Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим «Разговор о еже»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Кюблер Инна Владимировна

Расширение понятия «дикое животное» через знакомство с ежом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_sredney_gruppe_yozh.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в средней группе

по ознакомлению с окружающим «Разговор о еже»

Цель: Расширение понятия «дикое животное» через знакомство с ежом.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закрепить понятие дикое, домашнее животное.
  2. Познакомить с диким животным - ёж: внешний вид, питание, повадки, размножение.

Развивающие:

1. Развивать умение отвечать полным ответом на вопросы.

2. Уметь выстраивать причинно-следственные связи.

3. Развивать  слуховое  и зрительное  внимание  детей. 

4. Развивать познавательные интересы, творческие способности детей, мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слышать и слушать друг друга.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Материал, оборудование: презентация, различные материалы (мягкая ткань, деревянный брусок, еловая веточка, сосновая веточка, еловая шишка), картинки.

Планируемый результат: у детей расширилось понятие «дикое животное»  через знакомство с ежом.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, Мишка говорит, что на картине изображены домашние животные. Правильно?

Дети: - Нет, это ёж, он дикое животное.

Мишка: - Нет, это домашнее животное, он прибегал ко мне в гости и я угощал его молоком.

Воспитатель:- А кто такие домашние животные? Каких домашних животных вы знаете? (Ответы детей)

- Ребята скажите, кто такие дикие животные? А каких диких животных вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель:  - Ребята, скажите, ёж - это домашнее или дикое животное?

Воспитатель:  - Ребята, я буду рассказывать о том, какой еж, а вы смотрите на картинку и находите эти признаки. Ты Мишка тоже внимательно слушай.

Презентация:

2 слайд. Картинка ежа.

Дети смотрят на картинку ежа на экране, воспитатель рассказывает:

«Тело у ежа округлое, шея короткая и потому почти не заметная, мордочка вытянутая, заостренная. Нос чуткий, подвижный и постоянно влажный. Уши стоячие, небольшие, глаза довольно маленькие, похожие на бусинки. Ноги короткие, тонкие, на пальцах небольшие, но острые когти. Лапами и носом он разгребает лесную подстилку, отыскивая корм.  Передвигается медленно, даже когда бежит, человек легко может его догнать. Большая часть тела покрыта иглами, на голове, брюшке сероватая жесткая шерсть. Иглы окрашены пёстро: в серый, чёрный, коричневый цвета. Такая окраска хорошо маскирует среди лесной подстилки – листьев, веток, корней, травы».

Воспитатель:  - Как выглядит ёж, чем у него покрыто тело? (его тело покрыто иголками).

Воспитатель:  - Какая у него мордочка? (она вытянутая, заостренная).

— Какой нос? (он чуткий, подвижный и постоянно влажный).

— Что мы можем сказать о глазах, какие они? (чёрные, круглые).

(Ответы детей).

Воспитатель:  - Ребята, посмотрите на столе лежат разные материалы, подойдите к столу, потрогайте их и определите, какой материал больше похож на иголки ежа (предложить мягкую меховую ткань, деревянный брусок, еловую веточку, еловую шишку и др.).

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, для чего ежу нужны иголки? (Ответы детей).

3 слайд. Воспитатель: - Правильно, иглы нужны ежу для защиты. При опасности ёж свертывается клубочком, пряча мордочку и лапки. Когда у него вырастают

твердые иголки, ему  не страшны  ни ястребы, ни филины, ни волки, ни медведи, ни лисы.

4 слайд. Хотя лису ежи, всё-таки боятся. Она их хитростью берёт. Загонит ежика в лужу, а они воду не любят и сразу разворачиваются. Тут лиса хватает ежа за мягкий живот и съедает, только иголки остаются. 

5 слайд.

Физминутка

Жил в лесу колючий ёжик,

Был клубочком и без ножек,

(обнять себя за плечи)

Не умел он хлопать – Хлоп-хлоп-хлоп,

(похлопать в ладоши).

Не умел он топать – Топ, топ, топ

(выполнить «топотушки»),

Не умел он прыгать – Прыг, прыг, прыг

(прыжки на двух ногах).

Только носом шмыгать – Шмыг, шмыг, шмыг.

А ребятки в лес пришли,

Ёжика в лесу нашли.

Научили хлопать – Хлоп-хлоп-хлоп.

Научили топать – Топ-топ-топ.

Научили прыгать – Прыг-прыг-прыг.  

А он их - носом шмыгать – Шмыг, шмыг, шмыг.

Воспитатель: - Какое у нас сейчас время года?

Воспитатель: - А хотите узнать, как ёжик встречает весну?

Дети: - Да.

6 слайд. Весной, как только сойдет снег, ежи просыпаются и вылезают из своих зимних убежищ.

7 слайд. После долгой спячки они отправляются на поиски редкого корма: личинок насекомых, жуков, червей.

