Проект: "Насекомые"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Кулешова Ирина  Сергеевна

 

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное  учреждение

«Детский сад  № 6»

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 

«Насекомые вокруг нас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

 

тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий.

по количеству участников: фронтальный.

по характеру содержания: ребенок и природа.

по характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения до получения результатов.

Участники проекта:

- воспитанники 2-3 лет;

- воспитатели;

- родители.

По продолжительности: краткосрочный (3недели).

 

 

 

Актуальность

Часто во время прогулок дети наблюдают за насекомыми. Одни с нетерпением их разглядывают, не боясь взять их в руки, другие испытывают страх при виде маленькой букашки, а есть и такие, кто, не раздумывая, уничтожит беззащитное насекомое.

Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.Побеседовав с детьми, я поняла, что не у всех сформировано четкое представление о насекомых, их значении в природе. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать.Объектом исследования моего проекта являются насекомые.

Проблема проекта – правильное взаимодействие человека с природой, понимание и видение окружающего мира, эмоционально – ценностное отношение к живым организмам.


 

 

 

 

Возрастные особенности развития детей от двух до трех лет

В этом возрасте ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.

Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

В этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.

 

 

Гипотеза:

если обеспечить ребенку в раннем возрасте максимально-благоприятные условия для формирования знаний о разнообразии мира насекомых, то это будет способствовать формированию представлений об экологической культуре и развитию экологического сознания.

 

 

 

 

 

 

 

Цель проекта:

- формировать у  детей знания о  разнообразии мира насекомых, посредством формирования их экологической культуры.

 

Задачи:

Образовательные:

-формировать у детей элементарные представления о многообразии насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- формировать познавательный  интерес к насекомым.

 

Воспитательные:

- воспитывать у детей бережное отношение к живому.

- воспитывать экологическую культуру.

     

Развивающие:

- развивать эмоциональную отзывчивость, познавательный  интерес, творческие способности;

- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- развивать экологическое сознание.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы и сроки реализации:

  1. Подготовительный
  • Выбор темы проекта.
  • Составление плана работы по реализации проекта.
  • Определение актуальности  значимости проекта.
  • Постановка целей и задач.
  • Подбор художественной и методической литературы и наглядного дидактического материала по реализации проекта.
  • Организация развивающей среды в группе.

 

2. Практический

  • Чтение художественной литературы: сказка К. Чуковского «Муха - Цокотуха», «Бабочка-капустница» В. Косов, «Божья коровка» Н.Волкова, К.Чуковского «Тараканище».
  • Дидактические игры: «Насекомые», «Найди цветок для бабочки», шнуровка «Насекомые», «Волшебный мешочек», «Парные картинки», «Отгадай, что за насекомое» (Приложение №1).
  • Подвижные игры: «Мухи в паутине», «Пчелки». «Пчелки», «Муравьи и дождик», «Кузнечики», «Паучок» (Приложение №2).
  • Физминутки: «Комарики», «Бабочки» и др. (Приложение №3)
  • Разучивание стихотворений, пословиц.
  • Проведение бесед, наблюдений: «В мире насекомых», «В чем польза насекомых?», «Что будет, если исчезнут насекомые?», по сюжетным картинкам.
  • Разучивание песен «В траве сидел кузнечик», «Светлячок».
  • Продуктивная деятельность детей: рисование «Веселые гусеницы»,  «Разноцветные бабочки», «Божьи коровки на полянке», «Букашки на лугу» (лепка).
  • Выставка детских  работ,
  • Рассматривание иллюстраций о насекомых «Насекомые» (Альбом).  
  • Прослушивание музыкальных произведений.

 

3. Итоговый

  • Обобщение результатов работы.
  • Анализ деятельности.
  • Оформление тематического альбома «Насекомые»,

 

 

 

Формы работы:

  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Чтение детских художественных произведений.
  • продуктивная деятельность.
  • Заучивание стихотворений, пословиц.
  • Выставка творческих работ.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Настольно-печатная игра.
  • Разучивание песен, прослушивание музыкальных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдения на прогулке за насекомыми

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

 

Сроки

Мероприятия

 

I неделя

 

  1. Беседа «В мире насекомых».
  2. Чтение художественных произведений: сказка К. Чуковского «Муха - Цокотуха».
  3. Дидактические игры: «Насекомые», «Найди цветок для бабочки», шнуровка «Насекомые», «Волшебный мешочек».

4.   Чтение и заучивание стихов, пословиц  о насекомых.

5.   Творческая работа: рисование «Веселые гусеницы»,   рисование «Разноцветные бабочки».

 

II неделя

  1. Беседа-обсуждение «В чем польза насекомых?».
  2. Чтение художественных произведений: «Бабочка-капустница» В. Косов, «Божья коровка» Н.Волкова.
  3. Продуктивная деятельность (рисование по теме: «Божьи коровки на полянке»).
  4.  Настольно-печатная игра «Парные картинки».
  5. Дидактическая игра «Насекомые».
  6. Упражнение «Комарики» (формировать правильное носовое дыхание).
  7. Рассматривание иллюстраций «Насекомые».
  8. Подвижные игры: «Мухи в паутине», «Пчелки».

