План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Ерошко Эмилия Михайловна

Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_proffesionalnogo.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН  ПРОФФЕСИОНАЛЬНОГО  САМООБРАЗОВАНИЯ    

                     ВОСПИТАТЕЛЯ  Ерошко Э.М.

                                 

Тема:   «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

                          (младшая группа)

Цель:   развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

Задачи:  

  • формировать  представления о свойствах и качествах предметного мира;
  • углублять представления о живой и неживой природе;
  • способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов;
  • сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Раздел плана

       сроки

              Формы работы

Практические выходы

Работа с детьми

  2015- 2016г.

  • Разработать перспективное планирование по теме «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
  • Цикл игр занятий
  • Картотека игр
  • Развлечение

Работа с родителями

  • Сентябрь

  • Октябрь

  • Декабрь

  • Февраль

  • Март

  • Привлечение родителей к созданию развивающей среды с целью развития детского экспериментирования

  • «Горячая вода – это опасно»

  • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях

  • «Игры с водой и песком и их влияние на психоэмоциональное развитие детей»

  • «Опытно-экспериментальная деятельность детей раннего возраста»

  • «Опытно-экспериментальная деятельность»

  • «Нам интересно все, что неизвестно»

  • «В гостях у дедушки воздуха»

  • Привлечение родителей к подбору материалов для уголков экспериментирования и познавательной деятельности

  • Выставка литературы  на экологическую тему

  • Беседы с родителями

  • Беседа по безопасности

  • Консультация

  • Практикум

  • Родительское собрание

  • Анкетирование родителей

  • Фотовыставка

  • Развлечение

  • Индивидуальные беседы

Работа с педагогами

  • Ноябрь

  • Январь

  • Апрель

  • «Организация экспериментальной деятельности младших дошкольников»

  • «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

  • «Экспериментирование в младшей группе»

 

  • Консультация

  • Семинар-практикум

  • Презентация

Изучение методической

литературы

  • «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. составитель Н.В.Нищева 2013г.

  • «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И.Одинцова 2013г, методическое пособие.

  • «Песочные игры», Игорь Пелинский

  • «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах,. Н.В. Нищева

  • Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В.Нищева

             Перспективный план работы с детьми

     

Занятия

наблюдения

Игровая деятельность

Экспериментальная деятельность

материал

Сентябрь – адаптационный период

На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой , показать как он  «оживает», когда его  надевают на руку.

   На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».

Октябрь

Тема «Вода» 

«Водичка-водичка»

Цель. Закрепление первоначальных представлений о воде , вода может литься, а может брызгать

«Дождик»

Цель. Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность

Подвижные игры

 «Птички и дождик»,

«Солнышко и дождик»

Чтение стихотворения П.Синявского «Дождик»

«Вода прозрачная»

Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества

Лейка. пульверизатор

«Напоим кукол»

Цель. Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда 

«Лужи»

Цель. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи)

Дидактическая игра

 «Времена года»

Игра  «Побродим по лужам»

«Купание куклы Кати»

Цель – продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной.

Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце

Ноябрь

Тема «Песок»

«Песочек»

Цель. Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый

«Чудесные фигурки»

Цель. Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки

Дидактическая игра «Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

  «Следы»

Цель. Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Емкость с песком, кувшин с водой

«Песчинки»

Цель. Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

«Сыпучий песок»

Цель. Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком

Дидактическая игра «Фрукты из песка»

«Песочные часы»

Показать детям, что сухой песок сыплется

Емкость с сухим песком, лист бумаги

Декабрь

Тема «Воздух»

«Поймаем воздух»

Цель. Дать представление о том, что воздух не виден

«Ветер»

Цель. Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух

Подвижные игры

 «Ветер дует нам в лицо…»;

«Снежинки и ветер»

Речевое упражнение «Ветерок»

«Утопим игрушки»

Дать представление о том, что воздух легче воды.

Полиэтиленовый пакет, емкость с водой, резиновые игрушки

«Мой веселый звонкий мяч?

