Консультация для педагогов на тему: "Познаём окружающий мир через игру и эксперименты"
статья

Большакова Оксана Николаевна

Познаём окружающий мир через игру и эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_peagogov_na_temu.docx13.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для пеагогов на тему:

«Познаём  окружающий мир через игру и эксперименты»

      Сегодня одной из актуальных задач дошкольного детства является стремление ребенка реализовать себя как субъекта в разнообразных сферах жизнедеятельности, самостоятельно найти и применить необходимые знания и умения продемонстрировать свою активность, инициативность, направленность на результат и положительное подкрепление взрослого, начиная с раннего возраста. Учитывая эти особенности современных детей, процесс воспитания дошкольников как субъектов здоровье сберегающей деятельности и, поведения закономерно ищет те игровые формы организации воспитательной работы, которые привлекали бы детей и были бы эффективны в достижении поставленной цели.

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровье сберегающей деятельности и поведения становятся игры-экспериментирования.

Игры-эксперименты, а также игры-путешествия представляют собой один из видов дидактической игры.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом. Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

Игры-путешествия заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия.

Подобные игры разрабатываются или отбираются воспитателем на основе следующих принципов:

• возраста и опыта детей, ведущего вида деятельности;

• доступности содержания игр;

• сочетания наглядного материала и действий, словесного комментария воспитателя и действий детей;

• ориентации на обеспечение «культурной практики» детей в игре;

• сохранения положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности;

• адекватного соблюдения темпа и времени проведения игр в педагогическом процессе;

• постепенного усложнения игр;

• цикличной организации игр.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира.

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Исследовать, открыть, изучить - значить сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности – это игра. Необходимо так смоделировать групповое пространство, накопить необходимое количество разнообразных дидактических игр, чтоб дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Предложенный дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

Помимо игровой деятельности очень важно вовлекать ребят в исследовательскую работу - проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Необходимо, чтобы каждый из детей имел все необходимое для проведения самостоятельных исследований. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Считается важным при обучении задействовать все органы чувств ребенка. Огромную радость доставляет дошкольникам угадывание предметов в «Чудесном мешочке» или «Ящике ощущений», в восторге от игр «Угадай на вкус»«Узнай по запаху», и т. д.

Для побуждения детей к исследовательской деятельности огромное значение имеет хорошо оборудованная предметно-пространственная среда в группе. Она стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода самореализации.

В группе можно создать «уголок экспериментирования»в котором находится разнообразное оборудование:

• емкости различных форм и размеров, шприцы, пипетки, трубочки, увеличительные стекла, лупы, измерительные приборы, губки, пенопласт, вата, поролон и т. д.

• объекты неживой и живой природы: камешки, ракушки, шишки, листья, песок, почва, веточки

• различные материалы: ткань, бумага, дерево, резина, стекло, магниты и т. д.

Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к исследовательской деятельности.

В своей работе можно активно использовать для развития познавательной активности у детей - опыты. Опыты проводить как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

Вместе с детьми «превращаем» воду в разноцветные льдинки, ищем воду в овощах и фруктах, обнаруживаем, это фруктовый и овощной сок, делаем вывод, что вода не белая, как молоко, а прозрачная, находим воздух в пустом пакете, в баночке с водой и в комочке земли и т. д.

Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы«Как это сделать?»обращаться с просьбами«Давайте сделаем так»«Давайте посмотрим»«Что будет, если?», учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым развивается у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"

Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...

План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)

Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет п...

Педагогический опыт «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, о...

Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»

В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...

Познаем окружающий мир через игру и эксперименты

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Презентация "Познаем окружающий мир через игру и эксперименты"

Игры и эксперименты, во всех образовательных областях и совместной деятельности педагога и ребёнка....

«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, п...