Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лаборатория чудес»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Бабаева Наталья Александровна

Учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_opyty.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Лаборатория чудес»

Цель: создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.

Задачи:

Обучающие задачи:

- учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов;

- побуждать к познавательно-исследовательской деятельности, погружению в различные игровые ситуации;

- формировать умение сравнивать, логически мыслить, правильно формулировать выводы.

Развивающие задачи:

- развивать познавательно-исследовательский интерес, смекалку, умение

самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;

- развивать у детей умение ориентироваться на местности, определять направление маршрута.

Воспитательные задачи:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям встать в круг.

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте:

- Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

Дети: Вода.

- Ребята, вы, наверное, знаете, что вода – удивительная волшебница. Она может находиться в трех разных состояниях. Каких?

Дети: в жидком, твердом и газообразном состоянии.

- Что вы еще знаете о воде?

Дети: Вода прозрачная, у воды нет цвета, вкуса и запаха, вода жидкая, вода не имеет формы, в воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются, вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах, вода бывает тёплой, холодной и горячей, лёгкие предметы в воде не тонут, тяжёлые опускаются на дно, в солёной воде предметы не тонут.

- Ребята, как вы думаете, кому нужна вода? (ответы детей)

- Правильно, вода нужна и людям, и растениям, и животным, и птицам.

Ребята, я предлагаю вам сегодня стать волшебниками. Вы согласны?

Тогда отправимся в «Лаборатории чудес».

Лаборатория- это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

Надевайте фартуки, чтоб во время опытов не запачкать свою одежду.

Только для начала запомним правила безопасности:

Без разрешения запрещается:

  • вставать с места,
  • трогать оборудование, приборы и реагенты,
  • пробовать что-то на вкус
  • приступать к опыту только после его объяснения и моего разрешения
  • во время проведения наших «чудес» быть аккуратными, не отвлекаться, чтобы ничего не рассыпать и не пролить.

Итак, я приглашаю вас сесть за столы.

Воспитатель: Скажите, мне, пожалуйста, мои юные волшебники, а какие явления природы связаны с водой?

Дети: снег, град, дождь, роса, иней, лед, облака, туман, пар.

Воспитатель: Как вы думаете, можем ли мы увидеть природные явления в нашей группе, которые происходят благодаря воде? (предположения детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами находимся в волшебной лаборатории, где сможем, как настоящие волшебники создать несколько природных явления в одной комнате.

Опыт №1 «Дождик в стакане воды»

Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.

Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем он ближе.

Дети: Дождик и облако.

- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)

- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).

- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.

Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.
Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.

- Мы сейчас посмотрим, как это происходит.

Воспитатель с помощью пипетки капает подкрашенную воду на пену.(можно взять разные цвета)

- Что происходит? (ответы детей).

Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.

Воспитатель: Мои юные волшебники, давайте превратимся в капельки воды.

 Звучит музыка.

Дети надевают шапочки «капелек», а воспитатель надевает шапочку «тучки».

Воспитатель: Прилетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли, скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они и потекли маленькими весёлыми ручейками (капельки составляют ручейки). Встретились ручейки и стали одной рекой (дети соединились в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой-пребольшой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали в океане капельки, а потом вспомнили, что мама-тучка наказала домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевши дети поднимаются, затем вытягиваются вверх). Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме-тучке (дети подбегают к воспитателю). Снимают шапочки.
Садятся за столы.

Опыт №2 «Радуга в стакане воды»

Воспитатель: Готовы к следующему волшебству? Тогда слушайте загадку.

На минуту в землю врос
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. 

Дети: Радуга.

Воспитатель: Ребята, а где можно увидеть радугу?

Дети: На небе.

Воспитатель: Когда она появляется?

Дети: Радуга появляется после дождя, когда светит солнышко.

Воспитатель: Из скольких цветов состоит радуга? (ответы детей).

Воспитатель: Дождь у нас уже был, а теперь я предлагаю вам сделать собственную маленькую радугу. Для этого вам понадобиться салфетка и фломастеры. Нарисуйте посередине салфетки разноцветные квадратики. Затем опустите один край салфетки в стакан с водой. Посмотрите, что получилось.

А сейчас давайте сделаем зарядку для глаз. Нужно не поворачивая голову смотреть за движущимися предметами. (Интерактивная зарядка)

Опыт №3 «Водяной вулкан»

Воспитатель: А какой следующий волшебный фокус будет, вы догадаетесь после моей загадки.

Он огнем плюется, лавой.
Ох, опасный великан.
Пепел, дым пускает в небо.
Называется ******вулкан.
Воспитатель: Вулкан – это гора, через которую из недр Земли извергаются огонь, лава.

Нам понадобится:

  • Широкий поднос с бортиками.
  • Емкость с водой
  • Сода 4 чайные ложки.
  • Жидкость для посуды
  • краситель
  • Лимонная кислота 6 чайных ложек   разбавляется водой

воспитатель насыпает в кратер соду, капает жидкость для посуды, краситель, выливает в кратер воду с лимонной кислотой и вулкан извергает шипучий фонтан.

Что происходит? (ответы детей).

Воспитатель: При взаимодействии воды с кислотой и содой выделяется газ, который легче воды, он поднимает содержимое «вулкана» вверх.

- Ребята, нам пора возвращаться домой из волшебной страны, но я к вам обещаю, что мы побываем здесь еще в ни раз.

Итог мероприятия

Воспитатель: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня, что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Вода - источник жизни. Вода и ее превращения." Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы.

Эта презентация  знакомит только с частью нашей работы  с детьми по экологическому воспитанию  - знакомство детей со свойствами воды, круговоротом воды в природе ; дети узнают о значени...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Конспект экспериментально - исследовательского занятия в подготовительной группе «Лаборатория чудес» по теме: «Удивительное молоко»

- расширить представление детей о молоке и молочных продуктах как обязательном компоненте ежедневного рациона питания ребёнка.Развивающая:-развивать познавательный интерес у детей в про...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе "Лаборатория чудес"

кнспект занятия  по исследовательской деятельности  в подготовительной группе...

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"

Конспект открытого занятия по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Лаборатория чудес"

Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности....