Проект: "Разноцветные открытия".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Юлия Андреевна Евстратова

Краткосрочный проект (5 дней) с детьми 1-2 года по изучению цветов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raznotsvetnye_otkrytiya.docx461.24 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий педагогический проект

«Разноцветные открытия»

с детьми первой группы раннего возраста

 (дети второго года жизни)

Воспитатели: Васильченко О.В. и Евстратова Ю.А.  

Учреждение: МДОУ «ЦРР – детский сад «Дружба»

Срок реализации: 2 недели  

1. Актуальность проекта  

В раннем возрасте (1-2 года) сенсорное развитие и знакомство с цветом играют ключевую роль в познании мира. Творческая деятельность помогает развивать:  

  • Мелкую моторику (захват, манипуляции с предметами)  
  • Сенсорное восприятие (цвет, форма, текстура)  
  • Эмоциональный интеллект (радость от экспериментов)  
  • Речь (новые слова: "красный", "мягкий", "рисую")  

Проект «Разноцветные открытия» направлен на знакомство малышей с основными цветами через игровые творческие практики.  

2. Цель:

Развитие сенсорного восприятия и творческих способностей детей второго года жизни через эксперименты с цветом.  

Задачи:  

Познавательные:

- Познакомить с основными цветами (красный, синий, жёлтый, зелёный).

- Формировать интерес к изобразительной деятельности.  

Развивающие:  

- Развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.  

- Стимулировать зрительное и эмоциональное восприятие.  

Воспитательные:  

- Создавать положительное отношение к творчеству.  

- Поощрять самостоятельность в игровых действиях.    

- Формировать первые навыки взаимодействия в группе.  

3. Планируемые результаты  

  • Дети различают 2-4 основных цвета, пытаются называть их.  
  •  Проявляют интерес к рисованию, оставляют следы на бумаге.
  • Активно участвуют в играх с цветными материалами.  
  • Развивается координация "глаз-рука".
  •  Получают положительные эмоции от творческого процесса.  

4. Этапы реализации

 I этап. Подготовительный (3 дня)  

- Анкетирование родителей («Какие краски пробовал ваш малыш?»).  

- Подбор безопасных материалов (пальчиковые краски, крупные мелки, цветная бумага).  

- Оформление зоны для творчества (клеёнка, фартуки, влажные салфетки).  

II этап. Основной (8-10 дней)  

Тематические дни с играми и творчеством:

День

Тема

Мероприятия

Красный

«Ягодки-огонёчки»  

Рисование пальчиками «Вишенки», игры с красными мячиками, чтение стихов.

Синий

«Море волнуется»  

Рисование губкой на синей бумаге, пускание корабликов в тазу с водой.          

Желтый

«Солнышко»        

Отпечатки ладошек в виде лучиков, игры с жёлтыми помпонами.      

Зеленый

«Травка-муравка»  

Рисование ватными палочками «Травка», сенсорная коробка с зелеными макаронами.            

Красный и зеленый

«Цветочная полянка»

Рисование техникой штампования овощами, игра с чудесным мешочком (фрукты-овощи).  

Радуга

«Волшебные краски»  

Коллективная работа «Рисование на молоке», фотосессия с рисунками.    

 

 III этап. Заключительный (2-3 дня)  

- Выставка работ «Наши первые шедевры».  

- Вручение родителям памятки «Как развивать творчество дома».  

- Создание фотоотчёта и публикация в социальных сетях группы и ДОУ.

5. Методы и приёмы  

Наглядные: Показ действий, демонстрация цветных карточек.  

Практические: Рисование, лепка, игры с цветными предметами.  

Словесные: Потешки, короткие стихи («Кап-кап-кап, рисуем кап!»).  Игровые: Сюрпризные моменты («Ой, кто спрятался в жёлтой краске? Цыплёнок!»).  

6. Приложения

1. Конспекты занятий.  

2. Анкета для родителей.

