Проект в подготовительной группе «Лаборатория чудес»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Горьковец Инна Александровна

 Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. 

 Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

 Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, я разработала проект «Лаборатория чудес».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_09.25.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Лаборатория чудес»

в подготовительной группе

Тип проекта: опытно – экспериментальный.

Длительность: долгосрочный (сентябрь - апрель).

Участники проекта: педагог, дети подготовительной группы, родители.

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира — открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира. Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

 Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.

 С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

 Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

 Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.      Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

       Проанализировав уровень исследовательской активности старших дошкольников, я разработала проект «Лаборатория чудес».

Цель проекта:

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

-Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей);

-Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

-Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Ожидаемые результаты:

- сформировалась у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;

- предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности;

   - обогатилась предметно – развивающая среда в группе;

   - пополнилась научно – методическая база ДОУ по данному направлению работы;

 - качественное и заинтересованное участие родителей в реализации проекта.

Формы реализации проекта:

- наблюдение;

- чтение художественной литературы;

- игра;

- опытная деятельность.

Этапы проекта:

I этап - подготовительный

- составление плана реализации проекта;

- изучение методической литературы;

- обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.

- составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.

- подбор оборудования для проведения опытов;

-организация предметно-развивающей среды;

-оформление картотеки опытов.

-диагностика

II этап - Основной этап:

Работа с детьми

-проведение опытов и экспериментов согласно перспективному плану.

-изготовление лэпбука для детей «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду».

-фронтальные занятия;

-КВН, развлечения;

-наблюдения в природе;

-рассматривание альбомов, познавательной литературы и

фотографий;

 -беседы по теме эксперимента;

 - целевая прогулка.

- рассматривание иллюстраций: «Времена года», «Озёра, реки и моря».

- отгадывание загадок о неживой природе.

- физкультминутки: «Снег», «Кораблик», «Погреем пальчики».

III этап проекта – заключительный.

-диагностика;

-отчёт по проекту.

Перспективный план работы

по проекту «Лаборатория чудес» в подготовительной группе

Месяц

Содержание работы

Литература, автор

Сентябрь

Диагностика

Октябрь

Воздух-невидимка

1.Тема: «Реактивный шарик

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

2.Тема: «Вертушка».

Цель: Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха.

 3.Тема: «Волшебный стакан»

Цель: обогатить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах

4.Тема: «Свечка в банке»

Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

Ноябрь

«Вода – волшебница»

1.Тема: «Изменение объёма жидкости».

Цель: Выявить изменение объёма жидкости при замерзании.

2.Тема: «Сухой из воды».

Цель: Продемонстрировать существование атмосферного давления, то, что воздух при остывании занимает меньший объём  (сжимается)

3.Тема: «Круговорот воды».

Цель: Познакомить детей с круговоротом воды в природе.

4.Тема: «Фильтрование воды».

Цель: Познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

Декабрь

«Снег – снежок»

1.Тема: «Свойства льда

Цель: Закрепить представления о свойствах льда;

2.Тема: «Замерзание жидкостей»».

Цель: Познакомиться с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

3.Тема: «Лёд легче воды».

Цель:

4.Тема: «Замёрзшая вода двигает камни»

Цель: Узнать, как замёрзшая вода двигает камни.

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

Январь

1.Тема : «Растущие малютки».

Цель: Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

2.Тема: «Заплесневелый хлеб»

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определённые условия.

3.Тема: «Большие - маленькие»

Цель: Выявить, что воздух при охлаждении сужается, а при нагревании расширяется.

4.Тема:»Живые комочки»

Цель: Определить, как преобразовались первые живые клетки.

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

Февраль

«В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова» 

1.Тема: «Притягивание предметов к магниту».

Цель: Формировать представления о свойствах магнита;

2.Тема: «Земля - магнит».

Цель: Выявить действия магнитных сил

3.Тема: «Притягивание к магниту через предметы»

4.Тема: «Полярное сияние»

Цель: Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

Март

1.Тема: «Растения «пьют» воду»

Цель: Дать детям представление о том, как вода попадает в растение и

передвигается по нему;

формировать  их знания о значении воды для всего живого на земле;

2.Тема: «Куда тянутся корни»

Цель: Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды.

3.Тема: «Много – мало».

Цель: Выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

4.Тема: «Запасливые стебли»»

Цель: Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

Апрель

«Земля – наш общий дом»

1.Тема: «Вращение Земли вокруг Солнца», Цель: Познакомить детей с планетой Земля и звездой Солнце.

2.Тема: «Строители почвы».

Цель: закрепить знания детей о почве методом опытно-экспериментальной деятельности.

3.Тема: «Сквозь песок и глину».

Цель: Выделить свойства песка и глины

4.Тема: «Ищем воздух в почве».

Цель: выяснить, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов.

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

Май

1.Тема: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»,

Цель: Дать детям представление о том, что солнце является источником света и тепла.

Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать;

Воспитывать бережное отношение к природе.

2.Тема: «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени»

Цель: Налить в два блюдца воду: одно блюдце ставим на Солнце, другое –в тень. Затем проверим в каком блюдце быстрее испарилась вода.

3.Тема: «Наблюдение за солнцем»

О.В. Дыбина

«Неизведанное рядом»

М.Г.Борисенко «Я познаю мир»

План работы с родителями

Месяц

Тема

Сентябрь

Привлечение родителей к подбору материала на тему «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности».

Октябрь

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Ноябрь

Родительское собрание: «Влияние экспериментальной деятельности на всестороннее развитие ребёнка – дошкольника»

Декабрь

Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Январь

Консультация: «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование».

Февраль

Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».

Создание фотоальбома: «Мы экспериментируем»

Март

Консультация: «Необходимые условия для развития экспериментальной деятельности старших дошкольников».

Создание папки –ширмы «Гуляем и наблюдаем»

Апрель

Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование».

Май

Презентация проекта: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».

Вывод:

Анализируя проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Данный проект предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение работать в коллективе. Поэтому, в дальнейшем планирую продолжать опытно-экспериментальную деятельность.

Литература:

1. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина, О. В. Мозайка- Синтез, 2015-72 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008. – 64 с

3.О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»

4.М.Г.Борисенко «Я познаю мир»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экспериментально - исследовательского занятия в подготовительной группе «Лаборатория чудес» по теме: «Удивительное молоко»

- расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона питания ребёнка.Развивающая:-развивать познавательный интерес у детей в про...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Лаборатория чудес"

кнспект занятия  по исследовательской деятельности  в подготовительной группе...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лаборатория чудес»

Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов...

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Лаборатория чудес"

Развитие познавательной активности детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....