Картотека занимательных игр-экспериментов для взрослых и детей.
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Абаринева Татьяна Борисовна

Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_zanimatelnyh_igr.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека занимательных игр-экспериментов для взрослых и детей.

АСТРОНОМИЯ – наука о вселенной, изучающая небесные тела.

1.«Форма Земли»

Цель: воспроизвести форму земли

МАТЕРИАЛЫ:

- воздушный шарик

- вода

- веревка

- ручная дрель

- шуруп-кольцо

Действия:

Наполните воздушный шарик водой и завяжите его веревочкой.

Наденьте шуруп-кольцо на ручную дрель, чтобы сверло нормально проходило.

Привяжите шарик к шурупу-кольцу, используя второй конец веревки.

Выйдите на улицу или подойдите к раковине и начните вращать ручку дрели.

Постепенно прибавляйте скорость.

2.«День и ночь»

Цель: дать понятие о смене дня и ночи.

МАТЕРИАЛЫ:

- воздушный шарик

- веревка

- бумага и ручка

- ножницы

- клейкая лента

- фонарик

Действия:

Нарисуйте на бумаге контуры Австралии и Северной Америк. Вырежите и наклейте на воздушный шарик в соответствии с их обычным расположением.

Привяжите шарик так, чтобы он висел свободно.

Посвятите фонариком на одну сторону шара. Медленно поверните шарик.

3. «Звезды днем»

Цель: выяснить, можно ли увидеть звезды днем.

МАТЕРИАЛЫ:

- бумага

- дырокол

- картон

- белый конверт

- лампа

Действия:

С помощью дырокола сделайте отверстия в картоне.  Эти дырки будут представлять звезды.

Вложите картонку в белый конверт.

Выключите в комнате свет и направьте лампу на лицевую сторону конверта. Конверт отражает свет, поэтому вы не сможете увидеть звезды внутри его.

Попробуйте осветить конверт с противоположной стороны.

4. «Запуск ракеты»

Цель: познакомить детей с запуском ракеты, вызвать интерес.

МАТЕРИАЛЫ:

- картон

- ручка

- линейка

- ножницы

- пластиковая бутылка

- клейкая лента

- воронка

- кувшин воды

- пробка

- воздушный клапан (ниппель)

- пластмассовые трубки

- велосипедный насос

Действия:

У ракеты есть плавники, которые помогают им лететь. Вырежете из картона четыре части длиной 20 см в форме плавника.

Загните части плавника и приклейте его клейкой лентой к бутылке.

С помощью воронки наполните бутылку водой наполовину.

Используя штопор, аккуратно просверлите дырку в пробке.

Наденьте трубку на широкий конец ниппеля.

Протолкните ниппель сквозь отверстие в пробке.

Вложите пробку с ниппелем в горлышко пластмассовой бутылки. убедитесь, что соединение плотное.

Присоедините другой конец пластмассовой трубки к велосипедному насосу.

Переверните ракету в правильное положение – так чтобы пробка была на земле.

Накачайте воздух велосипедным насосом.

5. «Еда в космосе»

Цель: дать представления о том, что едят космонавты в космосе.

МАТЕРИАЛЫ:

- детское питание или овощное пюре

- микроволновая печь

- полиэтиленовый пакет

Действия:

Сделайте из овощей пюре.

Положите пюре или детское питание в полиэтиленовый пакетик.

Заморозьте его.

Положите полиэтиленовый пакет в микроволновую печь и разогрейте.

Ешьте!

6. «Сигналы и спутники»

Цель: знакомить детей со спутниками и их работой в космосе

МАТЕРИАЛЫ:

- темный картон

- ножницы

- консервная банка

- клейкая лента

- сантиметровая лента

- зеркало

- фонарик

- пластилин

Действия:

Вырежите кусок картона такого размера, чтобы он мог закрыть банку.

Прикрепите картон к банке и поставьте банку прямо.

Вырежите из картона квадрат со стороной 10 см и приклейте его к банке так, чтобы его было видно с одной стороны (это будет действовать как антенна спутника).

Поставьте жестяную банку на пол и отмерьте примерно 1 м.

Установите зеркало в конце отмеренного метра.