3. Памятка для родителей «Безопасное рисование с малышами 1-2 лет».  

4. Фотогалерея проекта.  

Итог:  

Общие показатели успешности проекта:  

Познавательные:  

- Различает 2-3 основных цвета  

- Проявляет интерес к новым материалам  

Двигательные:

- Совершает целенаправленные действия с инструментами  

- Улучшается координация «глаз-рука»  

Речевые:  

- Появляются новые слова («краска», «цветок», «ляп»)  

- Реагирует на простые инструкции («дай», «возьми», «положи»)  

Эмоциональные:  

- Получает удовольствие от творческого процесса  

- Проявляет радость при виде готовой работы  

Социальные:

- Наблюдает за действиями других детей  

- Участвует в коллективной деятельности  

Проект «Разноцветные открытия» помогает малышам сделать первые шаги в мир творчества, а педагогам и родителям — увидеть, как ребёнок познаёт мир через цвет.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.Конспекты занятий по проекту «Мои первые краски» (для детей 1-2 лет)

Занятие 1. «Пальчики-художники»

Цель: Познакомить с техникой пальчикового рисования, развивать тактильную чувствительность.

Образовательные задачи:  

1. Познакомить с техникой пальчикового рисования как видом изобразительной деятельности  

2. Формировать представление о свойствах красок (мягкие, яркие, оставляют след)  

3. Учить выполнять простейшее действие по образцу (макать палец в краску)  

Развивающие задачи:  

1. Развивать тактильную чувствительность пальцев  

2. Стимулировать зрительно-моторную координацию  

3. Активизировать сенсорное восприятие (цвет, фактура)  

Воспитательные задачи:  

1. Формировать положительное отношение к творческому процессу  

2. Приучать к аккуратности (вытирать руки салфеткой)  

3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость через совместную деятельность.

Планируемые результаты:

- Ребёнок проявляет интерес к краскам (тянется к баночкам, трогает пальчиками)  

- Оставляет осознанные отпечатки на бумаге (1-3 раза)  

- Эмоционально реагирует на процесс (улыбается, смеётся)  

- Знакомится с понятиями «красный», «жёлтый», «синий» на сенсорном уровне  

Материалы:

- Ватман или рулон обоев  

- Пальчиковые краски (красный, желтый, синий)  

- Влажные салфетки  

- Игрушка-персонаж мишка

Ход занятия:

1. Вводная часть:

   - Мишка «приносит» волшебные краски: «Ой, какие яркие баночки! Давай посмотрим, что внутри?»  

   - Показываем, как открывать баночки, нюхаем краски («Пахнет вкусно!»).  

2. Основная часть:  

   - Воспитатель макает свой палец в краску, оставляет след на бумаге: «Смотри, это мой отпечаток!»  

   - Предлагаем малышам повторить. Если ребенок боится — делаем «рука в руке».  

   - Рисуем «дождик» (синие точки), «солнышко» (желтые мазки).  

3. Заключительная часть:  

   - Рассматриваем рисунки: «Какие красивые пятнышки! Мишка доволен!»  

   - Моем руки под игровую потешку («Водичка, водичка, умой мое личико!»).  

Итог: Коллективная работа «Разноцветные пальчики».

Занятие 2. «Веселые осьминожки»

Цель: Учить делать отпечатки ладошками, развивать координацию.  

Образовательные задачи:

1. Учить создавать образ с помощью отпечатка ладони  

2. Закреплять знание синего цвета  

3. Формировать представление о морских обитателях (осьминог)  

Развивающие задачи:

1. Развивать пространственное восприятие (центр/край листа)  

2. Тренировать согласованность движений обеих рук  

3. Стимулировать речевую активность (звукоподражания: «буль-буль»)  

Воспитательные задачи:  

1. Поощрять самостоятельность в выполнении действий  

2. Воспитывать бережное отношение к материалам  

3. Формировать навыки взаимодействия со сверстниками (коллективная работа)  

Планируемые результаты:  

