Конспект занятия по познавательному развитию №1 в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Исеркепова Елена Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе «Воспоминание о лете»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1vospominanie_o_lete.docx36.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию №1

в подготовительной к школе группе

Тема: «Воспоминание о лете»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Деятельность детей: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цель: углубление и обобщение представления детей о лете, его типичных признаках.

Программное содержание: уточнить представление детей о летних месяцах года и их характерных признаках, обобщить представления детей о правилах и нормах поведения в природе, воспитывать любовь к родному языку.

Материалы и оборудование: демонстрационный – репродукции картин: А.П. и С.П. Ткачёвы «На родной земле», Ф.А. Васильев «Перед дождём», А.Г. Венецианов «На жатве. Лето»; раздаточный – пособие для детей 6-7 лет, цветные карандаши.

Планируемые результаты:  дети знают признаки лета.

Структура занятия

I

Вводная часть

Загадка

2 мин

II

Основная часть

25 мин

1

Работа в пособии

Игра «Разложи по порядку

4 мин

2

Беседа

О месяце июне

5 мин

3

Физкультминутка

«Плавание»

2 мин

4

Беседа

О месяце июле

5 мин

5

Физкультминутка

«Сенокос»

2 мин

6

Беседа

О месяце августе

5 мин

7

Работа в пособии

«Какие из картин можно увидеть летом»

2 мин

III

Заключительная часть

Итог

3 мин

Длительность 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть

- Ребята, какие времена года вы знаете? (Ответы детей.)

- А какое любимое время года у тебя…. Почему?

Индивидуальные ответы детей.

- Отгадайте, какое время года нравится мне?

Кто какое время года,

Больше любит у природы?

Здесь другого нет ответа:

Лучше всех конечно… (Лето!)

II. Основная часть

  1. Работа в пособии (задание 1)

- Ребята, сегодня мы поиграем в игру «Разложи по порядку». Правила вам знакомы – сейчас рисунки перепутаны, а нам нужно поставить цифры под рисунками в правильном порядке. Скажите, пожалуйста, что изображено на рисунках. (Природа, пейзаж и пр.)

- А чем эти рисунки похожи и чем различаются? (Нарисовано одно и то же место, только времена года разные.)

- А какое у нас сейчас время года? (Осень.)

- Вот давайте мы и поставим цифру 1 на картинке, где нарисована осень, цифру два – где зима, три - весна.

Дети выполняют задание. Когда они доходят до летних картинок, то у них возникает затруднение – три картинки подходят к лету. Если явного затруднения нет – воспитатель его провоцирует специально, предлагая детям перед июньской картинкой поставить, например, августовскую.

- Я считаю, что после весны должна стоять летняя картинка, та, где нарисованы яблоки, ягоды, грибы – всё, что мы летом собираем. А как вы думаете? (А куда же остальные картинки деть? Они должны быть впереди, ведь сначала растения цветут, потом ягоды и плоды, которые сперва маленькие и зелёные, а созревают они потом.)

- Тогда получается, что у нас три картинки про лето? (Да.)

- Давайте рассмотрим их внимательнее и расставим по порядку, а заодно и вспомним, каким летним месяцам они посвящены.

2. Беседа о месяце июне

- Рассмотрите пейзаж А.П. и С.П. Ткачёвых «На родной земле». Вспомните, как начиналось лето, что вы видели в самом его начале. (Мы собирали землянику в лесу, клубнику в огороде, цвели все кусты и деревья и пр.)

- Правильно, это всё признаки самого первого месяца лета – июня.

Если в небе ходят грозы,

Если травы расцвели,

Если рано утром росы

Гнут былинки до земли,

Если в рощах над калиной

Вплоть до ночи гул пчелиный,

Если солнышком согрета

Вся вода в реке до дна –

Значит, это уже лето!

Значит, кончилась весна! (Е.Трутнева)

- В старину на Руси этот месяц называли «изáк», пора насекомых: в древнерусском языке «изок» - кузнечик. Как вы думаете, почему? (Потому что в июне кузнечики стрекочут громче всего, появляется много насекомых.)

- Правильно. В огороде и в саду сейчас самый сложный период – прополка. Ведь сорняки растут быстрее культурных растений и могут их затенить и высосать всю влагу из почвы. Тогда культурные растения погибнут.

- В июне самые короткие ночи и самые длинные дни. Солнце поднимается высоко над горизонтом, поэтому в этом месяце очень опасно ходить без головных уборов даже утром и вечером. Зато вода прогревается очень быстро, и многие люди купаются и загорают на пляже. Загорать очень полезно и очень вредно одновременно. Полезно – потому, что когда человек загорает, то его организм запасается очень важным витамином, который помогают человеку расти и укреплять кости – витамин D. Но можно солнечными лучами сильно обжечь кожу, поэтому слишком долго находиться на солнце нельзя. Лучше понемногу, но каждый день.

3. Физкультминутка «Плавание»

- Давайте вспомним основные способы плавания. Кто умеет плавать?

- Покажите, какие движения вы делаете руками. А мы все повторим.

- Так люди плавают на животе. А ещё можно делать такие движения (показывает движения брасса и кроля, а дети повторяют).

- А теперь сядем на стульчики и представим, что мы плывем на спине. Какие движения мы сделаем ногами, руками?

- Повторим все вместе.

4. Беседа о месяце июле

- Наплавались мы. Теперь вернёмся к нашим рисункам. Как вы думаете, какой рисунок следующий? (Вот здесь – тут нарисованы зелёные яблоки и ягоды, они ещё не созрели.)