Установите фонарик на одном уровне с жестяной банкой, но в отдалении на 20 см.

Выключите в комнате свет и задерните занавески.

Включите фонарик. Отрегулируйте зеркало так, чтобы оно отражало свет от фонарика на темный картон сбоку банки.

БИОЛОГИЯ – наука, которая изучает живые организмы и их взаимодействие с окружающей средой.

7. «Сморщенный картофель»

Цель: вызвать интерес, определить значение воды в природе, заставить картофелину высохнуть.

МАТЕРИАЛЫ:

- Картофель

 – разделочная доска

– нож

– соль

– вода

Действия:

Разрежьте картофель пополам.

Наполните оба блюдца водой. В одно блюдце добавьте немного соли. Во втором блюдце простая вода. Блюдце с соленой водой пометьте.

Положите в каждое блюдце по половине картофеля плоской стороной вниз. Оставьте на пол часа. Что произошло?

8. «Растения и воздух»

Цель: выяснить могут ли растения расти без свежего воздуха

МАТЕРИАЛЫ:

- 2 ростка

- почва

- цветочный горшок

- блюдце

- банка с крышкой

- резиновые перчатки

- вода

Действия:

Предварительно надев резиновые перчатки, заполните банку наполовину почвой.

Посадите один росток в эту почву. Проверьте, чтобы все корни были закрыты.

 Немного полейте росток и плотно закройте крышкой.

 Наполните почвой другой горшок доверха.

 Посадите второй росток, тщательно прикрывая корни.

 Поставьте горшок на блюдце с водой.

 Поместите банку и горшок в солнечное место и оставьте на несколько дней. Что произошло?

9. «Волшебный шарик»

Цель: вызвать интерес, выяснить где может жить углекислый газ.

МАТЕРИАЛЫ:

- пакет сухих дрожжей

- теплая вода

- сахар

- чайная ложка

- прозрачная бутылка

- воздушный шарик

Действия:

Насыпьте сухие дрожжи в бутылку.

 Добавьте в бутылку немного теплой воды и чайную ложку сахорного песка. Покрутите бутылку.

 Наденьте шарик на горлышко бутылки так, чтобы оно было закрыто полностью и не осталось зазоров.

 Поставьте бутылку с шариком на теплый подоконник или поместите ее в миску с теплой водой.

 Наблюдайте за «волшебством». Что произошло?

10. «Лимонная флотилия»

Цель: выяснить, может ли лимон плавать на воде.

МАТЕРИАЛЫ:

- лимон

- миска с водой

- нож

- разделочная доска

Действия:

Наполните миску водой.  Положите лимон в воду и смотрите, как он поплывет.

Разрежьте лимон на кусочки.

Теперь положите кусочки лимона в воду. Наблюдайте, что произошло?

11. «Страсти по плесени»

Цель: познакомить детей с плесенью, вырастить разноцветную плесень.

МАТЕРИАЛЫ:

- прозрачный контейнер с крышкой

- клейкая лента

- вода

- остатки пищи, такие как хлеб, овощи, фрукты, сыр.

 Нож

- разделочная доска

Действия:

Порежьте продукты на кусочки.

 Окуните каждый кусочек в воду.

 Положите продукты в контейнер. Убедитесь, что каждый кусочек соприкасается с другим.

 Плотно накройте крышкой и запечатайте контейнер клейкой лентой. Поставьте контейнер в такое место, где никто его не столкнёт.

 Рассматривайте продукты каждый день.  Через 2-3 дня появиться плесень. Какая она? Через несколько дней продукты начнут загнивать. Оставьте их на 2 недели и посмотрите, что произойдет?

12. «Растения и почва»

Цель: выяснить, могут ли растения расти без земли.

Материалы:

- 2 ростка

- почва

- 2 маленьких горшка

- 2 блюдца

- резиновые перчатки

- вода

Действия:

Предварительно надев резиновые перчатки, наполните один из горшков землей до самого верха.

 Посадите один из ростков в этот горшок. Проверьте, чтобы все корни были закрыты почвой.

 Поместите второй росток в горшок без почвы.

 Поставьте оба горшка на блюдца с водой.

 Поместите в солнечное место и оставьте на несколько дней. Что произошло?