- Ребёнок оставляет 1-2 отпечатка ладони на бумаге  

- Проявляет интерес к получившемуся изображению (трогает, показывает пальчиком)  

- Пытается повторять движения за воспитателем (разводит пальчики)  

- Узнаёт синий цвет среди других

Материалы:

- Синяя пальчиковая краска  

- Ватман с нарисованным морем  

- Глазки-наклейки (безопасные)  

- Влажные салфетки  

Ход занятия:  

1. Вводная часть:  

   - Показываем картинку осьминога: «Посмотри, у кого так много ножек? Давай сделаем таких же!»  

   - Наносим краску на ладошку малыша (если не боится).  

2. Основная часть:  

   - Делаем отпечаток ладони на «море» — получается осьминожка.  

   - Добавляем глазки-наклейки: «Ой, он смотрит на нас!»  

   - Повторяем 2-3 раза, меняя руки.  

3. Заключительная часть:  

   - Играем: «Поплыли, осьминожки, по морю!» (шевелим пальцами).  

   - Убираем рабочее место вместе с детьми.  

Итог: Коллаж «Морские жители» с отпечатками всех детей.  

Занятие 3. «Солнышко» (рисование ладошками и пальчиками, знакомство с желтым цветом)

Цель: Развитие сенсорного восприятия и творческих способностей через нетрадиционную технику рисования (ладонью и пальчиками), знакомство с желтым цветом.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с желтым цветом.

Учить оставлять отпечатки ладошки и пальчиков на бумаге.

Развивающие задачи:

Развивать мелкую моторику и тактильное восприятие.

Стимулировать познавательный интерес через экспериментирование с краской.

Развивать зрительно-двигательную координацию.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.

Формировать положительный эмоциональный отклик на результат творчества.

Планируемые результаты:

Дети познакомятся с желтым цветом.

Научатся оставлять отпечатки ладошки (лучики солнца) и пальчиков (украшение солнышка).

Проявят интерес к процессу рисования.

Материалы:

Листы бумаги формата А4 с заранее нарисованным кругом (основа для солнышка).

Желтая пальчиковая гуашь.

Влажные салфетки для рук.

Пластиковые тарелочки для краски.

Игрушка-солнышко и картинка для демонстрации.

Фартуки.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Педагог показывает игрушку или картинку солнышка, улыбается, читает потешку:

«Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки - очень рады солнышку.»

Знакомство с желтым цветом.

Педагог: «Посмотрите, солнышко желтое! Давайте найдем желтый цвет вокруг нас!» (показывает желтые предметы).

2. Основная часть.

Показ техники рисования.

Педагог демонстрирует, как опустить ладошку в желтую краску и оставить отпечаток вокруг круга (лучики солнца).

Затем показывает, как рисовать пальчиком точки или короткие линии внутри круга (украшаем солнышко).

Каждый ребенок оставляет отпечатки ладошки с помощью взрослого.

Затем пальчиком дорисовывает элементы.

Педагог комментирует действия: «Какое красивое солнышко! Молодец!»

3. Заключительная часть.

Рассматриваем работы, хвалим каждого ребенка.

Играем в игру «Солнышко и дождик» (дети приседают на «дождик» и встают на «солнышко»).

Уборка и завершение: вытираем ручки салфетками, убираем материалы.

Итог: Дети получат первый опыт рисования ладошкой, познакомятся с желтым цветом и создадут яркие «солнышки»!

Занятие 4. «Травушка-муравушка» (рисование ватными палочками, знакомство с зеленым цветом)

Цель: Развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия через нетрадиционную технику рисования (ватными палочками), знакомство с зеленым цветом.

Образовательные задачи:

Познакомить детей с зеленым цветом.

Учить рисовать короткие вертикальные линии (травку) с помощью ватных палочек.

Развивающие задачи:

Развивать координацию движений «глаз–рука».

Тренировать захват и удержание ватной палочки.

