Консультация для педагогов «Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников»
консультация по окружающему миру
доклад составлен для семинара-практикума в форме "Педагогического ателье"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области»
Семинар-практикум
в форме «Педагогического ателье»
Доклад на тему:
«Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников»
Планета Земля — наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Экологическое воспитание в ДОУ имеет огромное влияние на развитие интеллектуальных, творческих способностей у детей и нравственного становления, формирующего современную образованную личность.
Для реализации данного направления представляю вашему вниманию экологические макеты. Макет – уменьшенная модель объекта (лес, горы, поле, озеро, вулкан, солнечная система и т.д.)
В своей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Воспитывая у детей стремление, быть в гармонии с природой, которая его окружает, поддерживать и развивать положительную мотивацию деятельности в природе, формирует и удовлетворяет познавательный интерес. Макеты используются для ознакомления детей с разнообразием и совершенствованием природных форм, целенаправленное воспитание эмоциональной отзывчивости, желание оберегать и сохранять неповторимую красоту природы.
Использование экологических макетов помогает детям легче и с большим интересом погружаться в работу, охотнее делать описание, сравнение, умозаключения и выводы.
В процессе работы по развитию игры с макетами решаются следующие задачи:
- создаются условия для обогащения представлений у детей о природе и условии для жизни растительного и животного мира;
- развивается познавательный интерес к живой природе, эмоциональная отзывчивость и любознательность;
- формируются навыки правильного поведения в природе;
- воспитывается доброжелательность, отзывчивость к миру природы, бережное отношение к ней.
Так как по ФГОС мы должны не в детях воспитывать, а ставить задачи перед собой, процесс познания экологического мышления путем использования наглядных макетов проходит через ряд поставленных передо мною задач:
- научить при помощи наглядных макетов формировать элементарные экологические знания.
- формировать навыки использования макетов.
- научить детей создавать новые образы объектов природы с помощью наглядных макетов.
В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироваться представления о живой природе. Простые макеты и модели, созданные руками педагогов формируют первоначальные представления о природных объектах. Но формирует не наличие макета, а возможность общения с ним, игра. С младшими дошкольниками работа заключается в рассматривании готовой продукции, манипулировании с ней. Беседа о природе или объекте природы, который изображает макет. В жизни старших дошкольников большое место занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками, когда ребёнок создаёт воображаемую ситуацию, придумывает событие с персонажами, отождествляя себя с ними, выполняя одну из нескольких ролей, моделирует реальные социальные отношения в игровой форме.
При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, вне занятий дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас, что немаловажно в нашей группе. Макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты, содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы, способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого усилия, у детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса.
Использование макетов формирует у детей восприятие, внимание, наблюдательность развиваются и познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Обучая детей анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии — все это позволяет мне готовить их к дальнейшему успешному обучению в школе.
Вашему вниманию я хочу представить простейший макет «Северный полюс», который возник, когда в своей работе, я задумалась о том, как доступнее и нагляднее донести до ребёнка информацию о животных и птицах Севера.
Представленный макет используются как наглядный материал, для изучения животных, населяющих данную природную зону. Детям предлагается из предложенных фигурок поселить на Северный полюс только тех, которые там проживают. Благодаря ему, внимание детей удерживается на протяжении всей деятельности. Он способствуют, в первую очередь, формированию осознанного отношения детей к природе, в частности, природе и животному миру Севера, той части света, которую не увидеть воочию. Данный макет мобилен и пополняем в соответствии с поставленными учебными задачами. Как вы все уже поняли, аналогичные макеты можно создать по природе животному миру жарких стран и родного края.
При ознакомлении детей с вулканами мы в группе создали макет горного ландшафта с вулканом, который хранится у нас в уголке экспериментирования. Дети играют с макетом только совместно с педагогом, думаю не нужно объяснять почему. Дети с большим удовольствием работают с данным макетом, проявляя к этому явлению природы большой интерес.
В заключении хочется обратить внимание, что используемые макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь к природе.
Таким образом, макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. С помощью макетов мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющих их потребности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников"
В опыте представлен интегративный подход к организации работы по экологическому воспитанию дошкольников с использованием макетов природных зон и ландшафтов....

Мастер-класс для педагогов «Использование моделирования в экологическом воспитании дошкольников»
Такой мастер-класс можно провети с педагогами дошкольных учреждений...

Статья "Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников"
Макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес ...

"Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников"
Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых...

Консультация для педагогов "Использование ИКТ в экологическом воспитании дошкольников"
Развитие информационных компьютерных технологий и внедрение их в образовательный процесс ДОУ дает огромные возможности использования компьютерных технологий в образовательном процессе детского сада в ...

«Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников»
Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...