ХИМИЯ – наука о веществах, их свойствах и строении, а также о превращениях, происходящих в результате химических реакций.

13. «Охлаждение»

Цель: выяснить с детьми, что происходит с разными веществами, когда их охлаждают.

Материалы:

- разнообразные продуты: вода, уксус, томатный сок, хлеб, рис и т.д.

- контейнеры

- морозильник

- блокнот

- цветные карандаши

Действия:

Положите каждое вещество в контейнер. Опишите его.

Положите все контейнеры в морозильную камеру на ночь.

На следующий день достаньте и проверьте материалы – как они теперь выглядят?  Опишите их.

14.«Номер с исчезновением»

Цель: познакомить детей со свойством воды – растворять, с веществами, растворяющимися в воде.

Материалы:

- теплая вода

- 3 стакана

- соль

- сахар

- песок

- ложки

Действия:

Наполните стаканы на три четверти теплой водой.

Положите 2 чайные ложки соли в один стакан. Быстро мешайте и считайте, пока соль не исчезнет.

Положите 2 чайные ложки сахара в другой стакан. Мешайте и считайте пока не исчезнет.

Повторите с 2 чайными ложками песка в третьем стакане. Что произошло?

15. «Танцующий изюм»

Цель: заинтересовать детей, выяснить, как действует углекислый газ на изюм.

Материалы:

- 10 изюминок

- высокий стакан

- 2 столовые ложки пищевой соды

- уксус

Действия:

Положите пищевую соду в стакан.

Медленно наливайте уксус в стакан, следите за тем, чтобы он не перелился через край.

Бросьте изюминки в стакан и следите, что происходит?

16. «Где живет крахмал»

Цель: выделить из картошки соединение под названием крахмал, вызвать интерес к экспериментированию.

Материалы:

- 5 больших картофелин

- терка

- миска

- вода

- сито

Действия:

Почистите картошку, потрите ее на терке.

Налейте в миску воды, чтобы она покрыла натертую картошку. Отожмите картофель руками в течении нескольких минут. Оставьте на пол часа. Повторите выжимание.

Выньте картофель из миски. Процедите смесь через сито и соберите мучнистую воду в миску.

Поставьте в солнечное место, чтобы мутная вода высохла. Что получилось?

17. «Красочный сахар»

Цель: вызвать интерес к созданию кристаллов сахара.

Материала:

- 4 чайные ложки сахара

- 20 чайных ложек воды

- пищевые красители

- миска

- солнечное место

Действия:

Размешайте сахар в воде, пока он не раствориться полностью.

Добавьте несколько капель пищевого красителя.

Оставьте миску в солнечном месте на несколько дней. Что произойдет?

18. «Сохранение продуктов»

Цель: продолжать знакомить детей с плесенью, способами предохранения продуктов от нее.

Материалы:

- 4 кусочка хлеба

- 4 стеклянные банки с крышками

- уксус

- вода

- соль

Действия:

Положите в каждую банку по одному куску хлеба.

В одну банку налейте воды, чтобы она только покрыла хлеб.

В следующую банку добавьте уксус, чтобы он только покрыл хлеб.

Растворите несколько чайных ложек соли в воде. Вылейте воду в банку, только закрыв хлеб.

Последний кусочек хлеба просто положите в банку и оставьте как есть.

Оставьте банки на несколько дней. Проверяйте через несколько дней что произойдет?

ГЕОЛОГИЯ – наука о составе и строении Земли, о закономерностях ее развития и происхождения горных пород.

ГЕОГРАФИЯ – наука, изучающая физические характеристики и климат Земли, а также ее население.

19. «Исследование почвы»

Цель: выяснить с детьми кто живет в почве.

Материалы:

- 2 ведра (маленькое и большое)

- земля

- сито

- увеличительное стекло

- газета

Действия:

Отправляйтесь в сад и наберите там небольшое ведерко земли.

Пересыпьте всю землю сквозь сито в большое ведро.

Расстелите газету и высыпьте содержимое сита на нее.

При помощи лупы рассмотрите содержимое и определите где здесь живые организмы, а где нет. Сделайте зарисовки с детьми.

20. «Исследование камней»

Цель: учить детей классифицировать камни в соответствии с их структурой, размером и цветом.