Стимулировать интерес к экспериментированию с краской.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к природе (травке, растениям).

Формировать положительные эмоции от творческого процесса.

Планируемые результаты:

Дети познакомятся с зеленым цветом.

Научатся оставлять отпечатки ватной палочкой, изображая травку.

Проявят интерес к рисованию и взаимодействию с материалами.

Материалы и оборудование:

Листы бумаги голубого или белого цвета (фон неба или поля).

Зеленая пальчиковая гуашь.

Ватные палочки.

Влажные салфетки.

Пластиковые тарелочки для краски.

Игрушка-коровка, зайчик и картинка с изображением луга (для мотивации).

Фартучки.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

Педагог показывает игрушку коровку и говорит: «Му-у-у! Коровка гуляет по полю, кушает зеленую травку. Давайте нарисуем для нее много травки!»

Знакомство с зеленым цветом.

Педагог: «Травка зеленая! Вот зеленая краска, зеленая игрушка… Давайте найдем зеленое вокруг нас!» (показывает предметы).

2. Основная часть.

Педагог демонстрирует, как обмакнуть ватную палочку в зеленую краску и поставить вертикальные линии («травинки») снизу вверх.

Проговаривает: «Травка растет вверх, вот так!»

Дети рисуют травку ватными палочками, педагог помогает направлять руку.

Можно предложить дополнять рисунок: «Давай нарисуем травку и для зайчика!»

Поощряем любые действия: «Какая красивая травка выросла! Молодец!»

3. Заключительная часть.

Рассматриваем работы, хвалим каждого ребенка: «Как много травки! Теперь коровка будет сытая!»

Можно обыграть сюжет: «Ой, кто это прячется в травке? Зайчик прыг-скок!» (использовать игрушку).

Уборка и завершение: вытираем ручки салфетками, убираем материалы.

Итог: Дети познакомятся с зеленым цветом, освоят новый способ рисования и создадут свой первый «луг»!

Занятие 5. «Цветочная полянка»

Цель: Познакомить с техникой штампования, развивать интерес к экспериментированию.  

Образовательные задачи:  

1. Познакомить с техникой штампования овощами  

2. Учить различать зелёный и красный цвета  

3. Формировать представление о растениях (цветы, травка)  

Развивающие задачи:  

1. Развивать умение чередовать действия (макнуть-приложить-убрать)  

2. Стимулировать тактильное восприятие через разные фактуры (овощи, бумага)  

3. Тренировать зрительное внимание (нахождение своего отпечатка на общем фоне)  

Воспитательные задачи:  

1. Воспитывать интерес к природным материалам  

2. Формировать навыки порядка (уборка рабочего места)  

3. Поощрять доброжелательное отношение к работам других детей  

Материалы:

- Печатки из овощей (разрезанный поперек картофель, морковь с вырезанными узорами)  

- Зеленая и красная/желтая краски  

- Ватман с нарисованными стебельками  

- Салфетки  

Ход занятия:  

1. Вводная часть:

   - Показываем корзинку с «волшебными» овощами: «Что это? Правильно, картошка! Но она умеет рисовать!»  

   - Демонстрируем отпечаток на бумаге.  

2. Основная часть:  

   - Малыши макают печатки в краску и оставляют следы на «полянке».  

   - Комментируем: «Это красный цветочек, а это желтый!»  

   - Добавляем пальчиками травку (зеленые линии).  

3. Заключительная часть:

   - Рассматриваем работу: «Какая красивая полянка! Кто тут будет гулять?» (можно приложить игрушечных бабочек).  

   - Учимся складывать печатки в корзинку («Молодцы, убрали!»).  

Итог: Коллективная работа «Цветущий луг».  

6. Занятие «Волшебные краски» (Рисование на молоке для детей 1-2 лет)

Цель:  Развитие познавательного интереса через экспериментирование с нетрадиционной изобразительной техникой.  

