Познаём окружающий мир с интересом.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Дети, надо беречь природу, обращаемся мы к детям и нас услышат трое из двадцати пяти присутствующих. А если мы спросим, почему изчез саблезубый тигр, то уже нас вопрос услышат больше пяти человек.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность как, возможность у ребёнка практически применить знания и умения.
Дети, надо беречь природу, скажем мы и, наверняка, наш рассказ о бережном отношении ко всему живому будут слушать только стены или трое детей из всех присутствующих двадцати пяти.
А если мы спросим, почему исчез саблезубый тигр? То к вопросу прислушаются уже больше пяти человек, а это создаст уже обстановку живого общения и коллективного мышления и тем самым присоединятся ещё несколько.
Самый эффективный способ ускорить развитие ребёнка - это поддержать искренний интерес к миру, который его окружает, желание с удовольствием чему то учиться. Но дошкольники не могут познавать или придумывать по требованию, они запомнят, поймут, усвоят только то, в чем испытывают практическую необходимость на данный момент. Л.С Выготский писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни». И моя задача номер один - наполнить опыт ребёнка более яркими впечатлениями и представлениями.
Предметом исследования может быть всё что угодно: от простых предметов окружения до глобальных проблем человечества. Важно, как преподнести.
Например, «Кто придумал пуговицы?», «Секреты Витамишкина» о полезных продуктах или как заботится о своём здоровье.
Утверждение Н.Виноградовой, что «дети отличаются друг от друга не уровнем интеллекта, а временем, которое им требуется для выполнения задания» привело меня к организации более длительных проектов. Проект «Защитим животных от исчезновения» был рассчитан на 2 месяца.
Цель: Создание условий для развития поисковой деятельности, познавательных и творческих способностей детей, воспитание нравственных чувств и благожелательного отношения к окружающему.
Задачи: - Сформировать у детей элементарные знания об охране и защите природы и причинах исчезновения животных.
- Учить устанавливать элементарные зависимости внешнего вида животного от факторов среды обитания и состоянием природы в которой он находится.
- Владеть обобщающими понятиями: исчезающий, редкий вид.
-Формировать навыки исследовательской деятельности. - Учить представлять результаты своей работы.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию.
-Способствовать развитию творческого воображения и фантазии.
-Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.
На Первом этапе поставлен основополагающий вопрос: Почему диких животных на земном шаре становится всё меньше и меньше? Проблемные вопросы: Как жизнь дикого животного зависит от состояния природы? Кого относят к редким и исчезающим животным? Почему врагом самых отважных, сильных хищников является человек? Как можно сохранить животный мир?
-Второй этап разработка план мероприятий
-Третий этап - реализация проекта (2-5 недели)
-Четвёртый этап - рефлексия (7-8 недели)
Организовали творческие группы, в состав которых вошли дети, родители, педагоги:
по подготовке презентаций о среде обитания и защите животных
по оформлению фото материалов «Семейство кошачьих» и «Семейство медвежьих»
по сбору экспонатов для мини-музея «У весёлой доброй Панды»
по сбору художественной литературы и материала для постановки спектаклей
План проекта:
-Моделирование «Дома природы»
-Собираем библиотеку о животных.
-Готовим телепередачи: «Знаете ли вы, что семейство кошачьих расселено по всей планете. У медведей есть соседи».
-Короткие новости: «Сегодня мы узнаем: Почему медведь сосёт лапу? Зачем нужны полоски тигру? Почему исчез саблезубый тигр?»
-Литературные гостинные.
-Создание мини музея «У весёлой доброй панды».
-Творческие мастерские: «Эти забавные животные».
-Квест игры: «По следам четвероногих», «Запутанные истории».
-«Клуб защитников животных».
-«Пластилиновые спектакли» -театральные представления.
Понимание того, что наше благополучие и здоровье зависят от состояния окружающей среды донести до дошкольников сложно, поэтому возникла идея «опредметить», создать зрительный образ некоторых простейших понятий, как: «природа это наш дом», связать исчезновение животных с опасностью загрязнения воздуха, почвы и воды на примере семейств кошачьих и медвежьих.
Приём оживления игрушек, поисковая форма игр способствовало развитию чувственного восприятия у детей. С Привлечением родителей появился разнообразный дидактический материал, игровые макеты для изучения и обыгрывания.
