Конспект занятия в старшей группе детского сада "Перелетные птицы весной"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы с элементами проблемного обучения.

Тема: "Перелетные птицы весной"

Цель: Расширять представления детей о перелётных птицах.

Задачи:

1.Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнёзд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц.

2. Развивать воображение, мышление, речь детей.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.docx19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Перелетные птицы весной» для детей старшей группы

Цель: Расширять представления детей о перелётных птицах.

Задачи:

1.Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о видах гнёзд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц.

2. Развивать воображение, мышление, речь детей.

4. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Материал: таблицы cо словами «перелетные», «зимующие»;  картинки с изображением птиц; презентация PowerPoint; карточка с текстом загадок, скворечник

Ход занятия:

Воспитатель заносит в группу скворечник. Привлекает внимание детей, рассказывая стихотворение А.Барто «Скворцы прилетели»

Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.

Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.

Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.

Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!

Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!

Удивительное дело:
Все семейство улетело!

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какой замечательный дом для скворцов смастерил Андрей Викторович- папа Даниила. Кто напомнит мне, как же называется этот дом? Да, конечно, это скворечник!

Вопросы детям:

— Откуда прилетели скворцы? (из теплых стран, с юга).

— Какие ещё птицы прилетели?

— Почему птицы весной прилетели? (растаял снег, стало тепло, проснулись насекомые)

— Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные).

— А птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие).

Игра « Хорошо – плохо».

— Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от снега и ветра, а на юге тепло; зимой птицам нечего кушать – насекомые спят, а в теплых краях насекомые водятся круглый год).

— Что плохого в том, что птицы улетают на юг? (не слышно весёлых песен птиц, слабые птицы погибают в дороге…)

Игра «Отгадай загадку и найди отгадку»

К нам сорока–белобока

Прилетела из далека,

Не сказала, где была,

Но зато она, ребята,

Интересные загадки

На хвосте нам принесла.

— Ребята, сорока принесла нам загадки о птицах, нужно не просто отгадать загадки, а найти среди картинок изображение угаданных птиц и разложить по группам: перелетные и зимующие птицы.

1.Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,

  Птица говорливая, самая болтливая? (сорока)

2. Синяя косынка, пестренькая спинка,

     Маленькая птичка, звать ее … (синичка)

3. Озорной мальчишка в коричневом пальтишке

    По двору шныряет, крохи подбирает? (воробей)

4. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.

    С первым снегом на рябине он появится опять. (снегирь)

5. Черный жилет, красный берет, Нос как топор, хвост как упор? (дятел)

6. Днем спит, ночью летает, всех пугает? (сова)

7. Кто на елке на суку счет ведет: «Ку-ку, ку-ку»? (кукушка)

8. Ты его узнаешь сразу:

Черноклювый, черноглазый,

Он за плугом важно ходит,

Червяков, жуков находит. (грач)

9. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (соловей)

Проблемная ситуация

- Ребята, как много разных птиц прилетает к нам весной!

Это хорошо, что для скворцов уже домик есть. А как же другие птицы? Где будут они жить? (ответы детей) –в гнезда

- Я сегодня шла на работу и увидела гнездо, которое упало с дерева. Остались только прутики. Давайте поможем грачам сделать гнездо. Вы согласны?

- Вот прутики. Как будем делать?

Дети предлагают варианты, пробуют смастерить гнездо

- Вы смогли выполнить мое задание?

- В чем затруднение? Мы умеем строить гнезда?

- Как же это делают птицы? (ответы детей)

А давайте, у птиц и спросим. Отправимся к ним в гости (Показ презентации)

Физминутка «Грачи»

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

Звучит аудиозапись «Голоса птиц».

— Какое настроение вызвало у вас пение птиц? (радостное, веселое, легко на душе и т.д.)

— Из чего же строят гнёзда птицы? (из травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, меха, березовой коры и т.д.).

— Где птицы строят свои гнёзда? (на деревьях, на земле, под крышей, в кустах).

Дети вместе с воспитателем рассматривают фотографии птичьих гнёзд.

— Гнездо иволги похоже на корзиночку, устраивает она его на деревьях высоко от земли, в разветвлении тонких веточек.

— Жаворонок устраивает своё гнездо на земле, в зарослях черёмухи, ивы или камыша. Устраивает гнездо прямо на земле.

— Ласточки строят гнезда под крышами, карнизами, балконами. Гнездо ласточки имеет форму полушария с боковым входом и строится из комочков размокшей после дождя земли или глины.

— Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (отложить яйца и вывести птенцов).

— А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама–птица, самка).

— А кто кормит маму и птенцов? (Папа, самец).

— Ребята, а что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

Произойдет беда. Некому станет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы не услышим их песен и т.д.

Чтоб от вредных насекомых

Сады цветущие не гибли зря,

Всегда в любое время года

Берегите птиц, друзья!


Подвижная игра «Перелетные птицы»

Ход игры:

Дети стоят в кругу, ведущий стоит в центре круга, вытянув руку вперед, и произносит слова.

Потянулся караван,

Прямо к нам из жарких стран.

(дети идут по кругу на последнем слове останавливаютя. Ведущий как в считалочке перечисляет перелетных птиц, указывая на каждого ребенка, начиная с того, на кого указала рука после остановки круга).

Аист, цапля,трясогузка,

Чайка, ласточка,кукушка,

Жаворонок, дрозд, скворец.

Кто запомнил - молодец!

Утка,лебедь, соловей,

Кто ты есть, ответь скорей?

(ребенок называет перелетную птицу, которую запомнил, выходит в центр круга и пытается изобразить ее, после удачного подражания остальные дети хлопают ему.

Воспитатель: - Ребята, скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали? Что вам запомнилось сегодня на занятии?

Кому было легко на занятии, возьмите карточку с изображением солнышка, кому было трудно, возьмите карточку с изображением тучки. Поднимите карточки в руках.

Хорошо, молодцы.