НОД
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Плахтий Любовь Ивановна

Образовательная деятельность по сенсорному развитию для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Волшебный сундучок: знакомство с текстурами»

Возраст детей: 1-3 года (занятие легко адаптируется под возможности детей младше или старше в рамках возрастной группы)

Продолжительность: 10-15 минут. Важно помнить, что внимание детей в этом возрасте очень кратковременно, поэтому занятие динамичное и состоит из мини-блоков.

Цели и задачи

Цель: Развитие сенсорного восприятия (тактильных ощущений) и стимуляция когнитивных процессов через взаимодействие с различными материалами.

Задачи:

  • Образовательные:
  • Формировать умение узнавать и на элементарном уровне называть предметы по их сенсорным-признакам (гладкий, шершавый, мягкий, твердый, холодный).
  • Знакомить с понятиями «такой же», «разный».
  • Развивающие:
  • Развивать тактильное восприятие (ощущения от прикосновений), мелкую моторику рук.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать любознательность и познавательный интерес.
  • Воспитательные:
  • Воспитывать положительное отношение к совместной деятельности со взрослым.
  • Формировать навыки усидчивости и концентрации внимания в короткий промежуток времени.

Материалы и оборудование:

  1. «Волшебный сундучок» (может быть коробка, красивая сумка или мешок, желательно из ткани, чтобы можно было просунуть руку).
  2. Набор тактильных материалов/игрушек (все предметы должны быть безопасными, крупными, без острых углов):
  • Мягкий помпон из пряжи.
  • Шишка (крупная).
  • Гладкий камушек (можно морской, хорошо вымытый).
  • Резиновый мячик с пупырышками (или массажный мячик).
  • Жесткая щетка (новая, для одежды или волос).
  • Лоскутки разных тканей: шелк, бархат, вельвет.
  • Кусочек меха.
  • Губка для мытья посуды (новая).
  1. Сенсорные мешочки (опционально, для дополнительной активности): небольшие мешочки, наполненные попарно одинаковым содержимым (например, две с крупой фасолью, две с гречкой, две с рисом).
  2. Музыкальное сопровождение: спокойная фоновая музыка без слов (например, классическая: Вивальди «Времена года»).
  3. Ход занятия:

1. Организационный момент (2-3 минуты)

Цель: Настроить детей на занятие, создать положительный эмоциональный настрой.

  • Дети и педагог сидят на полу или за маленьким столиком.
  • Педагог здоровается с каждым ребенком, называя его по имени, может спеть песенку-приветствие (например, «Все мы здесь собрались, здравствуй, (имя ребенка), ты!»).
  • Педагог включает тихую, спокойную музыку.

2. Основная часть. Игра «Волшебный сундучок» (7-10 минут)

Цель: Активное исследование предметов через тактильные ощущения.

Педагог показывает детям красивый сундучок. «Ребята, посмотрите, какой к нам в гости пришел волшебный сундучок! Интересно, что же внутри?»                                                Педагог по одному достает предметы из сундучка.

*Для детей 1-2 лет:* Педагог сам называет предмет и его свойство, дает потрогать каждому ребенку. «Смотри, это шишка. Она шершавая. Потрогай». Акцент на действии и простом описании.

*Для детей 2-3 лет:* Можно использовать вопросы. «Как ты думаешь, что это? Какой он? (твердый/мягкий, гладкий/колючий)». Можно предложить ребенку самому достать предмет из коробки.

Игра «Угадай на ощупь»: После того как все предметы рассмотрены, педагог предлагает детям угадать, что они сейчас потрогают. Он просит ребенка закрыть глаза (или просто опустить руку в сундучок, не подглядывая) и на ощупь определить, что он держит. Обязательно хвалит за любую попытку. «Молодец! Ты догадался! Это мячик!»

Сравнение: Можно попросить ребенка найти «такой же» предмет среди двух предложенных. «Дай мне, пожалуйста, еще один такой же мягкий помпон».

3. Динамическая пауза (2-3 минуты)

Педагог собирает все предметы обратно в сундучок.

Предлагает детям подвигаться под веселую музыку (например, «Танец маленьких утят»).

Можно повторить действия с предметами, но в движении: «Покажите, как мы катим гладкий мячик… А теперь постучим твердым камушком по полу… А теперь погладим мягкий мех по ручке».

4. Заключительная часть (2-3 минуты)

Дети снова садятся с педагогом в круг.

Педагог благодарит каждого ребенка за участие. «Спасибо, Маша, что ты была сегодня со мной. Мне было очень весело».