Конспект занятия в средней группе "В гостях у перелетных птиц"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект по познавательному развитию для средней группы с элементами исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по познавательному в средней группе по теме: «В гостях у перелетных птиц».

Образовательная область - познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная, исследовательская.

Цель: Создать условия для обогащения знаний детей о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные:

- Расширение кругозора детей через ознакомление детей с особенностями питания птиц (насекомоядных, водоплавающих)
- Закрепление представлений детей об особенностях внешнего вида, повадках перелетных птиц

- Обобщение знаний детей об осенних повадках и изменениях в жизни птиц.

- Создание условия для межличностного и познавательного делового общения детей и взрослых.

- Развитие умения внимательно слушать высказывания других детей.

- Развитие умения добывать знания и делать собственные выводы.

- Закрепление знаний при делении на перелетных и зимующих на основе связи между характером их образа жизни.

Развивающие:
-Развивать мышление, слуховое восприятие умение сравнивать.

- Развитие зрительной и словесно-логической памяти.

- Способствование обогащения и углубления представлений о птицах.

обитания, потребностях и способах их удовлетворения).

Задачи в воспитании:

-  Формирование позитивного ценностного отношения к птицам, желания помогать

им.

- Формирование понимания зависимости жизни птиц от человека и сезонных изменений.

условий.

Основные термины, понятия: корм, кормушка, холодно, голодно, зимующие

 Воспитательные: 

- Воспитание чувства любви к родной природе, доброго, бережного отношение к пернатым друзьям;
- Воспитание любознательность, сочувствия.

природе.

разнообразии.

Предварительная работа: рассматривание сюжетных картин и иллюстрации, беседа по теме «Перелетные птицы», отгадывание загадок, чтение сказки «Серая шейка», беседа по сказке и т.д.

Оборудование и материалы: телевизор, аудиозапись с криком дикой утки, аудиозапись «Ой, летали птички, птички-невелички» под муз. Ю.Степановой. Сюжетная картинка Серой шейки, изображения перелетных птиц (ласточка, скворец, грач, дикие утки и гуси, цапля), изображения насекомых (комар, муха, стрекоза, жук, муравей), картинка водорослей, прозрачный контейнер с землей и крышкой, прозрачный контейнер с водой и прозрачной крышкой, маленькие игрушки рыбок, лягушки.    

Методы и приемы: словесные - беседа, вопросы, пояснения; наглядные - демонстрация наглядных пособий и иллюстраций;  познавателно-исследовательская  деятельность, создание игровой ситуации - игры с движениями, художественно - эстетическое.

Ход занятия:

Воспитатель:

Приветствие

Утром птички все проснулись (зевнуть)

Потянулись, улыбнулись (потягиваемся и улыбаемся друг другу).

Раз – росой они умылись,

Два – изящно покружились,

Три – нагнулись и присели.

И на юг все улетели.

На четыре помахали  (прощаются)

И добра всем пожелали (говорим доброго утра друг другу).

Воспитатель: Давайте доброго утра пожелаем и нашим гостям. (дети здороваются с гостями).

Воспитатель: Ребята, теперь, я предлагаю вам присесть на ковер, по кругу. Все удобно устроились?

Воспитатель: Девчонки и мальчишки тише, тише, слышите, кто-то зовёт нас? (шепотом, прикладываю руку к уху). Как вы думаете, чей это крик? (Крик птицы, утки).

Воспитатель: Ребята, а вам не кажется, что это наша старая знакомая зовет на помощь? Узнали кто? (Уточка Серая шейка).

На доске появляется изображение Серой шейки

Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша Серая шейка чем-то сильно расстроена. Как вы думаете, что её так могло расстроить? (Она нам пытается сказать, что на улице холодает, а ее крылышко сломано, и она не может понять, почему улетели птицы и оставили ее совсем одну)?

Воспитатель: Но птицы, которые улетели оставили для Серой шейки несколько посланий. Давайте поможем ей разобраться, что же хотели птицы ей сказать перед отлетом. Поможем Серой шейке?

Воспитатель: Первое послание кроется в этом конверте. Откроем его? (да). Открывают первый конверт и развешивают на доске все картинки (в конверте ласточка и скворец, комар, муха, стрекоза, жук, муравей - скотч). Ребята, на какие две группы мы можем разделить все эти картинки? (птицы и насекомые).

Воспитатель: Назовите всех птиц, которые были в конверте (ласточка и скворец). А как вы догадались, что это ласточка и скворец? Описывают.

Воспитатель: А кого же мы отнесем ко второй группе (комара, муху, стрекозу, жука и муравья)? Как их можно назвать одним словом? (насекомые)

Воспитатель: Ребята, а кто догадался, почему птицы положили в первый конверт ласточку и скворца вместе с насекомыми? (Эти птицы питаются насекомыми).

Воспитатель: Что же делают насекомые, когда наступают холода? (прячутся под веточками, листьями, под пенёчком, в коре, в песочек). Давайте спрячем и наших насекомых от холода около нашего дерева. Ребята, подсказывайте мне, какие из насекомых и где прячутся от холодов (комар - дупло деревьев, подвалы, дома - где потеплее; уличная муха - прячется в почве; стрекоза -  гнилые коряги, жук - пни и кора деревьев; муравей - в земле).  Дети на нашем дереве прячут насекомых.