Сложно было с детьми вести заседание клуба, детская инициатива, желание рассуждать, доказывать быстро гасла. На помощь пришёл метод Оскара Бренифье - принципы хорошего вопроса. Первый – простота вопроса, второй принцип – вы должны быть заинтересованы в том, что думает и что говорит собеседник. Поддержать беседу, когда одни дети объясняют другим, было не просто.
Дети заметно активизировались, когда им было дано право выбора в ответах, в рассуждениях, в продуктивной деятельности. Там, где есть чёткая инструкция, там гаснет творчество.
Символом проекта стала весёлая добрая Панда. Дети узнали о том, “Панда WWF”, принадлежит Всемирному фонду охраны природы и возглавляет десятку лидеров среди “символов тысячелетия”. Симпатичный медвежонок является символом дружелюбия, неагрессивности известен в более чем в 100 странах мира. Игрушка Панда «присутствовала» на заседании клуба, с ней можно было поиграть в подвижные игры. С помощью родителей в группе был создан мини музей «У весёлой панды», в котором были собраны разные игрушки и предметы с изображением животного.
В этом учебном году я чаще использую приём коллективного прослушивания и рассуждения. Дети не выражают свою точку зрения, либо, боятся ошибиться, либо у них не хватает словарного запаса. Убеждена, в том, что надо давать право на ошибку, так же как право на успех.
Мы хотим вырастить мыслителя, но, не задумываясь, часто требуем полного ответа от ребёнка, ответа по образцу. Затрудняющимся детям даём инструкцию в конструировании, лепке. По мнению Н.Виноградовой: «Тем самым получаем не мыслителя, а исполнителя». Метод проектов в педагогике решает практически весь комплекс задач. По сути это мостик, связывающий, метод обучения, развития и творчества, с другой – возможность практического применения усвоенных знаний и умений.
Разные виды деятельности, подвижная игра, объединённые в один проект, обязательно пробудят эмоциональный интерес и эффективно сработают и на почемучек, и на непосед, и на самых застенчивых, «закрытых» детей.
Во первых: родители, являясь активными участниками образовательного процесса, так же готовят и придумывают способ изложения информации вместе с детьми. Во вторых: исследовательская, продуктивная деятельности, составляющие большую часть проектной деятельности, социоигровая технология, развивают, как когнитивные функции, так и личностные качества ребёнка. В третьих: организации различных по длительности совместных проектов (от 2-х недель до 3-х месяцев), позволяет изучать
Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой
и можно ли обойтись без них»? Решали дети сообща со взрослыми. Проект «Жили были крышки» вызвал большой резонанс, разнообразие, их назначение, материал, формы вдохновили детей и родителей на изготовление поделок, сказочных героев, придумывание спектаклей.
Принцип абсолютного добровольного участия со стороны ребёнка, его желание познавать, экспериментировать, играть – для меня основа в любой деятельности с детьми. Поиск идёт непрерывно, как заинтересовать, предложить, чтобы этот принцип сработал. «Приходит на помощь социоигровая технология, когда создаётся проблемная ситуация, вопрос, при которой ребёнок будет испытывать практическую значимость в знаниях на данный момент: правильно выбрать направление, чтобы «найти клад», нарисовать ельник, в котором заяц легко спрячется от лисы.
В зависимости от темы проекта задачи варьируются, но среди них можно выделить основные:
-Расширять и формировать представления.
-Способствовать развитию умений классифицировать, обобщать,
-Учить добывать знания из разных областей для поставленной цели и применять их в жизненных ситуациях.
Развивать умения выражать в речи собственный взгляд, общаться со сверстниками и взрослыми в рамках делового сотрудничества.
- Воспитывать умение работать в коллективе, проявлять взаимовыручку и сотрудничество в достижении общей цели.
к умению дошкольников прогнозировать результаты и важные последствия.
Предполагаемый результат
У детей:
- Развить способности самостоятельно решать интеллектуальные личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту. Ввести в рацион питания каши и больше овощей.
- Способствовать овладение детьми первичными представлениями о содержании и пользе витаминов для здоровья человека.
- Вызвать эмоциональную отзывчивость, желание заботится о своём здоровье.
ЗадНе обижайте детей готовыми формулами, формулы - пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное - воспитание в человеке человеческого.
