители и педагоги сблизятся еще больше, принимая участие в создании нашей Красной книги.

 

Ход НОД

Орг момент

Доброе утро!

Улыбнись скорее,

И весь день сегодня будет веселее!

На занятии будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Слушай, не перебивая.

Говори четко, внятно,

Чтобы было все понятно.

 Если друг стал отвечать,

 Не спеши перебивать.

Основная часть:

Приглашаю вас ребята присесть на ковер, закрыть глаза и послушать музыку. (садимся на ковер слушаем звуки природы) 

-Вам понравилась эта мелодия?

-Какую картину вы представляли, когда слушали эту мелодию?

-А я нарисовала себе такую картину.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туман и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

- что вы сегодня утром делали у доски, можете мне рассказать об этом.

-Как одним словом можно назвать картину, которая у вас получилась?

-Вы догадались, о чем мы с вами будем сегодня разговаривать?

 (ответы детей)

             Природа украшает наш мир. С каким удовольствием мы слушаем пение птиц, журчание ручейка, таинственный шепот леса!  Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Ребята, а вы можете защитить природу? (ответы детей) Правильно, ведь природу нужно охранять всегда. Какие мы знаем правила охраны природы? А помогут нам вспомнить правила, карточки – подсказки. (Ребята выбирают карточки и озвучивают их)

1. Ходить по тропинкам.

2. Не ломать ветки деревьев.

3. Не топтать цветы, травы.

4. Не кричать, не включать громко музыку.

5. Не разорять птичьи гнезда.

6. Не ловить насекомых, не рвать паутинки.

7. Не разрушать грибницы.

8. Не ловить мальков и лягушек.

9. Не разорять муравейники.

10. Не оставлять не затушенных костров.

11.Не оставлять мусор в лесу.

Игра  «Разрешается – Запрещается»

Цель. Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям схематические правила поведения в природе. Дети должны как можно больше рассказать о том, что изображено на картинках, что можно и что нельзя делать и почему.

Присаживаемся на стульчики

Люди, плохо зная природу, погубили множество растений и животных. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли  где они могли бы жить. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.

Задумались люди, как остановить это безобразие? Как не допустить исчезновения живых существ? Чтобы этого не случилось, составили Всемирную Красную книгу,( показать) она информирует, какие виды животных и растений в опасности. Призывает изучать эти виды. Предупреждает об исчезновении этих видов. Советует, как сохранить эти редкие виды растений и животных. Красная книга очень большая потому что в ней записаны исчезающие растения и животные, в нашей Республике Алтай тоже есть своя красная книга, с первым животным, занесенным в красную книгу, нас познакомит  Рома.  

              Снежный барс живет в горах,

На людей наводит страх

 Барс красавец распрекрасный,

Славный, хищный и опасный.

У снежного барса, пятна на шкуре.

На леопарда он очень похож.

Но светлая морда его очень хмурая

Только в снежных горах его ты найдешь.

Барс осторожен, как всякая кошка.

Может в засаде долго лежать,

Но если добыча пойдет по дорожке,

сверху ее он сумеет поймать .

Еще одно животное которое занесенное в красную книгу, это  Архар о нем нам расскажет

 Туда не доходят овечьи отары,

В горах высоко обитают архары,

По склонам без устали прыгать готовы.

Ведет за собой их вожак двухметровый.

 

Так-же   в красную книгу занесено красивейшее животное кабарга, о нем нам расскажет  

По тайге  летит пурга, заунывно плачет.

А по скалам Кабарга, словно ветер скачет,

На уступе ножкой бьет, словно спичкой тонкой,

И пурга в ответ поет, скрипочкою звонкой.

 

А теперь послушайте  еще об одном животном, которому тоже нашлось место  на страницах красной книги

Зверь не малый с гибким телом.

Формы обтекаемой.

Скажем сразу нет секрета,

Выдрой называемый.

Обитает в лесных реках,

И в озерах и прудах.

Не лениться строить норы, день и ночь ее в трудах.

Мех у выдры очень прочен,

Носик крепок и красив.

А характер ( осторожно), агрессивен и спесив.

