Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в младшей группе.
картотека по окружающему миру
Представлены игры по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в младшей группе.
Г. Ачинск, 2020г
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей.
Игра «Накроем стол для кукол».
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры:
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы—ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).
Игра «Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Цель. Формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.
Ход игры:
Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.
— Что нужно мыть? (Тарелка.)
— Что нужно чистить? (Ковер.)
— Что нужно стирать? (Платье.)
— Что нужно печь? (Пирожки.)
— Кого нужно купать? (Ребенок.)
Игры, направленные на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
"Источники опасности"
Дидактическая задача:
Закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности.
Игровые правила:
Выбрать предметы, которые могут быть источником опасности.
Игровое действие:
Поиск и название предметов.
Ход игры.
Детям раздаются игровые карточки с изображением различных предметов. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть изображения предметов и ответить на вопросы:
-Что может быть источником пожара?
-Что может быть источником травмы человека (пореза, укуса, укола, ожога, отравления?
-Что может быть источником гибели человека? Отмечается тот, кто назовёт правильно все изображения.
"О чём говорит светофор"
Дидактическая задача:
Закреплять знание сигналов светофора и соответствующих им действий пешеходов.
Материал:
Карточки с изображением сигналов светофора (горит красный, жёлтый, зелёный, действий пешеходов.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям показать сигнал светофора, который обозначает: "иди", "стой", "внимание". Затем показать карточки с изображением действий пешеходов на разные сигналы светофора.
"Четвёртый лишний "
Дидактическая задача:
Учить детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами (иголки, ножницы, спички, лекарства и др.) Закреплять знания о поведении на улице без взрослых. Различать съедобные грибы и ягоды.
Игровые правила:
Найти лишний предмет на карточке. Доказать, почему.
Игровое действие:
Поиск опасного предмета.
Ход игры.
Детям раздаются карточки, на каждой изображены четыре предмета, один из которых лишний (несёт опасность). Тот, на которого указывает воспитатель (волшебная стрелочка, объясняет, что лишнее и почему.
Карточки:
1. Съедобные грибы и мухомор.
2. Игрушки и гвозди.
3. Игрушки и лекарство.
4. Кисточка, карандаш, ручка, иголка.
5. Малина, клубника, смородина и волчья ягода.
6. Дети играют в песочнице, катаются на качелях, катаются на санках, мальчик ест сосульку.
По аналогии могут быть представлены и другие комбинации.
"На прогулке"
Дидактическая задача:
Закреплять знания детей о правильном общении, поведении с животными.
Материал:
Карточки с изображением правильных и неправильных действий при встрече с собакой, пчелой, козой, ежом, муравьями в муравейнике.
Игровые правила:
На вопрос воспитателя показать картинку с правильным ответом, а затем с неправильными действиями.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям ответить, как бы они поступили в разных ситуациях, возникших во время прогулки в выходной день (на даче, в лесу). Нужно показать сначала картинку с правильным действием, а затем показать неправильные.
-На дороге я повстречал собаку. Можно, нельзя (дети показывают карточку)
-На полянке ко мне подлетела оса (пчела). Можно, нельзя.
-На опушке щиплет травку коза. Можно, нельзя.
-В траве я заметил ежа. Можно, нельзя.
"Телефон"
Дидактическая задача:
Закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.
Ход игры.
Перед ребенком разложены карточки с изображением машин скорой помощи, полиции, пожарной и карточки с номерами 01, 02, 03. Воспитатель предлагает ребёнку выбрать любой номер и найти машину, которая придёт по этому номеру.
"Игра — дело серьезное"
Дидактическая задача:
Учить детей подбирать для игр подходящие предметы, знать с какими вещами играть нельзя.
Материал:
Карточки с изображением мяча, ножниц, пирамидки, газовой плиты, спичек, ножа, неваляшки, таблеток, утюга, иголки, куклы, машинки, вилки, стеклянной вазы и др.
Ход игры.
Перед детьми разложены карточки обратной стороной кверху. Ребёнок достаёт любую, просматривает её и отвечает, можно играть с этой вещью или нет (объясняя почему). За правильный ответ получает фишку.
"Каждой вещи свое место"
Дидактическая задача:
Закреплять представления о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы надо убирать на свои места; развивать наблюдательность, внимание; воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома ив детском саду.
Материал:
игровое поле с изображением кухни; картинки-предметы.
Ход игры.
