Конспект занятия «Опытно-экспериментальная деятельность детей на прогулке» (старший возраст)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Крисанова Евгения Евгеньевна

Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми сраршего возраста на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyty_na_progulke.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 «Дюймовочка»

Конспект занятия

«Опытно-экспериментальная деятельность детей на прогулке»

(старший возраст)

Разработала: воспитатель Крисанова Е. Е.

г. Людиново

Цель: 

-расширение знаний детей об окружающем мире.

Задачи:                                                                                                                        

- формировать представления о свойствах воздуха и воды;                                               - дать понятие представления о возникновении тени;                                                        -учить самостоятельно делать выводы;                                                                               - развивать интерес к познавательной деятельности;                                                      - развивать мышление, наблюдательность, любознательность посредствам экспериментальной деятельности.

Методы и приёмы: 

- словесный;

- наглядный;

- практический.

Ход НОД

  -  Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.  

- Ребята, а вы знаете какое сейчас время года? (ответы детей)

-  Правильно, весна. Скажите пожалуйста, сколько месяцев у весны?      (ответы детей)                                                                                                          

  -  А сейчас какой месяц?   (ответы детей)

- Правильно, ребята, это месяц май. Давайте с вами оглянёмся и посмотрим вокруг, что же происходит у нас в мае?

(ответы детей: распускаются листочки, травка зеленеет, появляются первые цветы, солнце светит ярче…)

- Всё верно, солнышко теперь не только светит, но и греет. Давайте с вами выйдем на солнышко. Чувствуете, как солнышко нас пригревает?

- Послушайте загадку, и попробуйте её отгадать.

1.        От кого, мои друзья,

Убежать никак нельзя?

Неотвязно в ясный день

Рядом с нами бродит ...

(тень)

Опыт №1 «Солнышко и тень»

- Посмотрите, что вы видите на земле?

(Дети: тень.)

- Давайте вместе с вами подвигаемся, что мы видим?

(Дети: тень «идёт» за нами)

- А теперь давайте сравним, все ли тени одинаковые?

(Дети: нет).

 -   А давайте ещё раз проверим. Я предлагаю взять из корзины по одной игрушке и поставить их на землю. Посмотрите, тени все одинаковые?

(Дети: нет).

Вывод: 

- Что нужно для тени?    (ответы детей)

-  Когда я сегодня пришла в сад, на столе стоял вот такой сундучок. Интересно, кто же нам его оставил? Посмотрите, тут какая -то загадка. Ребята, отгадав загадку мы с вами узнаем, кто нам оставил сундучок.

(дети отгадывают загадку)

1.        Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.

(Весна)

- Всё верно, это сундучок нам оставила Весна. Посмотрите письмо. Давайте прочитаем письмо.

(Воспитатель читает письмо,  открывает сундучок, сундук пуст)

- Ой, ребята, а сундучок то наш пустой. Интересно, кто же забрал все наши подарки?

(Выходит Баба-Яга)

- Ха-ха-ха! Подарков они захотели! Не видать вам подарков! Я вот в лесу живу, за лесом приглядываю, а подарков мне никто не дарит!

 -  Баба-Яга, ну нельзя же быть такой злюкой! Оставайся с нами, поиграй с ребятами.

Баба-Яга:

-  Вот ещё! Некогда мне с вами веселиться! У меня ещё в лесу дел уууух, как много  осталось. Вот если ваши детки помогут мне, порядок в лесу навести, так уж и быть, отдам вам подарки.

-  Ребята, поможем Бабе-Яге?    (ответы детей)

Баба-Яга: 

- Тогда вам вот, держите, это карта моих владений! Выполните все задания, верну подарки!

- Начинается отправка в лес Бабы-Яги…….                                                                                                                                                                                                                                      Закройте глаза, я сейчас вас отправлю в свой лес…… «Глаза закрываем, в волшебный лес попадаем!»     (улетает)

(Дети и воспитатель рассматривают карту).

-  Посмотрите, ребята, на поляне у Бабы-Яги не распустились подснежники. Что надо сделать для того, чтоб цветок распустился?    (ответы детей)

-  Правильно, ребята, его нужно полить водой.

(проходят на веранду)

Опыт №2 «Распускается подснежник»

  - Скажите пожалуйста. Для чего нам нужна вода?

(Дети: чтобы пить, растениям чтоб распускались цветы).

- Правильно, когда весной идёт дождь, всё вокруг распускается и появляются первые цветы. Хотите посмотреть как после дождя распускаются цветы? Я предлагаю вам пройти на веранду.

- Посмотрите на столы, что вы на них видите?

(Дети: миски с водой и бумажные цветы)

- Ребята, обратите внимание, наши цветочки не распустились. Как вы думаете, что надо для того, чтоб цветок распустился?

(Дети: полить водой)

- Давайте опустим наши цветы в воду. Что мы видим?

(дети: цветок начинает распускаться)

Результат: цветок постепенно раскроется. Это происходит потому, что вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются. И цветок «распускается».

(первое задание Бабы-Яги мы выполнили)

- Давайте пойдём дальше, и посмотрим, какое же нам следующее задание приготовила Баба-Яга?

- Ребята, посмотрите, Баба-Яга хочет, чтоб в её лесу появилась радуга.

Опыт № 3 «Радуга»

- А теперь давайте перейдём к следующему столу. Посмотрите, что лежит на этом столе?                                                                                                    

     (компакт диски или тазик с водой и зеркальцем)

- Давайте с вами поделимся на две команды. Одна команда попытается сделать радугу при помощи компакт дисков, а другая команда при помощи воды и зеркала.

