Конспект занятий по окружающему миру "Наступила осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ермолаева Галина Юрьевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Наступила осень»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об осени.

Задачи:

Познакомить детей с природными особенностями осенних месяцев; со свойством воды при низкой температуре; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

Уточнить признаки осени; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природыформировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Отгадывание загадки.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»? (осень)

Беседа об осени.

Осень – это самое золотое время года. Листья на деревьях желтеют, поражаешься разнообразию красок. Приходят дожди, ощущается лёгкая прохлада и ветреность. Дни сокращаются, ночи – продлеваются. Птицы улетают в более тёплые страны. Наступает пора собирать урожай и готовиться к зиме. В народе ходят слухи, что «Весна красна цветами, а осень снопами».

Какими еще словами можно сказать об осени? (разноцветная, дождливая, красочная, золотая, богатая)

Отгадайте загадки:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я —…. (Осень).

Листья в воздухе кружатся, Стало хмуро за окном

Тихо на траву ложатся. Дождик просится к нам в дом

Сбрасывает листья сад — В доме сухо, а снаружи

Это просто… (листопад) появились всюду (лужи)

Опустели наши грядки. Кто всю ночь, по крыше бьет

Огород и сад в порядке. Да постукивает,

Ты, земля, еще рожай. И бормочет, и поет, убаюкивает

Мы собрали… (Урожай) (Дождь)

- Назовите, пожалуйста, осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Сентябрь-первый осенний месяц. Самый богатый месяц плодами, но солнце уже светит меньше и с каждым днем становится прохладней. В народе есть поговорки: «холоден сентябрь, да сыт», «в сентябре днем погоже, а по утрам негоже», поэтому и называют сентябрь в народе «хмурень», «ревун» – дуют холодные ветры (считалось, что «ревут» не только ветра, но и звери в лесу).

Октябрь-второй месяц осени. Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем. Октябрь, щедрых плодов не дарит и становится еще прохладней, дует ветер и опадает листва с деревьев и кустарников, поэтому месяц называют листопадником. Из-за частых дождей и отсутствия тепла, становится грязно, еще одно название месяца грязень. Октябрь середина осени.

Ноябрь -последний месяц зимы. Ноябрь в народе называют полузимник, потому что становится холодно, часто выпадает снег. Дни становятся короткими, солнце светит мало, все перелетные птицы улетели, звери спрятались по норкам, медведь залег в берлогу в спячку. Так же ноябрь называют грудень из-за груд замершей земли и опавших листьев, перемешанных со снегом. В ноябре ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу и открывается санный путь, уже выпадает не дождь, а только снег. Ноябрь - последний месяц осени или предзимье.

Сейчас мы превратимся с вами в ветер.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

Беседа о возникновении снега.

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака влага превращается в твердые кристаллы льда.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, как появляется лед на лужах? (Ответы детей).

Тогда я предлагаю вам поставить эксперимент.

Эксперимент «Появление льда?»

Воспитатель: возьмем формочку, нальем воду, поместим ее в холодное пространство/ холодильную камеру. Оставим на некоторое время.

Результат. (демонстрация подготовленных кубиков льда) Вода превратилась в лед.

Вывод: Лед – это замершая вода.

Сейчас время поиграть в игры с листочком (передаем лист)

«Какая погода может быть осенью

Предлагаю вариант (если дети затрудняются) : Если на улице идёт дождь, то погода…

дождь – (дождливая); пасмурно – (пасмурная); ветер – (ветреная); ненастье – (ненастная); холод – (холодная, грязь – (грязная, золото – (золотая).

«Назови ласково»

1. дождь – (дождик, лист – (листочек, лужа – (лужица, ветер – (ветерок, зонт – (зонтик, туча – (тучка, дерево – (деревце)

Теперь, ребята, давайте назовем осенние явления.

«Назови действие»

• Осенью дождь (льет, моросит)

• Цветы (увядают, засыхают)

• Листья на деревьях (желтеют)

• Солнце светит, но (не греет)

• Люди урожай (собирают)

• Листочки с деревьев (опадают, облетают)

• Перелетные птицы (улетают)

• Зайчик серую шубку, на белую (меняет)

• Все звери к зиме (готовятся)

• Осенью насекомые (прячутся, исчезают)

- Молодцы! Хорошо знаете осенние явления.

Основные изменения осенью – это смена жарких дней на прохладные, длинных световых на короткие, ясных солнечных на пасмурные. Осенью — это постепенное наступление холодов и подготовка к зиме. Прохладная и дождливая погода заставила людей надеть тёплые куртки, ветровки, шапки, сапоги, перчатки.

- Зачем человек осенью надевает резиновые сапоги? Берет с собой зонт?

Мы говорим: «не промочи ноги, не промокни» просто из-за сырой погоды, нужно надевать непромокаемую одежду и защищать себя от дождя, чтоб не переохладиться и не заболеть.

Ребята, какие вы молодцы! Знаете все ответы на вопросы.

Рассматриваем листочки. Наблюдаем за результатом эксперимента. Подводим итог занятия.

- Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу листочек).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osen.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

«Наступила осень»

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей об осени.

Задачи:

Познакомить детей с природными особенностями осенних месяцев; со свойством воды при низкой температуре; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;

Уточнить признаки осени; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;

Активизировать словарь по данной теме;

Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Отгадывание загадки.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»? (осень)

Беседа об осени.

Осень – это самое золотое время года. Листья на деревьях желтеют, поражаешься разнообразию красок. Приходят дожди, ощущается лёгкая прохлада и ветреность. Дни сокращаются, ночи – продлеваются. Птицы улетают в более тёплые страны. Наступает пора собирать урожай и готовиться к зиме. В народе ходят слухи, что «Весна красна цветами, а осень снопами».