Антуан де Сент-Экзюпери
ачами педагога при работе над развитием у детей познавательной активности являются:
- обеспечить активное интеллектуально-познавательное развитие детей;
- развивать психические процессы как основу учебно-познавательной деятельности (восприятие, воображение, память, мышление);
- активизировать познавательные интересы;
- дать знания об окружающем мире;
- формировать знания, умения и навыки в процессе разных видов деятельности;
- развивать речь;
- формировать математическое и конструктивное мышление;
- развивать творческие способности в мыслительной и практической деятельности.
В основу системы развития интеллектуально – познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста положены следующие принципы:
- ориентация на основные возрастные новообразования в познавательной сфере детей дошкольного возраста;
- учет основных линий развития интеллектуально – познавательной сферы дошкольников;
- опора на « зону ближайшего развития» и ведущий вид деятельности;
- постепенное усложнение обучающих задач;
Задачи проекта:
- Сформировать у детей элементарные представления о животных, их особенностях, зависимости внешнего вида от факторов среды обитания.
- Владеть обобщающими понятиями класс, отряд, семейство, род. - Формировать навыки исследовательской деятельности. - Учить представлять результаты своей работы
- Развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатию, формировать навыки рефлексии своего эмоционального состояния.
- Воспитывать бережное отношение к живому; - Способствовать развитию творческого воображения и фантазии. - Воспитывать умение работать в коллективе, проявлять взаимовыручку и сотрудничество в достижении общей цели. - Воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта дети проявят интерес к миру животных, их особенностям, среде обитания.
Научатся устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природных сообществах, придут к пониманию того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно.
Проявят способности в умении оперировать знаниями в свободном общении, применять их в игре, в продуктивной художественной деятельности.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания об основных эмоциях, выражать их средствами мимики и пантомимики
Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Участие детей в позволяет приблизить обучение к жизни, повысит активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Утверждение Н. Виноградовой о том, что «дети отличаются друг от друга не уровнем интеллекта, а временем, которое им требуется для усвоения знаний». привело меня к организации длительных по времени совместных образовательных проектов (от 1 до 3 месяцев), позволяющих изучать объект или явление постепенно, с разных сторон и вовлекать многих детей и родителей.
Мысль Тома Харриса: «Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям», очередной раз убедила меня в необходимости привлекать родителей к
Высказывание Плохой учитель произносит истину, хороший учитель учит её находить. Адолф Дистерверг
Н
заключается в том, что второй этап способствует разностороннему
Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет
проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые
проблемы,
использования операций сравнения и сопоставления,
проблемного изложения информации педагогом,
организации опытов и экспериментов.
Последовательность работы педагога на данном этапе:
проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части
проекта),
даёт домашние задания родителям и детям;
поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск
материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
Слайд 2. ФГОС Задачи познавательного развития
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа.
Текст к слайду:
К 5-6 годам дошкольного возраста действия восприятия становятся достаточно организованными и эффективными, чтобы дать сравнительно полное представление о предмете. Образ предмета все более дифференцируется, приближается к реальному предмету, обогащается названием его свойств и качеств, информацией о возможных разновидностях предмета. Ребенок начинает быстро узнавать знакомые предметы, замечает их различия и сходство, выполняя при этом основные действия в уме. Действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления.
Пример:
Формировать представления о: – геометрических формах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник) и телах (шар, конус, куб, цилиндр, ромб, кирпич, брусок, пластина, призма); – плоскостных и объемных фигурах.
- Развивать интерес к созерцанию предмета, делая его объектом специального рассмотрения, к восприятию целостного облика предмета, учить выделять в нем форму. ---Формировать умения: – преобразовывать плоскостной материал из одной формы в другие (лист бумаги прямоугольной формы в квадрат и треугольник) – изменять конструкции из плоскостного материала в объемные формы (квадрат и прямоугольник — в цилиндр, круг — в конус, квадрат — в куб);
– объединять различные геометрические фигуры в одну (квадрат, прямоугольник, многоугольник);
Пример:
Формировать представления о: – цветах спектра (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, сиреневый); – хроматических и ахроматических цветах; – особенностях расположения цветовых тонов в спектре; – светлости цвета (степень близости данного цвета к белому) и его насыщенности (степень чистоты); – понятии «сочетание цветов».
- Развивать интерес к созерцанию предмета, делая его объектом специального рассмотрения, к восприятию целостного облика пред мета, учить выделять в нем цвет.