Образовательные задачи:  

1. Познакомить с необычным способом рисования (на молоке)  

2. Формировать представление о свойствах материалов (молоко, краски, мыло)  

Развивающие задачи:

1. Развивать зрительное восприятие (наблюдение за цветовыми переходами)  

2. Стимулировать познавательную активность через эксперимент  

3. Тренировать мелкую моторику (капание пипеткой/пальчиком)  

Воспитательные задачи:  

1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности  

2. Формировать навыки совместной игры  

3. Поощрять эмоциональную отзывчивость  

Планируемые результаты:  

- Ребёнок проявляет интерес к процессу (тянется к краскам, наблюдает)  

- Выполняет простые действия с помощью взрослого (капает, размешивает)  

- Эмоционально реагирует на «волшебные» преобразования красок  

- Запоминает 1-2 новых слова («молоко», «разноцветный»)  

Материалы:  

- Жирное молоко (3,2%) в плоской тарелке  

- Пищевые красители (красный, синий, жёлтый) в пипетках/капельницах  

- Жидкое мыло или средство для мытья посуды  

- Ватные палочки  

- Фартуки и влажные салфетки  

Ход занятия:  

1. Вводная часть:

- Сюрпризный момент: Воспитатель показывает бутылку молока: «Что это? Правильно, молоко! Но сегодня оно будет волшебным!»  

- Демонстрация материалов: «Вот краски-невидимки и палочка-выручалочка!»  

2. Основная часть:

- Этап 1: Наливаем молоко в тарелку. Дети наблюдают.  

- Этап 2: По очереди капаем красители (1 капля каждого цвета). Комментируем: «Синий как небо, жёлтый как солнышко!»  

- Этап 3: Ватной палочкой с мылом касаемся центра тарелки: «Ой, краски убегают! Это волшебство!»  

- Этап 4: Предлагаем детям повторить (с помощью взрослого).  

3. Заключительная часть:  

- Рассматриваем узоры: «Какие красивые цветные ручейки!»  

- Фотофиксация результата.  

- Учимся убирать рабочее место (протираем стол салфетками).  

Итог: Коллективное панно «Танцующие краски» (фотография + описание эксперимента для родителей).  

2. Анкета для родителей.

Цель анкетирования:

Учет индивидуальных особенностей детей.

Адаптация занятий под интересы группы.

Привлечение родителей к совместному творчеству.

Уважаемые родители!

Наш проект направлен на знакомство малышей с цветами через творчество. Ваши ответы помогут сделать занятия более интересными и полезными для детей. Пожалуйста, заполните анкету.

1. Общие сведения

ФИО ребенка: ________________________

Возраст ребенка: _____ год(а)/месяц(ев)

Любит ли ваш ребенок рисовать/трогать новые материалы (краски, пластилин, мелки)?

Да, с интересом

Иногда проявляет интерес

Нет, избегает таких занятий

2. Опыт взаимодействия с цветом и творческими материалами

Какие материалы для творчества уже пробовал ваш малыш? (Отметьте галочкой)

Пальчиковые краски

Восковые мелки

Пластилин/тесто для лепки

Цветная бумага (рвет, мнет)

Другое (напишите): ________________

Какие цвета узнает/называет ребенок? (Например, показывает на красный мячик)

Как ребенок реагирует на новые материалы?

Активно исследует (трогает, мажет, пробует на вкус)

Осторожно наблюдает, потом включается

Пугается или отказывается взаимодействовать

3. Предпочтения и особенности ребенка

Какие игровые сюжеты чаще всего вызывают интерес у ребенка?

Животные (кошечки, собачки)

Природа (солнце, травка, цветы)

Транспорт (машинки, поезда)

Другое: ________________

Есть ли у ребенка аллергия или повышенная чувствительность к материалам (краски, клей и т.д.)?

Да (укажите, на что): ________________

Нет

4. Ваши пожелания

Какие темы/цвета вы хотели бы включить в творческие занятия?

Готовы ли вы участвовать в проекте? (Например, помочь с материалами и рисовать вместе с детьми дома)

Да, с удовольствием!

Возможно, в свободное время

Нет, но поддерживаю инициативу

Благодарим за участие!

P.S. По итогам проекта вы получите памятку фотоотчет о занятиях.

3.Памятка для родителей  

«Безопасное рисование с малышами 1-2 лет»  

Ваш малыш начинает познавать мир через творчество! Чтобы первые художественные опыты были не только яркими, но и безопасными, соблюдайте простые правила.  

1. Выбираем безопасные материалы  

  • Краски:только специальные пальчиковые (маркировка 0+) или съедобные (йогурт + пищевые красители).  
  • Мелки: крупные восковые или соевые (не крошатся).  
  • Бумага: плотная (ватман) или рулон обоев — малышу удобнее рисовать на больших поверхностях.  
  • Инструменты: губки, ватные палочки, листья — ничего острого!  

2. Организуем пространство

Место: кухня или пол, стол застеленный клеёнкой.  

Одежда: фартук/старая футболка + подгузник/трусики (многие малыши рисуют и на себе!).  

Уборка: влажные салфетки под рукой.  

3. Правила рисования с малышом

Длительность: 5-10 минут — пока интересно.  

Поза: удобная! Лучше сидеть за низким столиком или на полу.  

Действия:  

  - Покажите, как оставлять отпечатки («Смотри, это твоя ладошка!»).  

  - Не заставляйте — пусть малыш мажет краски, трогает, смешивает.  

  - Хвалите любые «шедевры»: «Как красиво получилось!».  

4. Идеи для первых рисунков  

- Отпечатки: ладошек, ступней, игрушек.  

- Каракули: дайте мелки — пусть водит по бумаге.  

- «Рисование» на манке: рассыпьте крупу на поднос — рисуйте пальчиками.  

5. Что делать, если малыш:

- Попробовал краску на вкус? Спокойно вытереть рот, предложить воду. Съедобные краски безопасны!  

- Размазал краску по столу/полу? Превратите в игру: «Ой, получилось солнышко! Давай вытрем тряпочкой».  

Важно!

🔸 Никогда не оставляйте ребёнка одного с красками.  

🔸 После творчества — обязательное мытьё рук.  

🔸 Сохраняйте первые рисунки — через год будете умиляться!  

Творческих открытий вашему малышу!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Разноцветная неделя" для детей среднего дошкольного возраста

Проект направлен на развитие сенсорных эталон цвета у детей 3-4 лет....

Творческий проект "Разноцветные носочки"

Проектная деятельность вторая младшая группа...

В рамках проекта «Разноцветный мир» в группе «Ладушки» прошёл «Разноцветный день».

Вот и подошёл к завершению наш проект «Разноцветный мир». Наш проект получился ярким, насыщенным и плодотворным. За это время столько мы узнали, закрепили, придумали и сделали немало...

Сценарий развлечения для второй группы раннего возраста «Разноцветные шары!» (в рамках проекта "Разноцветный мир")

Цель. Создание доброй и дружной атмосферы на развлечении.Предполагаемые результаты: называют основные цвета и правильно выбирают шарики, активно участвуют в играх и выполняют танцевальные движения, до...

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группа

Тематический проект «Осень разноцветная» Тематический проект «Разноцветная осень» средняя группаСиротенко МаринаТематический проект «Осень разноцветная» Тематически...

Досуг «Путешествие в разноцветную страну» в рамках образовательного проекта «Разноцветная неделя» с детьми подготовительного возраста.

Работа музыкального руководителя по формированию функциональной грамотности на музыкальных занятиях сложна и разнообразна. Благодаря грамотному подходу планирования и проведения музыкальных занятий, у...

Творческий педагогический проект «Разноцветные открытия» с детьми первой группы раннего возраста

В раннем возрасте (1-2 года) сенсорное развитие и знакомство с цветом играют ключевую роль в познании мира. Творческая деятельность помогает развивать: ·...