Организация эколого-развивающей среды направленной на познавательное развитие дошкольников с учетом регионального компонента
материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Организация эколого-развивающей среды, направленной на познавательное развитие дошкольников с учётом регионального компонента
Всё что окружает нас - это неиссякаемый ключ знаний. Знакомство с находящимся вокруг миром, родным краем является главной неотъемлемой частью образовательного процесса в детском саду.
С целью повышения уровня обучения в области экологического развития воспитанников реализуется программа Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог» в качестве парциальной программы, которая повышает уровень обучения дошкольников.
Основные задачи экологического воспитания:
1. Обеспечение детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами, необходимыми для формирования эколого - осознанного поведения в окружающей среде, включая природную сферу, продуктивную деятельность, межличностные и общественные отношения.
2. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
3. Формировать потребности уважать свои права и права других живых существ.
4. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
5. Воспитание любви в природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
Одним из эффективным средств достижения и решения задач данной программы является создание эколого- развивающей среды в группах ДОУ, которая включает в себя экологический центр в группе. Он должен быть оформлен в соответствии эстетических и методических норм, которые установлены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Эколого - развивающая среда — это совокупность наглядных и действенных средств для ознакомления детей с окружающим миром.
Организация эколого - развивающей среды группы включает в себя:
1. Центр живой природы (комнатные растения, огород на окне (весна). Центр живой природы в детском саду — одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Главная особенность уголка природы — непосредственная близость его к детям, что позволяет нам организовать различную деятельность детей на протяжении всего учебного года.
В центре живой природы дети в течении всего дня подходят к растениям, рассматривают их, ведут за ними длительные наблюдения. При ознакомлении с живыми объектами у детей развиваются наблюдательность, интерес к природе.
Центр живой природы размещен так, что к каждому объекту есть свободный подход для наблюдений и ухода за ним. Все объекты размещены в светлой части комнаты на низких полках, они хорошо освещены и не загораживают свет из окна.
Для работы в уголке природы находятся предметы ухода за растениями: фартуки, инвентарь (лейки, пульверизаторы для опрыскивания растений, заостренные деревянные палочки для рыхления, ведра для воды, воронка и многое другое).
Уход за растениями осуществляется дежурными по уголку природы. Для того, чтобы правильно ухаживать за растениями, учитывая их природные особенности (светолюбивые, влаголюбивые и т.п.) создан паспорт растений, на цветочные кашпо прикреплены названия.
В процессе ухода за ними воспитанники получают представления о многообразии растительного мира, о том, какие условия для них нужно создавать. У детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем самостоятельно, ответственность за порученное дело.
Ежедневно вместе с детьми заполняем дневник наблюдений, где отмечаем не только погоду, но и наблюдения за ростом растений. С помощью такой модели для наблюдения за изменениями погоды, времён года, дети учатся делать выводы, анализировать и обобщать рассматриваемые факты. Оформление календаря природы - дело творческое.
2. Опытное исследование живой и неживой природы - важный элемент экологического воспитания в ДОУ. В эколого-развивающем центре, находится необходимое оборудование для проведения элементарных опытов: лупы, магниты, весы, песочные часы, ложечки, мерный стаканчики, воронки и тому подобное, так же мы используем бросовый материал. Еще есть и природный материал, предназначенный для проведения разны исследований: песок, глина, камни и многое другое. Все это позволяет развивать наблюдательность и любознательность детей, воспитывать активное и правильное отношение к объектам и явлениям природы.
3. Для изготовления игрушек и пособий расположен материал, который дети используют самостоятельно, приобретая навыки работы с природным и бросовым материалом: шишки, веточки, семена, листья, коробки, колпачки, перья и многое другое.
4. Чтобы родители и дети могли видеть результаты своего труда у нас в группе существует выставочный уголок, где мы помещаем рисунки, аппликации и поделки детей из природного и бросового материала.
5. Для ознакомления с окружающим миром подобран наглядно демонстрационный дидактический материал:
- Макеты континентов;
- Животный и растительный мир разных континентов;
- Материалы регионального компонента.
Большое значение уделяем подбору материалам регионального компонента для работы с детьми. Оформлена «Красная книга» для детей старшего и подготовительного возраста, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Иркутской области.
6. Для расширения кругозора детей, знании о природе, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников подобрана художественная литература, картотеки загадок, стихов, энциклопедий, правила поведения в природе.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» (Сухомлинский В.А.).
Литература:
1. Аксенова 3.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва; ТЦ Сфера, 2011.-128 с
2.Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. С. 23-27.
3.Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. — 2012. - №6.-С. 28-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательное развитие дошкольников с использованием регионального компонента.
Презентация о приспособляемости животных Севера к природным условиям. Для старших дошкольников....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с учетом регионального компонента. «Крым – наша малая Родина»
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной странойя, родным краем, родным городом их историей, достоприме...

"Мы-Королёвцы!" проект направленный на раннюю профориентацию дошкольников с учетом регионального компонента
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениегородского округа Королев Московской области«Детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко»Проект...

Формы взаимодействия с родителями по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников, с учетом регионального компонента в рамках проектной деятельности
В статье представлен опыт работы по взаимодействию ДОУ сродителями по воспитанию патриотического отношения детей к своей Родине,. Представлены формы работы....

Художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом регионального компонента. Консультация для педагогов
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования, использование которого способствует формированию первоначальных представлений об особенностях родного края...

Использование модульной технологии для активизации познавательного развития дошкольников с учётом регионального компонента
Презентация: Использование модульной технологии для активизации познавательного развития дошкольников с учётом регионального компонента...

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом регионального компонента: «Знакомство с творческим наследием людей Коченевского района»
Материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных организаций, с целью ознакомления с творчеством музыканта, композитора Коченевского района и художественного руководителя ДК "Рассве...