- Правильно, следующий месяц называется июль.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И куда ни взглянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Яркие цветы,

Золотом облиты

Тёмные листы. (И.Суриков)

- Это самый жаркий месяц в году. Солнце всё ещё высоко стоит над горизонтом, дни всё ещё очень длинные, и земля уже хорошо прогрелась в июне. На Руси июль называли «червень». Народно-поэтическое выражение «лето красное» может служить дословным переводом названия месяца, в котором обращено внимание на яркость летнего солнца. Другое исконно славянское название июля – «липец (или липень)» – также употребляется теперь в польском, украинском т белорусском языках как месяц цветения липы. В этот период основной работой в саду и огороде становится полив. Как вы думаете, почему? (Потому что без воды растения погибнут.)

- Это так, а ещё созревающие плоды накапливают питательные вещества, которые растения впитывают корням из земли вместе с водой. В июле сама природа помогает человеку, часто случаются грозы.

Воспитатель показывает картину Ф.А.Васильева «Перед дождём».

- В июле созревают малина, смородина, крыжовник, черника, голубика. Как одним словом можно назвать эти плоды? (Ягоды.)

- Правильно. Люди их собирают и заготавливают на зиму для себя: варят варенье, компоты и даже сушат. Ещё собирают огурцы, кабачки, патиссоны, помидоры. Как эти плоды называются одним словом? (Овощи.)

- Как их можно заготовить? (Засолить, замариновать, сделать консервы и пр.)

- Всё верно. Молодцы. Июль на Руси еще называли «сенокос». Как вы думаете, почему? (В это время сено косят.)

- Трава выросла, появились цветы, и люд скашивают её и сушат. А зачем? Также для себя, как ягоды и овощи? (Сеном зимой кормят домашних животных – коров, овец, коз и пр.)

- Молодцы. А теперь и мы заготовим сено для домашних животных.

5. Физкультминутка «Сенокос»

Все движения выполняются с воображаемыми предметами.

- Вот наше «поле». У нас в руках «косы». Пошли косить. Всю траву скосили, лежит она – сушится. Вдруг ветер поднялся, тучи надвигаются – дождь сено намочит. Надо его собрать в стог. Возьмём по «охапке». Побольше охапки берите, чтобы всё сено успеть собрать. Молодцы, успели. А вот и солнышко выглянуло, надо сено обратно разложить. Теперь «охапки» должны быть маленькие, чтобы быстрее солнце высушило сено. Проверьте, сухое ли оно? Тогда собираем его на «сеновал». «Вилами» подкидываем и ногами утрамбовываем. Всё, сено убрали. Молодцы.

6. Беседа о месяце августе

- А вот и август наступил. Днем в августе еще жарко, а ночи уже холодные. Вода остывает, и купаться можно только в самые жаркие дни. На Руси этот месяц называли «за́рев». В названии месяца есть указание на грозовые и вечерние зарницы. В огороде созревают лук, чеснок, морковь, свёкла. Как можно назвать эти плоды одним словом? (Овощи, корнеплоды.)

- А что созревает в саду? (Яблоки, груши, сливы.)

- Как называются одним словом эти плоды? (Фрукты.)

- Правильно, а как их можно заготовить на зиму? (Сварить варенье, компот, засушить.)

- Хорошо. Более позднее название августа – «се́рпень», известное сейчас в украинском, польском и чешских языках, произошло от слова «серп». Как по-вашему, почему? (Потому что август – пора уборки хлебов.)

- Это верно. Август богат на урожай.

Воспитатель демонстрирует картину А. Г. Венецианова «На жатве. Лето».

- Крестьяне убирают урожай пшеницы, ржи, ячменя, гречихи, овса. Что потом можно приготовить из собранных зёрен? (Хлеб, ячневую, гречневую, овсяную, каши и т.д.)

- Правильно. Но в августе появляются и первые признаки осени – затяжные дожди, ночные заморозки, могут появиться первые жёлтые листочки на деревьях. Погода готовится к самому богатому времени года – осени.

7. Работа в пособии (задание 2)

- Как вы думаете, животные летом все ведут себя одинакового или по-разному?

- Рассмотрите картинки. Назовите маму и её детёныша.

- Попробуйте сами догадаться, какие из картин можно увидеть летом, и обведите их красным. Зачеркните лишнее.

- Объясните, почему вы это зачеркнули.

III. Заключительная часть

- Итак, мы сегодня с вами вспомнили, как проводят лето люди и животные. Для одних людей лето – это период отдыха, а для других – самая напряжённая работа. Скажите, кто летом отдыхает, а кто – работает. (Отдыхают ученики, студенты, школьники, те взрослые, у кого отпуск, -  в основном городские, например учителя, а крестьяне трудятся.) 

- А как проводят время звери и птицы?

- Они отдыхают или трудятся? (Трудятся – они выращивают потомство.)

- Молодцы. Можете ли вы теперь выполнить задание 1?

- А кто вспомнит названия летних месяцев? Назовите их по порядку. (Июнь, июль, август.)

- Правильно. Но лето кончилось, каникулы завершены, и мы в этом году будем готовиться к школе: узнаем много нового, интересного и полезного, а так же повторим всё, что уже знаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: ««Наш родной сибирский лес».

Тема: «Наш родной сибирский лес».Цель: Познакомить детей с природой родного края; дать представление о тайге - самом большом лесе Сибири.Образовательные:Формировать представления о роли леса в ж...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Мой любимый край»

Формировать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.Формировать чувства близости к природе и сопереживанию ко  всему живому.Воспитывать заботливое...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»

Тема: «Воспоминание о лете» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое ра...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «День непослушания»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «День непослушания» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образо...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие по улицам города»

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема: «Путешествие по улицам города» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интегр...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «По морю, по океану…»

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативн...