Конспект НОД по окружающему миру «Дымковская игрушка»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширение представления детей о дымковской игрушке.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по окружающему миру.
Тема: «Дымковская игрушка».
Цель:
Расширять представления детей о дымковской игрушке.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления детей о народной игрушке села Дымково, о её назначении и о том, что к ней следует относиться бережно;
- формировать представления о последовательности трудовых операций при изготовлении дымковской игрушки;
- побуждать детей отвечать на вопросы, чётко проговаривая слова.
Развивающие:
- активизировать словарь за счёт слов: дымковские игрушки, глиняные, умельцы, роспись, барыня, кавалер, свистульки, обжигали, обеливали;
- развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творчество; вызывать интерес к народной игрушке;
- создавать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, слухового и зрительного восприятия.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством;
- воспитывать умение слушать воспитателя, товарищей не перебивая.
Материалы и оборудование: готовые фигурки дымковской игрушки; мультимедийная презентация «Дымковская игрушка».
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Ребята, вы любите игрушки? Какие? (ответы детей)
- В далёкие времена не было таких игрушек, какие есть теперь у вас, поэтому умельцы делали их сами. Кто делал игрушки раньше? (умельцы).
Всем мальчикам и девочкам нравилось играть с такими игрушками.
Я хочу вас сегодня с ними познакомить, давайте рассмотрим их поближе (показ готовых фигурок дымковской игрушки; рассматривают).
- Назовите, кого вы видите (конь, баран, петух…).
- Верно. А вы знаете, откуда появились эти игрушки? Я вам сейчас о них всё расскажу.
(слайд № 2)
(Дети рассматривают иллюстрацию «Слобода Дымково», нач.20 века)
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково (Дети повторяют название).
- Жили в том селе весёлые и озорные люди-мастера. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки. По имени этого села игрушки и стали называть дымковскими. Дымковской игрушке около 400 лет.
- Такой Дымковская слобода была в начале 20 века.
(слайд № 3, 4)
(Дети рассматривают иллюстрации «Слобода Дымково», современность)
- Много лет прошло с тех пор, но и сегодня русские умельцы делают эти красивые дымковские игрушки. Люди покупают их и любуются. Нигде в мире не умеют делать такие игрушки, только у нас в России. Вот какая интересная история у дымковской игрушки.
- Так Дымковская слобода выглядит сегодня.
(слайд № 5)
- Много игрушек наделают мастера за долгую зиму. А когда приходила весна, выносили они свои игрушки на ярмарку продавать.
(слайд № 6)
- Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. Изготавливали их к ежегодному празднику "Свистуньи", или "Свистопляски». Праздник этот длился несколько дней и был наполнен свистом.
(слайд № 7, 8)
-Дымковская игрушка – это декоративная глиняная скульптура высотой до 25 сантиметров.
(слайд № 9, 10)
- Мастерицы лепили игрушку из красной глины.
(слайд № 11)
- Но игрушка ещё не готова. После лепки её несколько дней сушили, сначала на столе, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Из печи выходят фигурки закалённые, крепкие, звонкие.
- А как вы думаете, они могут разбиться? (ответы детей: если их уронить, то они разобьются).
- Как с ними надо обращаться? (ответы детей: с ними надо обращаться аккуратно, бережно).
(слайд № 12)
- А что дальше делают с игрушками? Следующий этап работы – обеливание. Раньше игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведённого на молоке, и ставили на сквозняк. А сейчас просто покрывают специальной белой краской.
(слайд № 13)
- Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
(слайд № 14)
- Краски малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие – пёстро и весело, как в хороводе.
(слайд № 15, 16, 17)
- И вот выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки.
(слайд № 18, 19)
- Узоры были особенные и неповторимые. Геометрический орнамент символизировал природу. Например, круги - это солнце. Полоски и волнистые линии – это волны на воде. И завершающий штрих – мастерица украшает игрушку сусальным золотом.
Физминутка
Под веселые напевы -
Топни правою ногой!
Повернемся вправо, влево.
Вправо шаг. На месте стой!
Руки вверх! Руки вниз!
Топни левою ногой!
Повернемся вправо, влево!
Влево шаг. И снова стой!
Вправо, влево головой!
Повернись направо к другу.
Руку дай и наклонись!
(слайд № 20)
- А игрушки дымковские такие разные: это и простые фигурки животных…..
и людей…..
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный щеток.
Да алеет гребешок.
(слайд № 21)
Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь - прокачу!
Посмотри, как я красива
Хороши и хвост, и грива
(слайд № 22)
А вот, дети, петушок -
Ярко красный гребешок,
Хвост с оборкой золотой,
Красной, жёлтой, голубой.
(слайд № 23)
Пусть вам лучшею подружкой
Станет русская игрушка.
И недаром все музеи
Дорожат, гордятся ею.
(слайд № 24)
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Красноногий, желторогий
Мчится глиняный олень.
(слайд № 25)
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа:
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
(слайд № 26)
Видные да статные,
Яркие, нарядные –
Воображули знатные.
На головах кокошники,
А в ушах серёжки,
Кофточки с оборками,
На ногах сапожки.
(слайд № 27)
Вот вам барыни,
А вот и кавалеры.
У барынь алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки.
Хоть весь базар обойдёте,
Лучше барынь не найдёте.
Наши руки крендельком,
Щёки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
(слайд № 28)
Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
(слайд № 29)
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные,
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Рефлексия:
- Ребята, вам понравилось наше занятие? Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей)
- А как вы думаете, вы уже всё знаете про дымковскую игрушку или можно ещё что- нибудь узнать интересного? (Ответы детей)
- А откуда можно взять информацию? (Ответы детей)
- Верно. Можно спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть по телевизору или в компьютере…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «В мире дымковской игрушки»
В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные с...

Проект по художественно-эстетическому развитию в средней группе «В мире дымковской игрушки»
Дымковская игрушка — уникальное явление в русском искусстве. Это едва ли не самый известный и популярный среди народных промыслов. Слава его давно перешагнула границы нашей страны. Без веселых нарядны...

Проектная деятельность "В мире дымковской игрушки"
Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных нав...

Конспект занятия по окружающему миру " Береги игрушки". младшая группа.
Конспект занятия по окружающему миру " Береги игрушки". младшая группа....

КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»
КОНСПЕКТ НОД ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ«ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА» Цель: Знакомство детей с народным промыслом – дымковской игрушкой.Задачи:Образовательные:Познакомить с историей происхождени...

Конспект праздника "В мире дымковской игрушки"
Конспект для проведения праздника с детьми старшего дошкольного возраста...
