Статья "Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников"
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)

Родина Кристина Александровна

Макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_maketov_v_ekologicheskom_vospitanii.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников                                                              

    Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Одним из главных резервов становления личности является творчество на различных этапах его проявления. Одним из таких видов детского творчества является изготовление макетов.

Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства.

Макетирование мы рассматриваем, как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество. В своей работе по экологическому воспитанию, мы используем макеты для «погружения» детей в удивительное царство природы. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения. Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей.

Макет может быть:

– Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

 – Настольным (размер ограничивается размером стола или его части);

 – Подиумным (на специальных подставках-подиумах);

– Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.

Макеты должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобными в обращении, доступны детям для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены и служить длительное время. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

 – Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

– Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

– Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

 – Развитие монологической и связной речи.

 – Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

 -Развитие общей и мелкой моторики рук.

– Развитие коммуникативных навыков

– Активизация лексического словаря.

– Формирование навыков сочинительства.

– Формирование творческих способностей.

 – Воспитание доброжелательности.

– Умения работать в коллективе.

Работу по макетированию мы начали проводить в старшей группе. Закрепляя знания детей о домашних животных, мы изготовили макет «Скотный двор», который применяли на познавательных занятиях и в дидактических играх, где дети закрепляли названия животных, особенности внешнего вида, повадки, условия их содержания и питания. Очень интересно наблюдать, как дети организовываются на игру, распределяют персонажей на макете, общаются, вступая в ролевые отношения.

Работу по макетированию мы продолжаем и в подготовительной группе. Знакомство детей с биоценозом происходило постепенно с помощью организации педагогических проектов, направленных на изучение различных климатических зон. В нашей группе были организованы такие проекты: «Эта удивительная Арктика», «Загадочная Антарктида», «Пустыня», «Природа нашего края», «Степь», «Горы».

Продуктом каждого такого проекта стал макет, изготовленный совместно с детьми.

Макет – результат конструктивно – творческой деятельности, экологической деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения.

Этапы работы по созданию макета:

 – Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; эксперементирование, виртуальные экскурсии по краеведческим музеям, подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).

– Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.

– Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты.

Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения.

На предварительном этапе мы обсуждали с детьми ландшафт данной местности, показывали способы моделирования из папье-маше или монтажной пены сопок, барханов или же равнинной местности. Вместе с детьми мы обсуждали с помощью каких материалов можно сделать имитацию снега, льда, песка, оазиса итд. Также провели ряд эксперементов, в ходе которых узнали, почему в Арктике вечная мерзлота, и там не могут расти растения, почему животные Севера не мерзнут, плавая в ледяной воде. Узнали, как образуются барханы в пустыне и почему они изогнутой серповидной формы, почему на них очень мало растений. Исходя из всех этих наблюдений, старались конструктивными методами передать особенности ландшафта каждой климатической зоны. Так, например, на макете «Природа нашего края» мы условно  разделили макет на березовую рощу, смешанный лес и сосновый бор. Также обозначили водоемы, присущие нашему краю.

Совместно с детьми мы наносили папье-маше или монтажную пену на лист фанеры, формировали ландшафт (горы, реки, озера, сопки, равнины итд). Далее дети раскрашивали макет, подбирая нужный цвет для оформления данной природной зоны.

На основе готовых макетов мы проводим экологические занятия, беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры, дидактические игры, посвящённые ознакомлению детей с различными биоценозами.  

Также детям очень интересно просто рассматривать макеты, узнавать знакомые растения, обыгрывать макет, используя разных животных.

На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.

С развитием игры макет оживает: он изменяется, дополняется, объединяется с другими макетами. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и фантастические события. В игре они договариваются, планируют, объясняют замысел, стремятся к взаимопониманию, то есть развиваются коммуникативные навыки. У детей повышается уровень любознательности, интерес к познавательной литературе; дети включают свои новые знания и представления в сюжеты игры.

Все представленные макеты используются и для закрепления полученных знаний в повседневной жизни детей.  С помощью них мы формируем у дошкольников понимание, что все живые существа нуждаются в определённых условиях жизни, удовлетворяющие их потребностям.     Макетирование способствует развитию речи, так как при самостоятельной творческой деятельности дети описывают, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, пополняют свой словарный запас. Макетирование способствует и сенсорному развитию детей, так как в процессе исполнения макета дети знакомятся с различными по фактуре, качеству, форме материалами, развиваются их чувства, активизируется мелкая моторика рук.

Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.

Таким образом, в нашей группе создалась особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Наши дети накопили эмоциональные впечатления, овладели техническими навыками работы с материалами, которые можно использовать для макетирования.

На этом этапе зародилась идея создания экологической игры-макета, которую мы благополучно реализовали. Перед началом изготовления макета мы провели работу с родителями, в ходе которой приняли решение, что каждый ребенок выступит с мини проектом об одном животном, птице или рыбе, обитающем в конкретной климатической зоне. Дети с удовольствием рассказывали о животных, слушали товарищей, задавали вопросы, проявляли большую заинтересованность и любознательность при просмотре презентаций. Далее мы приступили к непосредственному изготовлению игры. Дети вместе с нами создавали ландшафты различных климатических зон из гофры, клея ПВА и других материалов, раскрашивали и дополняли атрибутами. В результате совместной работы, появилась дидактическая игра «Наша планета Земля», которая состоит из макета 5 климатических зон (Арктика, горы, пустыня, лес, степь), водной среды обитания, игрового кубика и карточек с изображением животных, обитающих в различных зонах).

Цель игры: помочь детям понять принципы взаимосвязи характерных особенностей животных с условиями их жизни в различных природных зонах; формировать экологические представления; способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; расширять кругозор детей; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Ход игры: Макет выкладывается на столе, игроки выбирают себе одну из зон. Ведущий бросает кубик, цвета граней которого идентичны климатическим зонам на карте. Тот игрок, чья зона соответствует выпавшему на кубике цвету, должен назвать животное, обитающее в этой зоне и найти карточку с его изображением. Затем он рассказывает другим игрокам о характерных особенностях и образе жизни этого животного, после чего получает карточку и располагает её в соответствующей зоне игры. Выигрывает тот игрок, который соберёт большее количество карточек на своей климатической зоне. Игра постепенно дополняется карточками с изображением новых видов животных, тем самым расширяется объем знаний детей.

      В заключении хочется напомнить всем китайскую пословицу: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». Используемые нами макеты являются тем самым средством вовлечения, которое формирует целостное представление детей о природе, способствует пониманию детьми взаимосвязей в природе и с природой, вызывает огромный интерес и воспитывает любовь ко всему живому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников"

В опыте представлен интегративный подход к организации работы по экологическому воспитанию дошкольников с использованием макетов природных зон и ландшафтов....

Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников

                                                      ...

"Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников"

Согласно требованиям Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых...

Макеты для детей своими руками. Роль макетов в экологическом воспитании дошкольников.

Предметно-развивающая среда группы требует постоянной модернизации и в детском саду был объявлен конкурс «Использование макетов в сюжетно-ролевой игре дошкольников». Поэтому было принято р...

«Использование макетов в экологическом воспитании дошкольников»

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, выраб...

Использование макетов в работе по экологическому воспитанию дошкольников.

Использование макетов в работе по экологическому воспитанию дошкольников....