Спит зимою великан, в тепленькой берлоге.

Ждет весеннего тепла и расцвет природы.

Косолапый очень ловкий, любит рыбу половить.

Что бы мед отведать сладкий, может улей разорить.

Что за зверь? Скорей ответь.

Это великан медведь!

Кто из вас слышал такое слово росомаха? Кто это? Птица? Или огромный зверь? О нем нам расскажет Эзеля.

Очень сильный хитрый зверь,

Лапы мощные поверь.

У него пушистый хвост и отличный чуткий нос.

Ловко путает следы и уходит от беды,

 Ловит зайцев, птиц и крыс, но зовут его не лис.

Нападет на скот домашний, потому что он бесстрашный.

Воровливый зверь без страха, носит имя росомаха.

Физминутка

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте.)

За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам.)

Вверх  на  солнце  посмотрели (Поднимают головы к верху, тянутся к

солнышку.)

И их лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали. (Машут руками.)

Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши.)

Ногами топаем! (Топают ногами.)

Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох.)

И немножечко устали! (Дети садятся)

Просмотр презентации. (дети садятся на стульчики):

1 слайд. Красная книга -  красная! Значит, природа в опасности!

Как устроена красная книга? Она состоит из цветных станиц,  для удобства в пользовании.  И я приглашаю вас в путешествие по цветным страницам Красной книги.

2 слайд. - Первой мы с вами посетим красную страницу Красной книги.

В ней указаны растения и животные, которых нужно спасать немедленно

3 слайд. Черные страницы содержат списки тех, кого уже нет, кого мы больше не увидим, кто уже вымер.

4 слайд. Белые страницы – это те животные, которых всегда было немного.

5 слайд. Серые страницы – внесены те животные и растения, которые очень мало изучены, и места их обитания малодоступны

6 слайд. Желтые страницы – это те животные и растения, количество которых быстро  уменьшается.

У нас есть своя Красная книга, которая будет находиться в группе. Вы можете дополнять её странички новой информацией, когда будем узнавать о редких растениях или животных. Она у нас не простая, в ней есть различные задания.

-Сейчас мы с вами разделимся на пары, выберем конверт с заданием и будем их выполнять.

Игра « собери животное и расскажи о нем»

Игра «Найди тень»

          Игра «Пройди лабиринт»

Игра « Найди барса»

Игра «Соотнеси следы с животным»

Игра «Кто лишний»

( после выполнения задания, дети возвращаются на ковер)

Сегодня вы познакомились с интересной и важной книгой. Теперь она всегда будет находиться в нашем книжном уголке. Вы расскажите о ней своим родителям.

Замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? (Ответы детей). Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Ребята, а вы знаете, что у нас в Республике Алтай – тоже есть заповедники. ( Показать на карте) Их всего два - это Алтайский и Катунский, это чудные места, где живет много животных, растет много растений и они охраняются государством.

Рефлексия:

Друзья мои, товарищи!

 Хочу я вам сказать,

Давайте станем дружно, природу защищать.

Не будем больше мусорить,

Следить будем всегда.

И будет благодарна нам, матушка земля.

-Я благодарю вас за работу, мне с вами было очень интересно. Кто считает что мы здорово провели время, выберите себе смайлик с улыбкой, кто думает по другому выберите себе другой смайлик и поместите их на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе"Морское путешествие"

конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе....

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Дикие животные леса»

Цель: Расширение и закрепление представления об особенностях внешнего вида диких животных. Задачи: -закреплять представления о лесе, как месте обитания диких животных. Закрепить понятие «дикие живот...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы с элементами экспериментирования. "Почему морские животные в опасности"

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительнойгруппы с элементами экспериментирования."Почему морские животные в опасности"Цель: формирование бережного отношения к природ...

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Давайте сохраним животных и птиц».

Тема: «Давайте сохраним животных и птиц»Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое разви...

Конспект занятия по экологическому воспитанию дошкольников подготовительной группы «Красная книга Челябинской области».

Программное содержание:Задачи: познакомить с понятием «Красная книга», «Красная книга Челябинской области». Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Развивать в...