НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Образовательная деятельность по сенсорному развитию для детей раннего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: «Волшебный сундучок: знакомство с текстурами»
Возраст детей: 1-3 года (занятие легко адаптируется под возможности детей младше или старше в рамках возрастной группы)
Продолжительность: 10-15 минут. Важно помнить, что внимание детей в этом возрасте очень кратковременно, поэтому занятие динамичное и состоит из мини-блоков.
Цели и задачи
Цель: Развитие сенсорного восприятия (тактильных ощущений) и стимуляция когнитивных процессов через взаимодействие с различными материалами.
Задачи:
- Образовательные:
- Формировать умение узнавать и на элементарном уровне называть предметы по их сенсорным-признакам (гладкий, шершавый, мягкий, твердый, холодный).
- Знакомить с понятиями «такой же», «разный».
- Развивающие:
- Развивать тактильное восприятие (ощущения от прикосновений), мелкую моторику рук.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать любознательность и познавательный интерес.
- Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности со взрослым.
- Формировать навыки усидчивости и концентрации внимания в короткий промежуток времени.
Материалы и оборудование:
- «Волшебный сундучок» (может быть коробка, красивая сумка или мешок, желательно из ткани, чтобы можно было просунуть руку).
- Набор тактильных материалов/игрушек (все предметы должны быть безопасными, крупными, без острых углов):
- Мягкий помпон из пряжи.
- Шишка (крупная).
- Гладкий камушек (можно морской, хорошо вымытый).
- Резиновый мячик с пупырышками (или массажный мячик).
- Жесткая щетка (новая, для одежды или волос).
- Лоскутки разных тканей: шелк, бархат, вельвет.
- Кусочек меха.
- Губка для мытья посуды (новая).
- Сенсорные мешочки (опционально, для дополнительной активности): небольшие мешочки, наполненные попарно одинаковым содержимым (например, две с крупой фасолью, две с гречкой, две с рисом).
- Музыкальное сопровождение: спокойная фоновая музыка без слов (например, классическая: Вивальди «Времена года»).
- Ход занятия:
1. Организационный момент (2-3 минуты)
Цель: Настроить детей на занятие, создать положительный эмоциональный настрой.
- Дети и педагог сидят на полу или за маленьким столиком.
- Педагог здоровается с каждым ребенком, называя его по имени, может спеть песенку-приветствие (например, «Все мы здесь собрались, здравствуй, (имя ребенка), ты!»).
- Педагог включает тихую, спокойную музыку.
2. Основная часть. Игра «Волшебный сундучок» (7-10 минут)
Цель: Активное исследование предметов через тактильные ощущения.
Педагог показывает детям красивый сундучок. «Ребята, посмотрите, какой к нам в гости пришел волшебный сундучок! Интересно, что же внутри?» Педагог по одному достает предметы из сундучка.
*Для детей 1-2 лет:* Педагог сам называет предмет и его свойство, дает потрогать каждому ребенку. «Смотри, это шишка. Она шершавая. Потрогай». Акцент на действии и простом описании.
*Для детей 2-3 лет:* Можно использовать вопросы. «Как ты думаешь, что это? Какой он? (твердый/мягкий, гладкий/колючий)». Можно предложить ребенку самому достать предмет из коробки.
Игра «Угадай на ощупь»: После того как все предметы рассмотрены, педагог предлагает детям угадать, что они сейчас потрогают. Он просит ребенка закрыть глаза (или просто опустить руку в сундучок, не подглядывая) и на ощупь определить, что он держит. Обязательно хвалит за любую попытку. «Молодец! Ты догадался! Это мячик!»
Сравнение: Можно попросить ребенка найти «такой же» предмет среди двух предложенных. «Дай мне, пожалуйста, еще один такой же мягкий помпон».
3. Динамическая пауза (2-3 минуты)
Педагог собирает все предметы обратно в сундучок.
Предлагает детям подвигаться под веселую музыку (например, «Танец маленьких утят»).
Можно повторить действия с предметами, но в движении: «Покажите, как мы катим гладкий мячик… А теперь постучим твердым камушком по полу… А теперь погладим мягкий мех по ручке».
4. Заключительная часть (2-3 минуты)
Дети снова садятся с педагогом в круг.
Педагог благодарит каждого ребенка за участие. «Спасибо, Маша, что ты была сегодня со мной. Мне было очень весело».