В коробке лежат картинки-предметы (изображением вниз). Каждый ребенок берет одну картинку и кладет ее на игровое поле — на место, объясняя свой выбор.
Варианты:
• На игровом поле «разбросаны» картинки-предметы. Дети по очереди раскладывают их на место;
• На макете разложить все предметы на свои места, сначала на «кухне», а потом и во всей «квартире».
• То же в игровом уголке.
"Одень куклу"
Дидактическая задача:
Учить детей различать одежду по характерным особенностям профессии (пожарный, спасатель, милиционер, повар, врач и др.). Закрепить знание детей о назначении одежды в зависимости от времени года и его занятий в данное время (спорт, прогулка, отдых, лето, зима, осень, весна).
Игровые действия:
Одеть куклу в соответствии с ситуацией, профессией.
Ход игры.
В игровой форме предлагается детям одеть куклу для определённой цели: день рождения, спортивный праздник и так далее, или в соответствии с названной профессией. Отмечается тот, кто правильно выполнит задание.
"Сложи картинку (пазл)"
Дидактическая задача:
Картинку по пожарной тематике наклеивают на картон и разрезают на несколько частей.
Игровые действия:
Играть можно двумя командами. В этом случае интереснее использовать две картинки, так что при игре части обеих картинок можно перемешать. Выигрывает тот, кто быстрее соберет картинку.
• Показывается рисунок или плакат, на котором изображено несколько примеров нарушения правил пожарной безопасности. Ведущий называет число нарушений и предлагает ребятам за одну-две минуты назвать и показать их. Побеждает тот, кто назовет всё быстро и правильно.
• На картинке нарисованы пожарный, повар, доктор, милиционер, и каждый из них занимается не по своей профессии. Ребенок по картинке должен рассказать, что перепутал художник.
"Доскажи словечко"
Дидактическая задача:
Развить фонематический слух, умение рифмовать, закреплять знания о пожарной безопасности.
Ход игры.
Ведущий читает двустрочные стихи, последнее слово во второй строчке дети придумывают сами, рифмуя его с последним словом предыдущей строки.
Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по.
(«01»).
У пожарных не напрасно
Цвет машины ярко.
(красный)
Наш брандспойт был очень старый
И не мог тушить.
(пожары).
Мчалась лестница всё выше,
Поднялась до самой.
(крыши)
Вдоль по улице, как птица,
На пожар машина.
(мчится).
На пожаре ждет беда,
Если кончилась.
(вода).
Ох, опасные сестрички,
Эти маленькие…
(спички).
При пожаре не зевай,
Огонь водою.
(заливай).
Коль не тратишь время даром,
Быстро справишься с.
(пожаром).
Игры по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников.
Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель: знакомить с родным городом.
Материал: альбом фотографий родного города.
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
Дидактическая игра «Как зовут членов семьи».
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».
Дидактическая игра «Дом, в котором я живу»
Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры: рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут?
Дидактическая игра «Помощники в семье».
Цели: воспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.
Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры: воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? –Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».
Игры на развитие коммуникативных способностей.
«Приветствие с колокольчиком»
Цель: Приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.
Ход игры: Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в
колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет
колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен
поприветствовать каждого ребенка.
«Прощай»
Цель: Формировать умение прощаться другом с другом.
Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют
слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего
хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой
встречи, счастливо т. д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь,
необходимо посмотреть партнёру в глаза.
«Здравствуй»
Цель: Учить детей входить в контакт, используя доброжелательные слова и
интонации.
Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют
слова, которые говорят при встрече (добры день, доброе утро, привет.).
Педагог обращает внимание на то, что, здороваясь, необходимо посмотреть
партнёру в глаза.
«Пожелание»
Цель: Воспитывать интерес к партнёру по общению, доброжелательное
отношение к сверстнику.
Ход игры: Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или
др., высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего
настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым, как
сейчас» и т. д.
«Ау»
Цель: Развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в
лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен
угадать, кто его звал.
«Паровозик»
Цель: Формировать умение согласовывать свои действия с действиями
партнера. Учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена
сверстников.
Ход игры: Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в
паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он
поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя
происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне,
становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда,
встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились,
«поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух -чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
«Поделись улыбкою своей»
Цель: Учить детей входить в контакт через улыбку.
Ход игры: Стоящие по кругу дети берутся за руки (с ребенком слева, а затем с ребенком справа, смотрят соседу в глаза и дарят друг другу самую добрую улыбку.