Воспитатель: Ребята, что же делать, наши птицы, которые питаются насекомыми, остались без еды? Что же им теперь делать? (улетать в теплые края, где много корма).

 

Физминутка - игра «Ой, летали птички, птички-невелички» под муз. Ю.Степановой

Птички невелички, все летали, все летали,
Крыльями махали
. (махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Как я зернышки люблю! (
присесть на корточки, указательными пальцами постучать по дорожке)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Чтобы были чище. (
руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам. (прыжки на месте)
 

Познавательно-исследовательская деятельность.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на второе послание (показываю контейнер с землей и грачом, картонкой). Что вы видите? (землю в контейнере и птицу). А  что это за птица около земли сидит? (Грач).

Воспитатель: А как вы узнали, что это грачи? (Описание)

Воспитатель: А вы знаете, что, грачи очень любят искать себе корм в земле.

Воспитатель: Как вы думаете, чем они питаются? (Зернами, червячками).

Воспитатель: Верно, ребята, грачи собирают зерна с полей, которые остались после сбора урожая и червячками.

Воспитатель: Ребята, давайте сложим пальчики, как клювик у птицы.

Воспитатель: А теперь постучите легко клювиком землю. Легко клевать? Какая она? Дети каждый трогает землю. (Мягкая).

Воспитатель: Верно, такой она была до наступления холодов.

Воспитатель: Всё холоднее в природе, все ближе зима, а какой станет земля? (Твердой).

(Закрываем землю твердым картоном).

Воспитатель: А теперь постучите клювиком нашу землю? А теперь как? (Не доберешься, неприятно).

Воспитатель: Так и грачам, тяжело достать себе еду.

Воспитатель: Что же делать грачу? (Лететь на юг, где земля мягкая и ещё есть зерна).

Физминутка

Птицы в небе тают, тают (поднимаем руки кверху)

Птицы к югу улетают (машут руками).

Всё, растаяли вдали (Ладонь «козырьком» ко лбу.)

Утки, цапли, журавли. (машем руками).

Воспитатель: Ребята, у нас осталось ещё одно послание (в контейнере вода с рыбками, лягушкой и водорослями. Сбоку прикреплены утка, цапля и дикий гусь). Обязательна прозрачная крышка.

Воспитатель: Ребята, эти птицы живут у водоемов? Давайте их назовем (цапля, утки, дикий гусь).

Воспитатель: Ребята, вы наверно уже догадались чем питаются эти птицы? (рыбой, водорослями и лягушками, то что находиться в воде и рядом с ней).

Воспитатель: Холодает всё сильнее и сильнее, что же произойдет с водой? (Она замерзнет).

Воспитатель: Чем покроется вода? (Льдом).

Воспитатель: Давайте, ребята и мы покроем льдом воду, накрываем прозрачной крышкой. Дети проверяют твердый лед или нет.

Воспитатель: Смогут ли теперь добыть корм птицы? (нет)

Воспитатель: Где остались рыбки? (Все рыбки подо льдом).

Воспитатель: Что делать уткам? (Лететь в жаркие страны, где не замерзают водоемы).

Воспитатель: Ребята, так что же хотели сказать птицы Серой шейке? (то, что им нечем питаться и им придется улететь на юг , чтобы не замерзнуть).

Воспитатель: Ребята, если все птицы улетают на юг осенью, почему же я сегодня утром по дороге в садик встретила воробья, голубя, ворону и синицу???

Воспитатель: Что за птицы смелые, которые не испугались снега и холода.

Это зимующие птицы. Эти птицы приспособились к холодам и живут с нами всю зиму.

Воспитатель: А чем же они питаются пока стоят холода? (Семечками, плодами рябины, яблочками дикими, отходами в мусорном баке, салом). А еще они нам доверяют, а мы можем им помочь. Как? (подкармливать в холода)

Воспитатель: Ребята, как мы назовем одним словом птиц, которые улетают в теплые края? (перелетные).

Воспитатель: А как мы назовем одним словом самых смелых птиц, которые с нами зимуют и не боятся холодов. (зимующие)?

Рефлексивный этап:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня добывать новые знания? Что больше всего запомнилось?  

Воспитатель: Ребята, вы все очень сообразительные, теперь не только Серая шейка знает куда исчезают птицы с холодами, но и наши ребята. Правда?

Спасибо всем за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия в старшей группе по теме « Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме                      «...

Конспект НОД детей средней группы на тему "Перелетные птицы"

Конспект занятия для развития и совершенствования знаний детей о птицах....

Конспект занятий в старшей группе на тему "Перелетные птицы"

В конспекте представлен сценарий занятий по теме "Перелетные птицы"...

Конспект занятия в старшей группе детского сада "Перелетные птицы весной"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы с элементами проблемного обучения.Тема: "Перелетные птицы весной"Цель: Расширять представления детей о перелётных ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ в старшей группе Тема «Возвращение перелетных птиц»

Коррекционно- образовательные цели:  Расширять знания детей о перелетных птицах; познако­мить с жизнью птиц (гнездование, выведение птенцов). Коррекционно- развивающие цели: Развитие мыш...

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы»Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать определение словам &laq...