Конспект НОД по окружающему миру «Дымковская игрушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кюблер Инна Владимировна

Расширение представления  детей о дымковской игрушке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_okr.miru_avtosohranennyy.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по окружающему миру.

Тема: «Дымковская игрушка».

Цель: 

Расширять представления  детей о дымковской игрушке.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представления  детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;

- формировать представления о последовательности трудовых операций при изготовлении дымковской игрушки;

- побуждать детей отвечать на вопросы, чётко проговаривая слова.

Развивающие: 

- активизировать словарь за счёт слов: дымковские игрушки, глиняные, умельцы, роспись, барыня, кавалер, свистульки, обжигали, обеливали;

- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество; вызывать интерес к      народной игрушке;

- создавать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, слухового и зрительного восприятия.

 Воспитательные:

- воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;

- воспитывать умение слушать воспитателя, товарищей не перебивая.

Материалы и оборудование: готовые фигурки  дымковской  игрушки; мультимедийная презентация «Дымковская игрушка».

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия:

Организационный момент: 

- Ребята, вы любите игрушки? Какие? (ответы детей)

- В далёкие времена не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше? (умельцы). 

Всем мальчикам и девочкам нравилось играть с такими игрушками.

Я  хочу вас сегодня с ними познакомить, давайте  рассмотрим их поближе  (показ готовых фигурок  дымковской  игрушки; рассматривают).   

- Назовите, кого вы видите (конь, баран, петух…).

- Верно. А вы знаете, откуда появились эти игрушки? Я вам сейчас о них всё расскажу.

(слайд № 2) 

(Дети рассматривают иллюстрацию «Слобода  Дымково», нач.20 века)

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково (Дети повторяют название). 

- Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки.  По имени этого села игрушки и стали называть дымковскими. Дымковской игрушке около 400 лет.

- Такой Дымковская слобода была в начале 20 века.

(слайд № 3, 4)

(Дети рассматривают иллюстрации «Слобода  Дымково», современность)

- Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские умельцы делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки.

- Так Дымковская слобода выглядит сегодня.

(слайд № 5)

-  Много игрушек наделают мастера за долгую зиму. А когда приходила весна, выносили они свои  игрушки на ярмарку продавать.

(слайд № 6)

- Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Изготавливали их к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски». Праздник этот длился несколько дней и был наполнен свистом.

(слайд № 7, 8)

-Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров.

(слайд № 9, 10)

- Мастерицы лепили игрушку из красной глины.

(слайд № 11)

- Но игрушка ещё не готова. После лепки её несколько дней сушили, сначала на столе, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие. 

- А как вы думаете, они могут разбиться? (ответы детей: если их уронить, то они разобьются).

- Как с ними надо обращаться? (ответы детей: с ними надо обращаться аккуратно, бережно).

(слайд № 12)

- А что дальше делают с игрушками? Следующий этап работы – обеливание.  Раньше игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведённого на молоке, и ставили на сквозняк. А сейчас просто покрывают специальной белой краской.

(слайд № 13)

- Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи. 

(слайд № 14)

- Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе.

(слайд № 15, 16, 17)

- И вот выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки.

(слайд № 18, 19)

- Узоры были особенные и неповторимые. Геометрический орнамент символизировал природу. Например, круги - это солнце. Полоски и волнистые линии – это волны на воде. И завершающий штрих – мастерица украшает игрушку сусальным золотом.

Физминутка

Под веселые напевы -
Топни правою ногой!
Повернемся вправо, влево.
Вправо шаг. На месте стой!
Руки вверх! Руки вниз!
Топни левою ногой!
Повернемся вправо, влево!
Влево шаг. И снова стой!
Вправо, влево головой!
Повернись направо к другу.
Руку дай и наклонись!

(слайд № 20)

- А игрушки дымковские такие разные: это и простые фигурки животных…..

и людей…..

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

 Точно солнечный щеток.

Да алеет гребешок.

(слайд № 21)

Я лошадка серый бок

Я копытцем постучу,

Если хочешь - прокачу!

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост, и грива

(слайд № 22)

А вот, дети, петушок -

Ярко красный гребешок,

Хвост с оборкой золотой,

Красной, жёлтой, голубой.

(слайд № 23)

Пусть вам лучшею подружкой

Станет русская игрушка.

И недаром все музеи

Дорожат, гордятся ею.

(слайд № 24)

Через горные отроги,

Через крыши деревень

Красноногий, желторогий

Мчится глиняный олень.

(слайд № 25)

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа:

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(слайд № 26)

Видные да статные,

Яркие, нарядные –

Воображули знатные.

На головах кокошники,

А в ушах серёжки,

Кофточки с оборками,

На ногах сапожки.

(слайд № 27)

Вот вам барыни,

А вот и кавалеры.

У барынь алые щеки и губки.

Нарядные платья и теплые шубки.

Хоть весь базар обойдёте,

Лучше барынь не найдёте.

Наши руки крендельком,

Щёки, будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке.

 (слайд № 28)

Сделаны из глины

Игрушки всем на диво.

Дети в карусели

На лошадок сели.

(слайд № 29)

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

 Рефлексия:

-  Ребята, вам понравилось наше занятие? Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)

- А как вы думаете, вы уже всё знаете про дымковскую игрушку или можно ещё что- нибудь узнать интересного? (Ответы детей)

- А откуда можно взять информацию?  (Ответы детей)

- Верно. Можно спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть по телевизору или в компьютере…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные с...

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»

Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...

Презентация «В мире дымковской игрушки»

Образовательный проект  «В мире дымковской игрушки» ...

Проектная деятельность "В мире дымковской игрушки"

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных нав...

Конспект занятия по окружающему миру " Береги игрушки". младшая группа.

Конспект занятия по окружающему миру " Береги игрушки". младшая группа....

КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»

КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ«ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА» Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.Задачи:Образовательные:Познакомить с историей происхождени...

Конспект праздника "В мире дымковской игрушки"

Конспект для проведения  праздника с детьми старшего дошкольного возраста...