Конспект НОД в подготовительной группе "Беседа об осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Мамонова Нина Петровна

Обобщить и систематизировать знания детей об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе

«Беседа об осени».

Цели:

  1. Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и птиц, приспособлением их к зиме.
  2. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
  3. Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли.
  4. Учить сосредотачивать внимание на внутренних ощущениях, мышечном напряжении и расслаблении.
  5. Учить эмоционально окрашивать свои действия, отношение к поступкам.
  6. Развивать умение и желание быть вежливыми.

Материал:

#1048;ллюстрации с изображением ранней, золотой, поздней осени, иллюстрации с изображением диких животных, игрушка котенок, ковролин, мнемотаблица (осенние явления природы), гербарий осенних листьев, листы акварельной бумаги с изображением «Осени» - для аппликации, клей, кисти, клеенки.

Предварительная работа:

#1063;тение художественной литературы, разучивание стихов об осени.

#1056;ассматривание иллюстраций

#1048;гровые занятия.

#1044;идактические игры «Парочки», «Времена года», «Что растет в поле, в огороде» и др.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня мы с вами поговорим об удивительном и прекрасном времени года.

(За дверью раздается протяжное «мяукание»).

(Появляется игровой персонаж котенок).

- Мяу, а что это вы тут делаете?

В-ль: - Ну, во-первых, здравствуйте!

- Ребята, что мы делаем? (Занимаемся.)

- Занимаетесь, ой, как интересно, я еще маленький, не знаю, что это занимаемся. Можно, я тоже буду заниматься? (Можно).

- Мы сегодня, котенок, будем говорить об одном из времен года. О нем написано много красивых стихов. Вот, например, совсем недавно, мы выучили стихотворение А.С. Пушкина, послушай:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало.

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь у двора.

- Дети, какое это стихотворение?

(Это красивое, грустное, лирическое стихотворение).

- А почему оно грустное?

(Солнце реже светит, день становится короче, листья с деревьев падают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края).

- Да, действительно, стихотворение грустное. О каком времени года говорится в стихотворении? (Об осени).

Котенок:

- Об осени?! Я такого времени года не знаю. Ой, и значки у вас тут какие-то…

Как интересно…

- Какой ты, действительно, маленький и глупенький. Устраивайся по удобнее и внимательно слушай ребят, они расскажут тебе об осени.

(Дети вместе с воспитателем читают мнемотаблицу).

- Все это бывает осенью.

- Давайте вспомним, сколько месяцев в году? (12).

- Все они живут дружно и приходят к нам в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости? (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь).

- Первый осенний месяц? (Сентябрь).

- Это бархатный месяц, румянец осени. Как еще в народе называют сентябрь?

(Рябинник, златоцвет, птичья стая).

- Почему? (Ответы детей).

- Я предлагаю поиграть, хотите? (Да).

- Давайте все вместе закроем глаза и скажем: 1 ,2 ,3 всех нас в лесных жителей преврати!

- Жители леса! Осень пришла, вы к ее приходу готовы? (Да).

- Вот мы сейчас проверим.

(Дети рассказывают как лесные звери приготовились к зиме).

(Заяц - меняет шубку с летней на зимнюю, серую на белую. Мех у зимней шубки густой, пушистый, цвет подходит к зимней природе. Запасов заяц не делает и норок не строит.

Белка – меняет шубку с рыжей на серую. Дупло утепляет, собирает и сушит ягоды, грибы, орехи.

Лиса и волк – запасов на зиму не делают, не спят зимой. Беззаботно гуляют, пока морозы их не заставят искать не только пропитание, но и жилище. У лисы – нора, у волка – логово.

Медведь – по лесу бродит ест ягоды, орехи, желуди – нагуливает жирок. Ложится в спячку в берлогу.

Барсуки и ежи – собирают коренья и грибы, засыпают в норе.

Мыши-полевки – собирают колоски и желуди.

- Молодцы! К зиме - готовы! 1 ,2 ,3 нас в детей преврати!

- Скажите, ребята, какие работы у людей в сентябре в поле и огороде?

(С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай с полей собран, поле вспахивают. В сентябре сеют озимые хлеба – рожь и пшеницу).

Физкультминутка «Зайка»

Зайка по лесу скакал (руки перед грудью)

Зайка корм себе искал. (прыжки на двух ногах)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись, как стрелки ушки (руками изображают ушки)

Шорох тихий раздается,

Кто-то по лесу крадется. (пугливо оглядывается)

Зайка путает следы, убегает от беды. (прыгает)

Прыгнул в бок и обернулся, (большой прыжок в сторону)

И под кустиком свернулся,

Словно беленький клубок, чтоб найти никто не смог.

(свернуться в клубок).

Пальчиковая игра «Волк и Лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

- Ушел месяц сентябрь, вслед за ним пришел… (Октябрь)

- Как его называют? (Листопадом)

- Еще как говорят про октябрь? (В октябре семь погод на дворе)

- Почему?