8 слайд. В конце весны ежиха устраивает похожее на шалаш гнездо из веточек, сухих листьев, травинок.

9слайд. Там у нее рождаются ежата (5-7 ежат). Они с закрытыми глазками и ушками, розового цвета, покрыты редкими мягкими, но быстро твердеющими белыми иглами.

Воспитатель: - Как вы думаете, чем питается маленький ёжик? (молоком)

10 слайд.  Правильно. Ежиха греет детенышей, кормит ежат своим вкусным и питательным молоком.

11 слайд. Через две недели они открывают глаза. На боках, голове, брюшке вырастает шерсть.  Иглы становятся длиннее, они постоянно обновляются: старые выпадают, а новые отрастают.

12 слайд. Месячные ежата начинают вылезать из гнезда-шалаша. Сначала они держатся вместе с ежихой.

Воспитатель: - Как вы думаете, ребята, почему ёжик не гуляет по лесу без мамы? (ответы детей) Верно, это было бы очень опасно: ежата не знают леса, у них мягкие иголки, они беззащитны.

13 слайд. А потом, когда подрастут, расходятся и живут поодиночке. Ёж  живёт в лесу. Он не любит влажных мест, сырость.

14 слайд. Гнездо ежа можно встретить под кустом, под корнями деревьев. Ложе выстлано прошлогодней листвой, мхом. Днём ёж отдыхает в своём домике.

15 слайд. Поздним вечером и ночью ёж отправляется на поиски  пропитания.

Воспитатель:  — Ребята, как вы думаете, у ежа есть зубы? (Ответы детей)

Воспитатель:  — А для чего ежу такие зубы? (Ответы детей)

16 слайд. Да, у ежа есть зубки, мелкие и острые. Ежи — всеядные животные.

17 слайд. Зверёк поедает всё, что встречается в лесу на его пути. В основном это насекомые, черви, лягушки, ящерицы, улитки, змеи, мыши. Из растений – это ягоды и фрукты.

18 слайд. К зиме ежи накапливают жир, а когда наступают холода, сворачиваются в клубок и крепко спят до весны.   Спят не менее 5-ти месяцев.

Воспитатель:  - Если встретите ёжика, рассмотрите его тихонько, не пугая, и идите своей дорогой. А ёж отправится дальше по своим лесным делам.

Послушайте стихотворение. В нём рассказывается про одного ёжика, которого забрали из леса в дом. К счастью, все закончилось хорошо для этого ёжика, и его отнесли обратно в лес.

19 слайд.

Если ёжик не пьет молоко,

Значит, где-то в лесу далеко

Под кустами, в гнезде из листочков,

Есть у ёжика сын или дочка.

Значит, надо ёжика взять

И в лес отнести опять.    (Ю. Щербаков)

20слайд.

Воспитатель:  — А как ёжик разговаривает, кто знает? (фыр-фыр-фыр).

Проблемные ситуации: пазлы с изображением ежа на картинках.

Воспитатель:  — Ребята, давайте поиграем, разделимся на две команды, команда девочек и команда мальчиков.  Будем собирать картинки-пазлы, на которых изображён ёж.

Воспитатель:  — Молодцы, ребята, справились с заданием.

Итог

Воспитатель:  — Пойдемте, спросим у Мишки, он понял, что ёж - это дикое животное?

(Подходим к Мишке).

Воспитатель:  — Мишка, ты понял, что ёж - это дикое животное, а не домашнее?

Мишка: - Да, понял, только повторите ещё раз, чтобы я не забыл.

Воспитатель:  — Дети, докажите, что ёж - это дикое животное.

(Ответы нескольких детей).

Воспитатель:  — Ребята, а теперь мы всё знаем о ежах?

- А про степного ежа вы знаете?

- А где мы можем ещё узнать о ежах? (книги, энциклопедии, библиотеки, у мамы, папы).

- А сейчас мы с вами поиграем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Дорога в космос». Составила воспитатель первый категории Киндюшенко Татьяна Валерьевна.

Программное содержание:Познакомить  детей с глобусом, с понятиями земля-планета, космический корабль, ракета, космонавт.Познакомить с расположением городов на глобусе, зелеными насаждениями и вод...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Лунтик ухаживает за комнатными цветами»

#next_pages_container { width: 5px; hight: 5px; position: absolute; top: -100px; left: -100px; z-index: 2147483647 !important; }   Занятие по ознакомлению детей с окружающим миром....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим на тему: «Кто там?».

Программное содержание:Познакомить детей с правилами поведения дома в отсутствии взрослых. Сформировать представление о том, что опасно открывать дверь  отсутствии взрослых.Необходимо объяснить д...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Моя семья»

1. Рассматривание картины «Семья». Беседа о семье. Посмотрите на эту картину. Кого вы видите на ней (Ответы детей). -Как одним словом назвать этих людей? Папа, мама, дети, дедушка, бабушка (Ответы...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...