 

 

III неделя

  1. Беседа по серии сюжетных картинок.
  2. Исследовательская деятельность «Что будет, если исчезнут насекомые?». 
  3. Чтение художественных произведений: К.Чуковского «Тараканище».

         4.  Разучивание песен «В траве сидел кузнечик», «Светлячок».

         5.  Дидактические игры: «Отгадай, что за насекомое».

 6.  Подвижные игры: «Пчелки», «Муравьи и дождик»,                      «Кузнечики», «Паучок».

         8.  Продуктивная деятельность «Букашки на лугу» (лепка).

9. Оформление тематического альбома «Насекомые».

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

Для детей:
1. У детей проявится  выраженный познавательный интерес к объектам природы - насекомым.
2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика их характерные признаки.
3. Будут знать о значении насекомых в природе.
4. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
5. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

 

Для родителей:

1. Обогащение уровня экологических знаний родителей. 
2. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. 
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах

 

Для педагогов:

1. Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника;
2. Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. 
3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе. 

4. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

     Рассматривание иллюстраций «Насекомые»

 

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Насекомые»

 

 

 

 

 

 

Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки»

 

 

 

 

 

 

 

Рисование «Бабочки»

 

 

Рисование «Божьих коровок»

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Методическое пособие для воспитателей и родителей. Гуманитарный Издательский центр «ВЛАДОС». Москва. 2016г.

2. Литвинова О.Э. «Познавательное развитие ребенка раннего дошкольного возраста»; «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014г.

3. Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» (Первая младшая группа), Москва, 2014г.

4. Интернет –ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 

Дидактическая игра «Насекомые» 

 

Цель: Научить узнавать и называть насекомых.

Ход игры: Ребенку предлагают разложить фигурки насекомых. Узнать и назвать насекомое, описать .

 

Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель: Уточнить и расширить словарь по теме: «Насекомые»

Ход игры: Взрослый демонстрирует ребенку мешочек и читает стихотворение:

Я картинки положила  

в волшебный мешочек.

Ну-ка, Катя (Саше и т. д. ), загляни-ка,  

Вынь картинку, назови.

Ребенок по одной достает картинки, называет насекомое, его части, цвет крыльев, усов и др.

Взрослый обобщает все картинки: «Это насекомые»

 

Дидактическая игра «Отгадай что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому, развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

 

Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки

Цель: закрепление умения различать цвета и классифицировать предметы в соответствии с ним.

Ход игры: Детям предлагают соотнести бабочек по цвету с цветами

Карточки с цветами вырезаются по границам таблицы, таким образом, имеют одинаковый размер, бабочки вырезаются по контуру. Для сохранности карточки лучше заламинировать. Цвета:  красный, желтый, синий и зеленый цвета. Для детей с более высоким уровнем развития добавляю другие цвета.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

 

Подвижная игра «Мухи в паутине»

Цель: Автоматизация звука Ж, развитие ловкости.

Ход игры: дети встают в круг, опускают руки. Они изображают паутину. Внутри круга 3 ребёнка. Они изображают мух, летают и жужжат. По сигналу логопеда «мухи» хотят вылететь из круга, «паутина» их не выпускает.  

Подвижная игра «Мотылёк»

Мотылёк-витилёк,   (Дети передвигаются по кругу, плавно взмахивая руками, как крыльями)
Принеси нам ветерок:
От ворот - поворот,   (Останавливаются, поворачиваются и бегут в противоположную сторону)
Гнать кораблик в ручеёк.
- Вей, вей, ветерок,   (Останавливаются, по очереди тянутся за вытянутой вверх - в сторону рукой)
Натяни парусок,
Гони стружок
С запада на восток.   (Не торопясь, бегут по кругу приставным шагом)

 

Подвижная игра «Кузнечики»

Для игры понадобится мел. Взрослый чертит на площадке круг такой величины, чтобы все участники могли разместиться свободно по окружности. Один из играющих назначается водящим, он встает в центр круга. Остальные игроки — кузнечики — встают у самой черты за кругом. По команде ведущего кузнечики начинают запрыгивать внутрь круга, а затем — выпрыгивать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из участников в тот момент, когда последний находится внутри круга. Пойманный игрок становится водящим, а водящий — кузнечиком, после чего игра повторяется.

Игру можно усложнить, изменив ее правила: впрыгивать, а также впрыгивать на одной ноге или выпрыгивать только после хлопка в ладоши.

 

Подвижная игра «Пчёлки»

 

Цель: отработка длительного речевого выдоха.  Автоматизация звука Ж.

Ход игры: посредине комнаты отгораживается стульями улей. Все дети пчёлы, один ребёнок–медведь. Он прячется от пчёл. Пчёлы сидят в улье и хором говорят:

Пчёлы в улье сидят

И в окошечко глядят.