(Октябрь очень капризный месяц, за день погода может поменяться несколько раз: то солнце ярко светит, то дождик надоедливый моросит, то запорхают первые снежинки).

- Все приметы осени, были когда-то подмечены народом. Давайте вспомним некоторые из них.

(Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме.

Гром в сентябре – предвещает теплую погоду.

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме).

- Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать.

- Какие птицы улетают первыми?

(Ласточки и стрижи).

- Почему?

(Они питаются только насекомыми, а с приходом холодов насекомых становится все меньше и меньше).

- А куда же они деваются?

(Они забираются в кору, в пни, в щели, в коряги и засыпают там до весны).

- Какие птицы улетают позже? (Грачи, журавли, кукушки).

- Почему? (Они охотно могут заменить корм: насекомых на ягоды, плоды, зерна).

- Какие птицы улетают последними?

(Гуси, утки, лебеди – водоплавающие. Пока водоемы не замерзли корма им хватает).

- Птицы, которые улетают, как называются? (Перелетными).

- А те, которые, остаются? (Зимующими).

- В народе их называют зимовщики.

- И мы должны заботится о них. Как? (Делать кормушки, подкармливать).

- Чем занимаются люди в октябре?

(Грибники ходят по лесу, в надежде найти последний грибок. Собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки рубят и квасят капусту).

- Не зря, в народе говорят:

(«Сентябрь пропах яблоками, а октябрь - капустой».)

Котенок:

- Мяу, а можно я загадку загадаю:

Отхлестал по щекам, настегал по рукам,

Шапку с головы сорвал и удрал. Что это? (Ветер)

- Что умеет делать ветер?

(Дуть, выть, завывать, гудеть, бушевать).

- А что ветер делал вчера?

(Дул, выл, завывал, гудел, бушевал).

Психогимнастика «Листочки»

(Звучит вальсовая музыка)

- Вставайте в круг, закрывайте глаза, сейчас мы с вами превращаемся в красивые осенние листочки с самых разных деревьев.

- Ты с какого? А ты? (Ответы детей).

- Покружились, покружились и сели на землю.

- Но вдруг подул сильный ветер, поднял листья с земли, и разлетелись листья во все стороны. Как красиво стало в лесу.

- Шалун-ветер собрал листочки в большую кучу. Собирайтесь скорее листочки.

- Выбирайте, самый красивый листочек и подарите, кому хотите. Только одно правило. Дарить можно только тому, кому еще не подарили.

- Не забывайте благодарить! (Кивком головы).

(Дети садятся на места)

- Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. Он соединяет позднюю осень с зимой. Как в народе называют ноябрь.

(Чернотропинник, предзимник, ворота зимы).

- Чем занимаются лесные звери в ноябре?

(Они спрятались в своих домах и кушают запасы, а зайка дрожит от страха, т. к шубку он поменял на белую, а снег еще не выпал).

- Какие работы у людей в ноябре?

(Работы в огороде и на поле уже закончились, люди собираются на посиделки, пьют чай, женщины вяжут теплые носки, а бабушки рассказывают сказки).

- Почему позднюю осень можно назвать «серебряной»?

(В ноябре звонко хрустит молодой ледок на лужах, звенят на ветру ветки деревьев, все как будто в серебре).

Когда родимый край покинут гуси.

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню-Зиму…

Котенок:

- Мяу, какое красивое стихотворение. Сколько я интересного узнал, можно я у вас поживу немножко, уму-разуму поучусь. (Да, оставайся).

- Мы сегодня с вами поговорили о прекрасном времени года, об осени.

- Вам нравится осень? (Да).

- Поговорили о том, какие явления природы характерны для осени. А ветер-шалун напроказничал, сорвал все листья с венка осеннего. Давайте-ка, соберем листья в венок, и будем ждать осень к нам в гости.

(Дети делают аппликацию «Венок для осени»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в подготовительной группе по осеннему татарскому обряду «Ощипывание·гусей»

Этот осенний календарный праздник уходит корнями в глубокую древность. С древнейших времен поздней осенью, обычно с первым ледоставом жителями татарского села проводилась коллективная обработка ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Превращение осеннего листочка»

Художественная деятельность в подготовительной группе. Конспект занятия в подготовительной группе «Превращение осеннего листочка». Аппликация из осенних листьев....

Конспект НОД в подготовительной группе тема:"Осенние загадки"+презентация занятию.

Конспект  НОД в подготовительной группе тема:"Осенние загадки"+презентация к занятию....

Конспект занятия в подготовительной группе "В осеннем лесу"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе, с использованием предметных карт....

Конспект занятия для подготовительной группы "Золотая осень"

Закрепление представлений детей о характерных признаках  осени и осенних явлений...

Конспект занятия в подготовительной группе пластилинография «Осенний листочек»

- Закреплять приемы надавливания и размазывания,- учить смешивать различные цвета,- поддерживать желание доводить начатое дело до конца.- развивать мелкую моторику,- воспитывать навыки аккуратности....