Материалы:

- коллекция камней

- полиэтиленовая пленка

- увеличительное стекло

Действия:

Расстелите защитную пленку на столе. Разложите камни и рассмотрите их.

Сгруппируйте камни по цвету. В одну группу входят светлые камни, в другую – темные.

Сгруппируйте камни в соответствии с их текстурой. Первая группа будет содержать камни, у которых мелкая или гладкая текстура, а вторая – камни с грубой или неровной текстурой.

С помощью увеличительного стекла рассмотрите камни, затем разложите их в соответствии с размером. Интересно?

21. «Домашний вулкан»

Цель: вызвать интерес в исследовании, познакомить с вулканом – его «строением» и действием.

Материалы:

- пластилин

- пустой контейнер от фотопленки

- 1 столовая ложка пищевой соды

- 1 столовая ложка уксуса

Действия:

Вылепите из пластилина макет вулкана.

Сделайте отверстие на вершине вулкана. Поместите туда баночку от фотопленки.

Теперь пора добавит вещества, которые образуют «расплавленную лаву».

Сначала положите пищевую соду внутрь баночки, затем аккуратно налейте уксус. Наблюдайте как ваш вулкан оживет. Интересно?

22. «Кристалл на ниточке»

Цель: заинтересовать детей, показать, как можно вырастить кристалл дома.

Материалы:

- соль

- кастрюля

- узкий стакан

- веревочка длиной 30 см

- вода

Действия:

Нагрейте на слабом огне воду в кастрюле.

Добавьте в воду соль, пока не перестанет растворяться.

Оставьте это остывать, чтобы образовались кристаллы.

Выньте самый большой кристалл и добавьте столько соли, сколько вобрал в себя кристалл.

Опять нагрейте раствор до полного растворения соли.

Остудите раствор и перелейте его в узкий стакан.

Обвяжите кристалл веревочкой и поместите в раствор. Оставьте. Что произошло через несколько дней? Опишите.

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение

центр  развития ребенка  - детский сад  № 18  города  Кропоткин

муниципального  образования  Кавказский  район

КАРТОТЕКА ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ

«ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ»

Воспитатели: Иванченко Е.Н.

Абаринева Т.Б.

2016год

Конспект совместной деятельности педагога с детьми на тему:

«Развитие познавательной активности дошкольников через организацию опытно-экспериментальной деятельности  в подготовительной группе компенсирующей направленности

«Где живут полезные ископаемые?».

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

Показать, какую роль в жизни человека играют  полезные ископаемые, познакомить с некоторыми из них, и их ролью в жизни человека.

Формировать умения и навыки планировать и обдумывать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий;

Учить отвечать полным предложением

Формировать навыки точного выбора слова при формулировании мысли и правильного его употребления.

Вызывать радость  открытий полученных в результате опытов.

Предварительная работа.

Организация выставки «Полезные ископаемые», рассматривание энциклопедий, чтение художественной литературы.

Словарная работа.  Торф, щебень, медь, алюминий, нефть, газ

ХОД.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим вокруг нас, что интересного мы увидим?

Дети. Мы увидим зеленую траву, высокие, могучие деревья, плодородную землю, красивые и ароматные цветы над которыми трудятся пчелы, услышим пение птиц.

Воспитатель. Все верно. Это все о чем вы мне рассказали, называется природное богатство земли, которое люди должны беречь и заботиться о них. Но у нашей матушки – Земли есть еще одно богатство, и называется оно полезные ископаемые. Как вы думаете, почему их так назвали?

Дети. Полезные ископаемые приносят людям пользу, поэтому их называют полезные. Ископаемыми их назвали потому, что человек их добывает из-под земли.

Воспитатель. Сегодня, я познакомлю вас с некоторыми из них. Давайте рассмотрим нашу коллекцию. Это полезное ископаемое называется – ТОРФ. Возьмите в руки торф и опишите его.

Дети. Торф мягкий, рыхлый, рассыпается.

Воспитатель. Возьмите в руки каменный уголь. Какой он?

Дети. Каменный уголь твердый, прочный.

Воспитатель. Давайте проведем небольшой эксперимент.  Перед вами два стакана с водой. Опустите в один стакан каменный уголь, во второй – торф. Что произошло?

Дети. Каменный уголь утонул, значит он тяжелый, а торф плавает – он легкий.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, они разные?

Дети. Да, они отличаются друг от друга.

Воспитатель.  Это не так. Возьмите в руки лупы и рассмотрите через лупу их внимательно. Что вы увидели в торфе?

Дети. В торфе видны веточки, старые листья.

Воспитатель. Все верно. Торф образуется, на болоте и поэтому мы можем рассмотреть в нем старые листья, мох, веточки. А вот каменный уголь образовался из торфа, только прошло очень много времени. Каменный уголь ровесник динозавров. На земле было очень тепло и влажно, деревья старели и падали в болото. Со временем таких упавших деревьев накопилось очень много, и они постепенно превращались в каменный уголь. Человек с давних пор использовал торф для того, чтобы получать тепло – сжигая его. Посмотрите, как он горит. (воспитатель в небольших количествах поджигает торф). Каменный уголь тоже дает тепло. Как вы думаете, где может человек использовать каменный уголь?

Дети. Для отапливания жилья, для розжига костра

Воспитатель. Молодцы! Все правильно. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери слово». Я бросаю вам мяч и называю слово, а вы подбираете к нему такое слово, которое характеризует его, отвечает на вопрос какой?

Например, торф – мягкий, легкий; каменный уголь –твердый; вода – жидкая; мяч – резиновый; лед – холодный, хрупкий; песок – сыпучий, речной; вата – мягкая, белая, легкая; глина – вязкая, тяжелая, желтая.

Воспитатель. Молодцы. Сегодня я хочу познакомить вас с еще одним полезным ископаемым – это нефть. Посмотрите на нее, какая она?

Дети. Густая, темная.

Воспитатель. Правильно, а теперь понюхайте ее. Чем она пахнет?

Дети. Бензином.

Воспитатель. Все верно. Нефть образовалась в земле очень давно из остатков растений и животных. Чтобы добыть эту жидкость, нужно пробурить глубокую скважину и выкачать ее с помощью насоса. Занимаются этим люди, профессия которых называется – нефтяники. Нефть называют горючим полезным ископаемым. Как вы думаете почему? (ответы детей) Из нефти делают бензин, керосин, разнообразные краски, пластмассу и еще многое другое. Сейчас я предлагаю вам выявить еще одно свойство нефти. Возьмите немного нефти при помощи пипетки и капните в тарелку с водой. Опишите, что вы увидели?

Дети. По тарелке расплылось как будто масло.

Воспитатель. Все верно нефть по своему качеству не только густая и темная она еще и маслянистая. Как вы думаете, где человек использует бензин (ответ детей), керосин (ответы детей)

Сегодня вы узнали очень много о полезных ископаемых и о том какую пользу они приносят людям. Скажите, как вы думаете, должны ли люди беречь их. (ответы детей)

Воспитатель. Мы с вами живем на большой и богатой полезными ископаемыми земле. Человек научился добывать их, использовать для своего блага. Однако, нашу планету необходимо беречь, ведь она является нашим домом и, если человек не научиться экономно использовать ее ресурсы, планета может обидеться на людей и тогда всему живому на земле будет плохо. Давайте заботиться о нашем общем доме – планете Земля.

В конце занятия воспитатель может приготовить детям небольшие сувениры на память.

В конце НОД воспитатель может спросить у детей, какие трудности ребята испытывали и что им понравилось больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека занимательных дидактических игр по математике для детей старшего дошкольного возраста

Картотека занимательных дидактических игр по математике для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека опытов и экспериментов с бумагой для детей дошкольного возраста

Изучение и закрепление свойств бумаги путем экспериментов и опытов....

Картотека игр и экспериментов с водой для детей 2 – 3 лет»

Где живет водичка?Цель:- вызвать интерес к воде- воспитывать бережное отношение к водеОборудование: ванная комната, умывальник с краном, стаканчики...

Картотека игр и экспериментов с водой для детей (младший возраст)

Картотека игр и экспериментов с водой  для детей (младший возраст)...

картотека опытов и экспериментов по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Проведение опытов, организация экспериментирования – один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. О...