Полететь все захотели,

Друг за дружкой полетели:    Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

С жужжанием разлетаются, машут маленькими крылышками. По сигналу «Медведь» пчёлы летят к улью и не пропускают медведя. Если медведь убежал ни с чем,  то он выбирает себе помощника и игра продолжается с двумя медведями.

 

Подвижная игра «Муравьи и дождик»

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

Подвижная игра-хоровод «Паучок»

С помощью считалочки выбирают одного ребенка - он будет играть роль паучка. Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг.
Паучок садится в центр круга на корточки. Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:

— Паучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили.   (Игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь!   (Паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону)

После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».

 

 

Приложение №  3.

ФИЗМИНУТКИ

 

«Кузнечики».

Поднимайте плечики.     ( дети выполняют действия по тексту).

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели.

Травку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

 

«Кузнечик»

Я гуляю по дорожке,      (Шаги на месте).

А кузнечик скачет рядом. ( Прыжки на месте).

Наклонюсь, возьму в ладошки  (Наклониться «взять кузнечика).

Здесь скакать ему не надо (Погрозить пальчиком).

Пусть сидит он лучше в травке (Шаги на месте,

ладошки «держат кузнечика»).

Там с ним будет все в порядке. (Наклониться

«отпустить кузнечика»).

 

«Бабочка»

 

Бабочка летала, (Медленный бег на носочках),

Над цветком порхала. (руки делают взмахи вверх-вниз).

Села, посидела (Присесть, покачать головой)

И нектар поела. (вниз – вверх).

Два своих больших крыла (Встать опустить)

Опустила, подняла. (поднять выпрямленные руки).

Полетела дальше, (Медленный бег на месте)

Чтобы мир был краше. (носочках, руки делают

взмахи вверх-вниз).

 

 

 

 

 

 

«Сороконожка»

 Шла сороконожка

 (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

  По сухой дорожке.

 Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  (дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен (дети идут, высоко поднимая колени,

будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

  ( дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!  (  трясут другой ногой).

 И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

 

«Видишь, бабочка летает»

Видишь, бабочка летает,  (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

 Ох, считать не сосчитать!

 (Прыжки на месте.)

 За день, за два и за месяц…

(Шагаем на месте.)

 Шесть, семь, восемь, девять, десять!

 (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела

(Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла!

 (Считаем пальчиком.)           Г. Виеру

 

«Кузнечик»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали

Тишину послушали

Тише, тише высоко

Прыгай на носках легко.

 

«Стрекоза»

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась

Раз-росой она умылась

Два-изящно покружилась

Три нагнулась и присела

На четыре-полетела

У реки остановилась

Над водою закружилась.

 

«Гусеница». 

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются  вокруг себя) 
У людей зовётся «кокон». 
Свив на ветке этот дом,     (вращают руками) 
Дремлет гусеница в нём.    (ладошки под правой щекой) 
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой) 
Но зима проходит мимо -    (взмахи руками вверх) 
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово) 
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются) 
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко) 
Гусенице не до сна.                     (грозят пальцем) 
Стала бабочкой она!                (бегут по кругу, машут руками,

                                                     как крыльями)

 

«Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы)

А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны).

 

« Прилетела к нам вчера»

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.)

От усталости упали. (Роняют ладони на стол)

 

«Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки) -

Быстрые и ловкие (бег на месте)!

По травке сочной мы ползем (волнообразные движения руками),

А после в лес гулять пойдем (идем по кругу).

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем)…

Устали ноги от ходьбы (наклоны)!

И кушать мы давно хотим (гладим животик)…

Домой,  скорее полетим («летим» нас свои места)!

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект: "Насекомые"2.47 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к проекту "Насекомые" подг.гр.

Проект "Насекомые" проходил в саду в октябре 2012г. Весь накопленный и найденный материал сохраняю в папке презентации для дальнейшего использования. Отличный способ систематизировать свой опыт....

Проект "Насекомые"

Это одна из частей большого проекта по созданию экологической тропинки на территории нашего детского сада, создание станции "Насекомые"...

проект "Насекомые"

Животный мир огромен, однако подавляющее большинство его видов недоступно для близкого контакта с ним детей. В то же время объектами для наблюдения могут стать такие животные, которые окружают н...

Проект :Насекомые"

Чтобы узнать как можно больше о мире насекомых был создан наш Проект, который исследует проблему экологической грамотности детей и взрослых с разных сторон. Нами были созданы Центры реализации поставл...

Обобщение опыта работы по проекту. Итоговое мероприятие по проекту "Насекомые и их знакомые" "На балу у Мухи-Цокотухи"

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения. Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит дальнейшее отн...

Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...

Название проекта: «Насекомые» Тема проекта: «Необычные насекомые планеты»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460925","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25460932","attributes":{"alt":"","class"...