- Формировать умения: – создавать новые оттенки цвета, получать новый цвет; – подбирать соответствующий цвет к предмету; – сочетать цвета в окружающей жизни: сочетание цвета штор и стен, выбор вазы определенного цвета для цветов.
Слайд 3. Основные этапы развития познавательных способностей
-любопытство;
-восприятие окружающего мира;
-развитие наглядно-образного мышления;
-использование приобретённых навыков
Текст к слайду:
1. Любопытство.
Любопытством наделен любой ребёнок от природы. Задача родителей дошкольника не ограничивать ребёнка в стремлении к познанию окружающего мира.
Подбирая игры и упражнения для развития познавательных способностей, важно помнить, что ребенка следует заинтересовать.
Для этой цели, хорошо подойдут сюрпризные моменты (черный ящик с предметом для исследования внутри, который нужно отгадать; схема комнаты, где спрятаны сокровища пиратов и их нужно оттыскать; необычная вещь, которой нужно найти применение; присланное письмо с просьбой помочь сказочному герою).
2. Восприятие окружающего мира
Дошкольник начинает осмысленно изучать различные процессы, происходящие вокруг него. Он учится анализировать и сопоставлять факты, делает выводы. Он замечает необычные для него объекты и находит новое для себя. Все это способствует развитию исследовательской деятельности ребёнка.
3. Развитие наглядно-образного мышления
У ребёнка начинает развиваться воображение, он много фантазирует и придумывает. Он сочиняет истории и одушевляет свои любимые игрушки. У них появляются имена, ребёнок придумываем за них «игрушечную» жизнь.
4. Использование полученных навыков
Когда ребёнок усвоил новую информацию или научился что-то делать, у него возникает огромное желание поделиться этим со всем миром. На этом этапе задача родителей показать ребёнку, где проходит грань между интересным и познавательным общением и хвастовством.
Слайд 4. В чём заключается развитие познавательной деятельности дошкольников?
В развитии следующих особенности личности ребёнка:
внимания;
памяти;
восприятия;
воображения;
мышления;
усидчивости.
Текст к слайду:
#1058;ренируем внимание и память
Родители должны подбирать для игры с ребёнком такие игры, которые могут быть элементарными, на первый взгляд, и, не требующими никаких дополнительных предметов. Например, на развитие внимания существуют короткие загадки: «В семье 4 сына, у каждого мальчика по одной сестре. Вопрос: сколько всего детей живёт в этой семье?» Такие элементарные вопросы могут заставить задуматься не только ребёнка, но и не самых внимательных взрослых. Самый очевидный, на первый взгляд, ответ не всегда оказывается верным.
2. Стимулируем желание изучать мир, развиваем восприятие
Как правило, дети не страдают от недостатка желания узнать, как что-то устроено. Но когда он изучил все, до чего смог дотянуться, настало время родителей показать ребёнку что-то новое. Одинаково новым для ребёнка будет и устройство вселенной, и принцип работы холодильника. Может показаться, что это слишком сложные темы для дошкольника, но ребёнок заранее не ограничивает себя предубеждениями, что это непонятно или невозможно. Для него это бесконечно интересно, он не пугается от обилия новой информации. (пример с подготовкой билетов в институт)
Дети открыты всему новому, они с удовольствием выслушают все, что им расскажут взрослые.
Не забывайте о том, что дети прекрасно слышат то, во что им не стоит вслушиваться и о чём говорят взрослые между собой. У них есть удивительная способность выдавать подслушанную информацию в самые неподходящие моменты.
3. Воображение и мышление развиваем вместе
У дошкольников мыслительные процессы взаимосвязаны с развитием воображения. Логические задачи и игры помогут малышу научиться мыслить структурировано и развить логику.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане:
«Что произойдёт, если оживут все предметы?»,
«Что могла сказать машина , если бы ожила?»
«Может ли трамвай плыть по воде?»
Предложите подумать,
«Как изменились бы жизнь людей, если бы пропали машины или пропало электричество?»
Подумайте с ребенком, как можно использовать испорченный предмет. Например, чайник с отломанным носиком можно использовать как вазу для цветов или для хранения клубков.
