Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ерошко Эмилия Михайловна

Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвечающий возрастным особенностям ребенка, а в первые три года  - практически единственным способом познания мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poetapno.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

        Поэтапно- перспективный творческий                  

                план   по самообразованию

Тема:    

                   

                                  2014-2015 г.

                   Работа с детьми

                                    Сентябрь

неделя

    Название игры

      цель

 оборудование

вывод

    1

  • «Водичка, водичка»

  • «Разноцветная водичка»

Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать, вода не имеет цвета, но ее можно покрасить

   

Лейка, пульверизатор

Четыре стакана, гуашь четырех цветов, кисть.

Вода может литься, а может разбрызгиваться

Прозрачная вода легко окрашивается в в любой цвет.

    3

  • «Песочек»

  • «Сыпем,    лепим»

Дать представления о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Формировать знания о свойствах сухого и влажного песка.

Емкость с песком, кувшин с водой

Формочки для песка

Песок бывает сухой и мокрый, если его полить водой.

                                                      Октябрь

      1

  • «Плавает, тонет»

  • «Лодочка, плыви»

Учить детей определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут).

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Центр вода-песок, камни, перышко

Таз с водой. Бумажные лодочки

Тяжелые предметы в воде тонут, легкие - нет

Лодочки могут передвигаться по воде при помощи ветра

     3

  • «Мой веселый звонкий мяч»

  • «Испечем оладушки»

Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

Дать представления о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму

Два мячика: новый и старый проткнутый

Емкости с сухим и мокрым песком, формочки для песка

Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха

Из мокрого песка можно лепить, из сухого – нет.

                                                       Ноябрь

    2

  • «Как вода гулять собралась»

  • «Буря в стакане»

Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

 Дать представление о том, что воздух легче воды

Поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Стакан с водой, соломинка

Вода может впитываться

Если запустить в воду воздух, то он вырвется на поверхность, потому что он легче воды

    4

  • «Утопим игрушки»

  • «Следы»

Дать представление о том, что воздух легче воды

Дать представления о том, что на мокром песке остаются следы и отпачатки

Емкость с водой.

Резиновые игрушки

Емкость с песком, кувшин с водой

Игрушки, заполненные воздухом, не тонут, потому что воздух легче воды

На мокром песке остаются следы и отпечатки, а на сухом нет

                                                  Декабрь

    1

  • «Свойства льда»

  • «Лодочка, плыви»

Дать представление о том, что вода может превращаться в лед

Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха

Небольшая формочка с водой

Таз с водой, бумажные лодочки

  Вода может быть твердой, когда превращается в лед. Это происходит, когда очень холодно.

Лодочки могут передвигаться по воде при помощи ветра

    3

  • «Легкий – тяжелый»

  • «Тает льдинка»

Дать представления о том, что камни бывают легкие и тяжелые

Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле

Три камня, резко контрастные по величине

  Свеча, ложка, лед. Прозрачные стаканчики с горячей и холодной водой

Камни бывают тяжелые и легкие. Это зависит от их величины

Вода замерзает на холоде и тает в тепле

                                                   Январь

   2

  • «Времена года»

  • «Мыльные пузыри»

Выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять

Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь

Ванночки, вода разных температур. Кусочки льда

Мыльная вода. коктельные трубочки. Бутылочки с отрезанным дном, корпус с гелевой ручки

Вода нагревается, остывает, замерзает, тает.,

При попадании воздуха в мыльную воду образуются пузыри

   4

  • «Рыбалка»

  • «Бумажные листочки»

Закрепить знания о свойствах воды – льется. Можно процедить через сачок

Дать представление о том, что бумага легкая

Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки

Лист бумаги. Емкость с водой

Вода льется, ее можно процедить

Бумага легкая, ее можно сдуть, и она не тонет в воде

                                                  Февраль

   1

  • «Твердый – мягкий»

  • Бусы для лисички»

Дать представление о том, что камни твердые

Дать понятия о свойствах и качествах льда

Камень и кусочек поролона примерно одинаковой формы

Игрушки, цветные бусы из льдинок, крупные пластмассовые бусинки, шнур для нанизывания бус

Камни твердые

Вода может быть твердой, когда превращается в лед, это происходит, когда очень холодно

    3

  • «Водопад»

Дать представление о том, что вода может изменять направление движения.

Пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки. Из картона, изогнутого в виде лесенки

Вода движется, она может изменять направление движения

                                                  Март

   2

  • «Ветка в вазе»

  • Сделаем ветерок»

Показать значение воды в жизни растений

Дать представление о том, что ветер – это движение воздуха

Веточка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода»

Вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками

Вода имеет важное значение в жизни растений

  Ветер – это движение воздуха. Ветер можно изобразить – сделать глубокий вдох и вдохнуть

    4

  • «Горки для котят»

Учить детей выкладывать форму из влажного песка

Песок, ведерки большие и маленькие, игрушечный котик

Из мокрого песка можно лепить, а из сухого - нет

                                                       Апрель

     1

  • «Тонкая- -толстая»

Дать представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой

Тетрадный лист и лист толстого картона

Бумага бывает толстая и тонкая. Тонкая бумага легко мнется, а толстая нет

     3

  • «Постираем кукле платье»

Формировать умение  называть температуру воды: теплая -холодная

Кукла, тазик, ведра с теплой и холодной водой. мыло

Вода бывает теплая и холодная

                                                       Май

    2

  • «Выпустим воздух из стакана»

Дать представление о том. Что вода может выместить воздух

Емкость с водой, стакан

Если воздух выпустить из стакана, то его место займет вода

     4

  • «Мы ходили в огород»

Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка

Песок, овощи – муляжи, шапочки персонажей сказки «Репка», формочки, лейка с водой

Из мокрого песка можно лепить

                                            Работа с родителями

       

        Сентябрь

     1. Привлечение      родителей к созданию   развивающей среды с   целью развития детского экспериментирования

Беседы с родителями

   

       Октябрь

  1. «Организация познавательно- исследовательской деятельности

  1. «Опыты,

которые можно провести с детьми дома

Памятка для родителей

Беседы с родителями

   

      Декабрь

  1. Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста

Родительское собрание

       Апрель

1. Нам интересно все, что неизвестно!

Фотовыставка

                                          Работа с  педагогами

       Ноябрь

 « Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»

     Консультация

     

       Март

 

«Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

Семинар-практикум

        Май

 

«Экспериментирование в младшей группе»

     Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)

Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет п...

Педагогический опыт «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, о...

Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»

В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...

Познаем окружающий мир через игру и эксперименты

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Презентация "Познаем окружающий мир через игру и эксперименты"

Игры и эксперименты, во всех образовательных областях и совместной деятельности педагога и ребёнка....

«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, п...