Какими еще словами можно сказать об осени? (разноцветная, дождливая, красочная, золотая, богатая)

Отгадайте загадки:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я —…. (Осень).

Листья в воздухе кружатся, Стало хмуро за окном

Тихо на траву ложатся. Дождик просится к нам в дом

Сбрасывает листья сад — В доме сухо, а снаружи

Это просто… (листопад) появились всюду (лужи)

Опустели наши грядки. Кто всю ночь, по крыше бьет

Огород и сад в порядке. Да постукивает,

Ты, земля, еще рожай. И бормочет, и поет, убаюкивает

Мы собрали… (Урожай) (Дождь)

- Назовите, пожалуйста, осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Сентябрь-первый осенний месяц. Самый богатый месяц плодами, но солнце уже светит меньше и с каждым днем становится прохладней. В народе есть поговорки: «холоден сентябрь, да сыт», «в сентябре днем погоже, а по утрам негоже», поэтому и называют сентябрь в народе «хмурень», «ревун» – дуют холодные ветры (считалось, что «ревут» не только ветра, но и звери в лесу).

Октябрь-второй месяц осени. Сменится щедрый сентябрь октябрем, месяцем. Октябрь, щедрых плодов не дарит и становится еще прохладней, дует ветер и опадает листва с деревьев и кустарников, поэтому месяц называют листопадником. Из-за частых дождей и отсутствия тепла, становится грязно, еще одно название месяца грязень. Октябрь середина осени.

Ноябрь -последний месяц зимы. Ноябрь в народе называют полузимник, потому что становится холодно, часто выпадает снег. Дни становятся короткими, солнце светит мало, все перелетные птицы улетели, звери спрятались по норкам, медведь залег в берлогу в спячку. Так же ноябрь называют грудень из-за груд замершей земли и опавших листьев, перемешанных со снегом. В ноябре ночь зиму ставит, приносит первую зимнюю, «грудную» дорогу и открывается санный путь, уже выпадает не дождь, а только снег. Ноябрь - последний месяц осени или предзимье.

Сейчас мы превратимся с вами в ветер.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя)

Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны)

Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают)

Деревцо все выше, выше. (Дети встают на носочки, тянутся вверх)

Беседа о возникновении снега.

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака влага превращается в твердые кристаллы льда.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, как появляется лед на лужах? (Ответы детей).

Тогда я предлагаю вам поставить эксперимент.

Эксперимент «Появление льда?»

Воспитатель: возьмем формочку, нальем воду, поместим ее в холодное пространство/ холодильную камеру. Оставим на некоторое время.

Результат. (демонстрация подготовленных кубиков льда) Вода превратилась в лед.

Вывод: Лед – это замершая вода.

Сейчас время поиграть в игры с листочком (передаем лист)

«Какая погода может быть осенью?»

Предлагаю вариант (если дети затрудняются) : Если на улице идёт дождь, то погода…

дождь – (дождливая); пасмурно – (пасмурная); ветер – (ветреная); ненастье – (ненастная); холод – (холодная, грязь – (грязная, золото – (золотая).

«Назови ласково»

1. дождь – (дождик, лист – (листочек, лужа – (лужица, ветер – (ветерок, зонт – (зонтик, туча – (тучка, дерево – (деревце)

Теперь, ребята, давайте назовем осенние явления.

«Назови действие»

• Осенью дождь (льет, моросит)

• Цветы (увядают, засыхают)

• Листья на деревьях (желтеют)

• Солнце светит, но (не греет)

• Люди урожай (собирают)

• Листочки с деревьев (опадают, облетают)

• Перелетные птицы (улетают)

• Зайчик серую шубку, на белую (меняет)

• Все звери к зиме (готовятся)

• Осенью насекомые (прячутся, исчезают)

- Молодцы! Хорошо знаете осенние явления.

Основные изменения осенью – это смена жарких дней на прохладные, длинных световых на короткие, ясных солнечных на пасмурные. Осенью — это постепенное наступление холодов и подготовка к зиме. Прохладная и дождливая погода заставила людей надеть тёплые куртки, ветровки, шапки, сапоги, перчатки.

- Зачем человек осенью надевает резиновые сапоги? Берет с собой зонт?

Мы говорим: «не промочи ноги, не промокни» просто из-за сырой погоды, нужно надевать непромокаемую одежду и защищать себя от дождя, чтоб не переохладиться и не заболеть.

Ребята, какие вы молодцы! Знаете все ответы на вопросы.

Рассматриваем листочки. Наблюдаем за результатом эксперимента. Подводим итог занятия.

- Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу листочек).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру "Осень" с детьми младшей группы

Конспект занятия с детьми младшей группы на тему "Осень"...

Конспект занятия по окружающему миру " Осенние хлопоты"

Конспект занятия по окружающему миру старшая группа тема: « Осенние хлопоты».Подготовила воспитатель Кузнецова О.А. МАДОУ № 250 г. Челябинска Тема: «Осенние хлопо...

Конспект занятия по окружающему миру Осень пришла

Занятие "Осень пришла" во 2 младшей группе...

Конспект занятия по окружающему миру "Осень,осень золотая"

Закрепить знания детей о временах года:характерных признаках осени,сезонных изменениях в природе.Развивать логическое мышление,память,воображение.Воспитывать бережное отношение к природе....

конспект занятия по окружающему миру "Осень. Изменения в жизни растений"

конспект занятия по окружающему миру "Осень. Изменения в жизни растений" средняя группа...