#1056;азвиваем усидчивость
Самое большое препятствие в развитии познавательных способностей у дошкольников – это детская неусидчивость. Ребёнку сложно сосредоточить все своё внимание на чем-то одном, его то и дело что-то отвлекает. Он только что сел рисовать, но вот на кухне упала на пол вилка. Звук упавшей вилки заинтересовал ребёнка, и он быстро отвлёкся от рисования.
Чтобы ребёнок был более усидчивым, нужно постараться оградить его от внешних отвлекающих моментов и по возможности не давать ему отвлекаться на что-то новое, пока он не закончит делать что-то одно.
Слайд 5. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника.
А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Текст к слайду:
Активизировать познавательную деятельность помогут нестандартные задания. Они вызывают у детей желание включиться в активный поиск решения проблемы. Например, назвать как можно больше различных способов использования хорошо известного детям предмета (книги, свечи).
Используйте вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия:
«Что общего у всех предметов?»
«А как вы думаете, чем они отличаются?» ,
«Что можно сделать из бумаги (железа)».
Слайд 6. Игры на развитие памяти, внимания, мышления:
-«Какого предмета не хватает?»
- «Внимание»
-«Угадай, какой предмет загадан»
-«Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?»
«Кому что нужно для работы»
-«Назови пару»
-«Найди пару»
Текст к слайду:
-«Какого предмета не хватает» ( Поставить перед ребенком на 1 минуту 5-6 предметов, затем попросить ребенка отвернуться и убрать один предмет. Вопрос к ребенку: «Какого предмета не хватает?»
- «Внимание» (В этой игре на несколько секунд покажите какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак, а потом спрячьте. Ребенок должен нарисовать его).
-«Угадай, какой предмет загадан» (Ребенок должен описать предмет и его характерные особенности, не называя его).
-«Знаешь ли ты, для чего нужен предмет?», «Кому что нужно для работы» (кастрюля, мясорубка, шумовка – повару; сумка, газеты, письма – почтальону)
-«Назови пару» (ребенок должен назвать предмет прародитель современного представителя. Например, пылесос- веник, электрочайник- самовар и тд).
-«Найди пару» (найди предмет с тем же способом действия или с тем же назначением:счеты- калькулятор)
Лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками - направленные на формирование умения планировать последовательность действий, будут интересны вам и ребенку.
Слайд 7. Родители для ребенка - главные в познании окружающего мира.
Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того:
О чем говорят родители с детьми;
Как родители организуют режим детей;
Как и за что поощряют, наказывают;
Как с ними гуляют, какие книжки читают, какие передачи с ними смотрят.
Текст к слайду:
Для детей дошкольного возраста основным процессом усвоения новых знаний, навыков или умений является игра. Задача взрослого поощрять стремление ребёнка к развитию, не забывая при этом контролировать каждое его действие, чтобы дошкольник не причинил себе или окружающим вреда.
Дошкольники изучают мир исходя из своих ощущений, поступков и эмоций. Чем больше он видит, слышит или чувствует, тем больше он запоминает и анализирует. При этом его творческая деятельность будет значительно продуктивнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Играем и познаём окружающий мир.
Игра — одно из самых важных занятий ребенка. Его обучение — прямое продолжение игры. Родители или другие взрослые выполняют очень важную роль в приобщении ребенка к играм. Лишь в процессе игры ребенок...

"Мы познаём окружающий мир" (фото)
Дидактические игры на формирование представлений детей о народных игрушках (фото)....

"Рисуем и познаём окружающий мир"
Методическая разработка проекта. Занятия с детьми направлены: на создание предпосылок к развитию изобразительной деятельности, воспитание интереса к графическому изображению, к себе и окружающему миру...
Познаём окружающий мир, формируем бытовые навыки
Эти игры и упражнения помогут ребёнку закрепить знания о предметах и явлениях, которые окружают нас в повседневной жизни, поскорее научиться необходимым бытовым навыкам...

Долгосрочный проект "Мы познаём окружающий мир"
Долгосрочный проект для детей 3 - 4 лет "Мы познаём окружающий мир"...

Консультация для педагогов на тему: "Познаём окружающий мир через игру и эксперименты"
Познаём окружающий мир через игру и эксперименты....

Тема «Птицы смотрят из ларца - чудо - роспись Городца!» Цель: Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, воспитывать интерес к х
Тема «Птицы смотрят из ларца - чудо - роспись Городца!»Цель: Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям ...