- Радуга возникает когда Белый солнечный свет, попадая в каплю воды,  преломляется и распадается на семь цветов.

- Молодцы, и с этим заданием вы справились.

- Вы, наверное, немного устали? Я предлагаю вам немного поиграть.

- Давайте выйдем с вами на площадку и поиграем в игру

«Солнышко и дождик»

(Игра проводится 3 раза со сменой ведущих )

Дети проходят на середину площадки, выбирается «Солнышко» и «Дождик».

На слова:

Светит солнышко в окошко

Светит в нашу комнату

Мы захлопали в ладошки

Очень рады солнышку.

Дети гуляют, прыгают и радуются солнышку.

На слова:

Барабанит дождь по крышам

Кап, кап, кап,

Дождик пошёл

Дети садятся на корточки и делают «домик» над головой.

- А у нас следующее задание

- Она хочет, чтобы в лесу был настоящий оркестр.

- Ребята, солнце нам нужно чтоб разогреть землю, оно даёт тепло, вода нужна для жизни нам и растениям. Но и без воздуха нам и растениям тоже не обойтись. Ведь без еды человек может прожить 30 дней, без воды – 15 дней, а вот без воздуха мы с вами не сможем прожить и 5 минут!

Опыт №4 «Задержка воздуха»

- Давайте попробуем зажать нос и рот. Попробуем с вами не дышать. А почему вы убрали руки?

(дети: тяжело дышать)

- Нам с вами не хватает воздуха. Можем мы с вами долго находиться без воздуха?

(Дети: нет)

- Какой вывод мы можем сделать?

(дети: человек не может жить без воздуха)

- А как вы думаете, воздух можно увидеть?

- Оказывается можно. Возьмите коктейльные трубочки, опустим их в воду и подуем. Что вы видите?

(Дети: пузырьки)

- Вот эти пузырьки и есть наш воздух. Чем больше мы наберём воздуха, тем больше будет пузырей, и наоборот, чем меньше воздуха, тем меньше пузырьков в воде.

(Дети: воздух можно увидеть).

- Давайте посмотрим на следующее задание Бабы-Яги.

- Она хочет, чтобы в лесу был настоящий оркестр.

Опыт № 5 «Слышим звуки»

- А услышать воздух можно?

(Дети: можно)

  -  Давайте подумаем, как нам услышать воздух? Посмотрите, в корзине лежат разные музыкальные инструменты. Возьмите инструменты, давайте попробуем поиграть на них. Что вы слышите?

(дети: звуки)

- С помощью воздуха мы можем играть на музыкальных инструментах. Это духовые инструменты. Послушайте, они выдают одинаковый звук?

(дети: нет)

- С помощью воздуха мы можем регулировать звук. Он может быть громким и тихим, длинным и коротким.

- А где ещё мы можем слышать воздух?

(дети: шум моря, шелест деревьев, звук ветра)

- Какой вывод мы можем сделать?

(Дети: воздух можно услышать)

- Вот и опять мы помогли Бабе-Яге, мы помогли ей собрать собственный оркестр.

- Давайте посмотрим, какое же задание Баба-Яга приготовила нам на это раз.

- Посмотрите, она предлагает нам немного поиграть с мыльными пузырями.

-  Выходим на площадку.  Давайте с вами немного поиграем. Я буду пускать мыльные пузыри, а вы попробуете их поймать.

Опыт №6 «Лёгкий воздух»

- Скажите нам пожалуйста, а что находится внутри мыльных пузырей?

(дети: воздух).

- Правильно,  а почему мыльные пузыри летают?

(Дети: воздух лёгкий).

- Вот мы все задания и выполнили, отдавай нам наши подарки!  

Баба-Яга: 

- Ой, какие вы умненькие, какие вы смышлёненькие. Ну, спасибо вам, что помогли мне за лесом присмотреть. Теперь у меня такая красота в лесу! И радуга, и цветочки! Ну просто красота!

- А вот и ваши подарочки.

(отдаёт детям подарки)

- А мне пора в лес возвращаться.

- Вот и нам пора возвращаться в наш детский сад. Давайте мы закроем глаза и произнесём волшебные слова

«Глаза закрываем, в детский сад попадаем!»

- Молодцы, ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

(ответы детей)

- А что больше всего понравилось?

(ответы детей)

- А вот мы сейчас и проверим, правильно вы всё запомнили? Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, если не правильно, тогда будете топать.

- Воздух окружает нас со всех сторон.

- Тень всегда одинаковая

- Вода нужна не только растениям, но и человеку.

- Воздух очень тяжёлый.

- От солнца не бывает тени.

- Человек может жить без воздуха.

- Воздух можно услышать.

- Молодцы, вы очень были внимательны на занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспекты занятий опытно-экспериментальной деятельности

опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия опытно- экспериментальной деятельности для детей второй младшей группы "Ох, водичка хороша!"

Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы....

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега"

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Волшебница вода и чудеса из снега" во второй младшей группе. Опыты для детей с использованием воды и снега....

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Такая удивительная соль»

Занятие  поможет уточнить знания детей о соли, её значении в природе, в жизни    человека;  -сформировать  навыки  постановки элементарных опытов и умения делать выв...

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода»

Конспект  занятия  опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебница вода» Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспер...

Педагогическая находка. Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"

Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Соль и ее свойства"...

деятельности в старшей группе Конспект занятия опытно-экспериментальной «Волшебница соль»

Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....