Цель. Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха

«Кораблик плывет по воде»

Цель. Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Игры с вертушками,  мячами, шарами;

Подвижная игра «Красный и синий мячик»

«Сделаем ветерок»

Цель. Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха

Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками, шары. вертушки

«Буря в стакане»

Цель. Дать представление о том, что воздух легче воды

Январь

«Наблюдение за ветками деревьев»

Цель. Формировать умение определять скорость ветра

«Игры с соломинкой»

Цель. Формирование представлений о том, что человек дышит воздухом;

Хоровод «Раздувайся пузырь» способствовать двигательной активности, содействовать развитию слаженных движений

«Выдувание мыльных пузырей»

Цель. Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри,

Стаканы с водой, трубочки для коктейля

«Заморозим»

Цель. Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

«Снег»

Цель. Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый)

Подвижные игры

«Дед мороз»,

 «Берегись, заморожу»

 

«Снежинки и ветер»

«Плавает-тонет»

Цель. Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью

Небольшие формочки с водой

«Легкий-тяжелый»

Цель. Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие

«Снегопад»

Цель. Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок

Дидактические игры

«Собери картинку»,

«Какой» (игра с предметами

«Твердый-мягкий»

Цель. Дать представления о том, что камни твердые.

Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона

Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.

Февраль

«Тайны снега и льда»

Цель. Расширять представления детей о свойствах снега и льда

«Тает льдинка»

Цель. Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле

Подвижная игра

«Снежинки»

«Лед-вода»

Цель. Развивать наблюдательность

Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав

«Цветные бусы»

Цель познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета, расширять словарь

           «Лед»

Цель. Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой температуре).

Подвижная игра

 «Снег кружится»

«Украшение елочки на участке»- создать радостное настроение

Формочки для замораживания воды

Март

Тема «Бумага»

«Бумажные листочки»

Цель. Дать представления о том, что бумага легкая

Лото «Игрушки»

Цель. Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина)

«Порвем бумагу»

Цель. Дать представление о том, что бумага может рваться

Лист бумаги, емкость с водой

«Лодочка, плыви»

Цель. Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха 

Подвижные игры с бабочками, жучками с прикрепленными к ним нитками

«Сделаем ветерок»

Цель. Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха

Таз с водой, бумажные лодочки

Апрель

Тема «Температура»

«Горячо-холодно»

Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов.

«Чудесный мешочек»

Цель. Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее)

«Снежная баба»

Цель. Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь 9из мокрого снега можно лепить. Из сухого – нет; в тепле снег тает. В холоде замерзает)

«Наблюдение за состоянием погоды»

Цель. Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года.

Подвижные игры :«Снег кружится», «Мишка, мишка, что ты долго спишь?»

Дидактические игры

«Части суток», «Времена года»

Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Цель. Определить температуру воды.

«Опыт с металлами и деревом»

Цель. Определить температуру воды.

2 тазика с водой теплой и холодной.

Мешочек с предметами из металла и дерева

Май

Тема: «Свет»

«Солнечные зайчики»

Цель. Расширять представления о свете.

«Что в коробке»

Цель. .Формировать познавательную сферу ребенка

«Солнечные зайчики»

Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте

«Тень»

Цель. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Подвижная игра

«Солнышко-ведрышко»,

Упражнение

«Где солнечный зайчик?»

Чтение стихотворения А.Бродского

«Солнечные зайчики»

Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Части суток»

«Солнечный зайчик»

Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении

«Гуляем в темноте»

Цель. Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте.

Зеркала, мольберт, кисти, бумага

Волшебная  коробочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"

Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...

Педагогический опыт «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, о...

Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»

В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...

Познаем окружающий мир через игру и эксперименты

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Презентация "Познаем окружающий мир через игру и эксперименты"

Игры и эксперименты, во всех образовательных областях и совместной деятельности педагога и ребёнка....

«Познание окружающего мира через игру и эксперименты»

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо.Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, п...