«Угадай, кто спрятался»
Цель: Развитие внимания и интереса к сверстнику, памяти,
наблюдательности, внимания.
Оборудование: Светлый полупрозрачный (чтобы ребенок не испугался)
платок.
Ход игры: Дети стоят по кругу, все участники закрывают глаза, ведущий
выбирает одного из детей (ребенок приседает) и накрывает платком. Затем
все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны угадать, кто спрятался под платком.
«Кто что любит»
Цель: Развивать умение обмениваться репликами.
Ход игры: Дети стоят в кругу. В качестве ведущего - педагог. У него в руках мяч. Он задает вопрос и бросает мяч - ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому. Мяч идет по кругу
- У меня любимая игрушка машинка, а какая у тебя Таня?
- Кукла маша.
- Я люблю яблоки. Маша, а какие фрукты любишь?
- Я люблю груши.
Вариант:
- Я люблю яблоки, а какие фрукты любишь ты Маша?
- Я люблю груши.
- Маша любит груши, а ты Петя какие фрукты любишь?
“Ласка”
Цель:
развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми, налаживание контакта.
Задачи:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие во всех компонентах устной речи детей;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость
Ход игры:
Воспитатель: «Малыши, давайте мы с вами погладим игрушку».
Воспитатель на собственно примере показывает, как это надо делать. Воспитатель: «Покажите мне, как вы это умеете делать»
Воспитатель дает каждому ребенку по очереди погладить мягкую игрушку.
Воспитатель: «Гладьте мягко, неторопливо, чтобы ей было приятно. Давайте скажем ей, какая она хорошая».
Воспитатель с детьми: «Хорошая кошка, красивая»
Воспитатель: «Посмотрите, какие у нее красивые глазки, какая мягка шерстка. Какая у нас красивая кошечка. Ребята, вы все молодцы, вы очень хорошо и аккуратно гладили кошечку и она осталась довольна ».
«Зайку бросила хозяйка»
Цель:
развитие эмоционального общения ребенка со взрослыми, налаживание контакта.
Задачи:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие во всех компонентах устной речи детей;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений ребенка со взрослым.
Ход игры:
Воспитатель читает детям стихотворение «Зайку бросила хозяйка»
Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок.
Воспитатель: «Детишки, к нам в гости пришел Зайка, он плачет, ему плохо, его бросила хозяйка. Давайте пожалеем зайку.»
Воспитатель вместе с детьми: «Не плач, зайка. Ты красивый, ласковый»
Дети по очереди жалеют Зайку.
Воспитатель: «Вот какие мы молодцы, зайка успокоился и перестал грустить. Очень важно оказывать сочувствие тем, кто в нем нуждается.»
«Хлопаем в ладоши!»
Цель:
развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Задачи:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие во всех компонентах устной речи детей;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений ребенка со взрослым.
Ход игры:
Воспитатель хлопает в ладоши и говорит: « Хлопну я в ладоши, буду я хороший; хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!»
Воспитатель: «Малыши, а теперь давайте похлопаем в ладоши вместе».
Дети с воспитателем хлопают в ладоши.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы все очень хорошо и громко хлопали». Если малыш не повторяет действия воспитателя, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими.
«Котёнок»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Задачи:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие во всех компонентах устной речи детей;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость;
- способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений ребенка со взрослым.
Ход игры:
Воспитатель: «Ребята, к нам в гости пришёл котёнок. Смотрите, какой он маленький, пушистый. Давайте погладим его, вот так (действие сопровождается стихотворением):
Киса, кисонька, кисуля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Воспитатель: «Молодцы, ребята, давайте теперь напоим котёнка молочком, посмотрим как он умеем махать хвостиком»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе.
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе....

картотека дидактических игр по социально - коммуникативному развитию. старшая группа
Картотека дидактических игрпо социально - коммуникативному развитиюдля детей старшей группы...

Картотека дидактических игр по сенсорно-моторному развитию дошкольников младшей группы
Картотека содержит описание к играм и пример (на фото) их оформления...
Картотека дидактических игр по социально - коммуникативному развитию в средней группе
Данный материал может использоваться для проведения ООД, в режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми....

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе
Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по социально-коммуникативному развитию - вторая младшая группа
Представлены дидактические игры по ОБЖ с указанием дидактических задач, описанием хода игры, необходимого оборудования, а также возможные варианты игр....

