Беседа "Откуда хлеб пришёл"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Беседа "Откуда хлеб пришел"
Цель: знакомство детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о процессе производства хлеба;
- Знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
Развивающие:
- Развивать разговорную речь с использованием пословиц, поговорок;
- Продолжать учить детей умению объяснять смысл пословиц, поговорок и стихотворений. Расширять активный словарь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к хлебу;
- Закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности.
Ход беседы:
«Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам – чем? (Хлебом).
Ребята! Хлеб - наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из вас любят кушать сушки, печенье, баранки, пироги.
А вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей). Правильно, из муки.
А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей).
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе?
Когда-то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян. Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки выпекал на огне хлеб.
Считалки о хлебе
Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе соль, хлеб, пшеница.
С кем ты хочешь поделиться?
Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.
В наше время на помощь земледельцам пришла техника.
назовите, какую сельскохозяйственную технику вы знаете? (Ответы детей).
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ребята, а вы любите играть? (Ответы детей).
Сейчас мы с вами поиграем в игру "Пахари и жнецы".
Играющие выстраиваются в две шеренги (друг против друга). Одни - "пахари", другие - "жнецы". Первыми начинают "пахари". Они идут шеренгой навстречу "жнецам" и говорят:
А мы пашенку пахали,
Глубоко борозды пахали.
Борозды глубокие,
Полосы широкие.
А вы, жнецы, худые,
У вас серпы тупые.
Им отвечают жнецы:
А у вас пахарь - Сысой,
У него плуг тупой.
Он пашню не пахал,
На меже пролежал
Да ворон считал.
По окончании этих слов один из пахарей выбирает себе пару. "Пахари" берутся за руки. "Жнецы" по очереди стараются их разъединить. Когда им это удается, игра повторяется, но начинают ее уже "жнецы".
Молодцы, ребята, хорошо поиграли. А теперь продолжим нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самыми питательными для человека являются рожь и пшеница.
Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Послушайте русские поговорки о хлебе.
Хлеб да еда - богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб -кушай, добрых людей слушай.
Худ обед, коли хлеба нет.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Пот на спине - так и хлеб на столе.
Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки. Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.
Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, чтобы каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб).
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно).
Мнут и катают,
В чечи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб).
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье ...
Ну и объедение! (Баранка или бублик).
Вот он - теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол -
Он пожаловал - пришел.
В нем -Здоровье, наша сила,
В нем- Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб).
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое, расшитое вручную хозяйками, полотенце, кладут хлебный каравай, в центре которого находится и солонка с солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских гостей. Гостей на Руси окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.
Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства "оберега" , то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя "хлебом -солью" означало признавать на нем божью милость, выразить свое уважение и пожелание добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.
Пословицы для игры с детьми по теме "Хлеб":
- Хлеб - всему голова! (Что значит "голова"? - главный. Почему хлеб всему главный?).
- Доплясались, что без хлеба остались. (детям сложно понять переносный смысл слова "доплясались", поэтому здесь лучше использовать прямой смысл - если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
- Хлеб - батюшка, вода - матушка.
- Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
- Хлеб да соль, и обед пошел.
- Будет - хлеб, будет и песня.
- Рожь поспела - берись за дело.
- Много снега - много хлеба.
Чистоговорки о хлебе:
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки
Чи-чи - чи - пекутся в печке калачи.
Ач-ач-ач - будет вкусный наш калач.
Ребята, сегодня мы с вами узнали, какой долгий путь проходит хлебное зернышко до того, как оказаться у нас на хлебном столе. Теперь я думаю, что каждый из вас будет бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.
Хлеб - главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное игровое занятие в подготовительной логопедической группе "Откуда хлеб пришёл?"
Итоговое занятие по теме "Хлеб". Содержит экспериментальную и трудовую деятельность....

Конспект занятия по познавательному развитию "Откуда хлеб пришёл"
В старшей группе 28.09.12. состоялась экскурсия в краеведческий музей. В музее проходил праздник "Каравай, каравай, лёгкий хлеб не выбирай". Дети старшей группы активно учавствовали в празднике: читал...
Занятие по развитию речи на тему: «Откуда хлеб пришёл?»
Занятие по развитию речи на тему:«Откуда хлеб пришёл?»...

«Откуда хлеб пришёл».
Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; донести до сознания детей, что хлеб-это итог большой работы многих людей; воспитывать бережное отношение к хлебу....
Образовательная область "Коммуникация" Общение "Откуда хлеб пришёл?"
Цель: В процессе коммуникативного общения сформировать представления дошкольников о том, кто сделал хлеб....

«Откуда хлеб пришёл?»
План – конспект непосредственной образовательной деятельности в области «Познание» с дошкольниками второй младшей группы...

