Проект с применение элементов STEM-технологии в младшей группе «Маленькие исследователи»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Проект с применение элементов STEM-технологии в младшей группе «Маленькие исследователи»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 53.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект с применение элементов STEM-технологии в младшей группе
«Маленькие исследователи»
Пояснительная записка к проекту.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.
Детское экспериментирование способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
По продолжительности: краткосрочный (1 год).
Вид проекта: групповой, фронтальный.
Участники проекта: дети, родители, педагоги
Цель:
- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира и размышлению.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире;
- Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
- Развитие элементарных математических представлений;
- Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов;
- Формирование предпосылок поисковой деятельности;
Методы и приемы организации познавательно- исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Формы работы с детьми:
Игровая деятельность
- Дидактические игры:
«Отгадай загадку»
«Кто что считал?»
«Что сначала, что потом»
«Найди пару»
«Узнай предмет»
«Подбери больше слов»
«Узнай на ощупь»
«Узнай звук»
- «Отгадай загадку»
- «Кто что считал?»
- «Найди пару»
- «Что сначала, что потом»
- «Узнай предмет»
- «Подбери больше слов»
- «Узнай на ощупь»
- «Узнай звук»
- Сюжетно – ролевые игры:
- «Лаборатория»
- «Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»
- «Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»
- «Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)
Продуктивные виды деятельности
- Рисование на тему:
- «Деревянные игрушки»
- «Игрушки из металла и пластмассы»
- «Какие резиновые предметы есть в моём доме»
- Лепка:
- «Что из чего сделано»
- «Вылепим посуду»
- Аппликация с элементами моделирования
- «Клоун с воздушными шарами»
- «Посуда»
Коммуникативная деятельность
Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»
Чтение художественной и научно - популярной литературы
«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка), энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги), «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага), «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань), «Мамина работа» С.Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня» А. Барто (резина)
Двигательная деятельность
Подвижные игры:
- «Найди себе пару»
- «Пробеги тихо»
- «У ребят порядок»
- «Альпинисты»
- «Найди, где спрятано»
- «Самолёты»
- «Найди и промолчи»
Формы работы с родителями:
- Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»
- Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Создание сюжетно-игрового центра «Лаборатория»
- Конкурс работ «Я – любознательный»
- Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»
- Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»
- Анкетирование: «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»
- Анкетирование «Если ребёнок лезет везде, опыты ставит на суше, в воде… Как вы считаете, нужно ругать? Или свободу познанию дать?»
- Консультация «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- Фотоконкурс «Мой любознательный ребенок»
- Родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса ребёнка к опытно-экспериментальной деятельности»
Формы работы с детьми:
- Игровая деятельность
Дидактические игры:
«Отгадай загадку»
«Кто что считал?»
«Что сначала, что потом»
«Найди пару»
«Узнай предмет»
«Подбери больше слов»
«Узнай на ощупь»
«Узнай звук»
Сюжетно – ролевые игры:
«Лаборатория»
«Отважные пожарные все вместе тушат дом, отважные пожарные вступили в бой с огнём»
«Нам приборы помогают, жизнь они нам облегчают»
«Экскурсия на выставку в научный музей» (роли: экскурсоводы, билетёр, научный руководитель)
- Продуктивные виды деятельности
1. Рисование на тему: «Деревянные игрушки», «Игрушки из металла и пластмассы», «Какие резиновые предметы есть в моём доме»
2. Лепка: «Что из чего сделано», «Вылепим посуду»
3. Аппликация с элементами моделирования «Клоун с воздушными шарами», «Посуда»
- Коммуникативная деятельность
Развитие речи: ситуативный разговор, беседа «Научные развлечения с простыми вещами», «Мои любимые игрушки. Из чего они сделаны?», «Откуда к нам бумага пришла? Какая бывает бумага, её свойства», «Что из чего сделано?», «Узнай всё о себе, воздушный шарик», «Игрушки из металла», «Что мы знаем о стекле и пластмассе», речевая ситуация «Описание предметов»
- Чтение художественной и научно - популярной литературы
«Пузырь, соломинка и лапоть» (русская народная сказка), энциклопедия «Почемучка» (об изобретении бумаги), «Как древние люди использовали дерево?», В Сутеев «Кораблик» (бумага), «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинский, «Голубой колокольчик» (из хрестоматии владимирских авторов «Тропинка») (ткань), «Мамина работа» С.Баруздин, «Мой весёлый звонкий мяч», «Наша Таня..» А. Барто (резина)
- Двигательная деятельность
Подвижные игры: «Найди себе пару», «Пробеги тихо», «У ребят порядок», «Альпинисты», «Найди, где спрятано», «Самолёты», «Найди и промолчи»
Презентация проекта
- Подведение итогов фотоконкурса «Мой любознательный ребенок»
- Представление педагогами уголка экспериментирования в группе
- Презентация альбома с зарисовками проведенных опытов и их результатов.
Месяц | Темы игр-экспериментирований | ||||||||||
Первая неделя | Вторая неделя | Третья неделя | Четвёртая неделя | ||||||||
Сентябрь | Ветер, ветер, ветерок | Невидимка-вохдух | Летающие семена | Песочная страна | |||||||
Октябрь | Песок, глина | Волшебная рукавичка | Предметы из металла | Действие магнита на металл | |||||||
Ноябрь | Путешествие с капелькой | Вода прозрачная, может менять цвет | У воды нет цвета, вкуса и запаха | Вода - жидкость | |||||||
Декабрь | Вода не имеет формы | В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются | Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах | Вода нужна всем. | |||||||
Январь | Льдинка и снежинка | Вода, лёд, снег | Как снег становится водой | ||||||||
Февраль | В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича | Плавающие, тонущие предметы | Плавающее перо | Мех. Зачем зайчику другая шубка | |||||||
Март | Волшебная кисточка | С водой и без воды | Путешествие в мир стеклянных вещей | Как достать скрепку из воды | |||||||
Апрель | Чудеса растений | Нужен ли корешкам воздух? | Почва. Песок, глина, камни | Солнечные зайчики | |||||||
Май | Растениям теплую водичку | Зачем растения вертятся? | Поймаем солнечного зайчика. | В мире пластмассы | |||||||
№ п/п Месяц | Тема | Цели. Задачи. | Обеспечение интеграции образования (образовательной области) | Планируемые результаты | |||||||
Сентябрь | №1 | Ветер, ветер ветерок. | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы. | Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга. | Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным. | ||||||
№2 | Невидимка-воздух | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. | |||||||
№3 | Летающие семена | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы. | Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений. | |||||||
№4 | Песочная страна | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения. | |||||||
Октябрь | Песок. глина. | Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины. | Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы. | Песок. глина. | ||||||
Волшебная рукавичка | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. (магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри) | Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность. Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения. | Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности. | Волшебная рукавичка | |||||||
Метал | Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики (структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность) | Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности. Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря. | Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки, соответствующие металлу. | Метал | |||||||
Действие магнита на предмет | Расширять логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения. | Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов. | Действие магнита на предмет | |||||||
ноябрь | №1 | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха без вкуса) Дать понятие о значимости воды в жизни человека; воспитывать бережное отношение к воде. | Коммуникация: учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным. находить слова противоположные по значению Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов… | Умеют называть свойства воды, его значение, умеют находить слова противоположные по значению | ||||||
№2 | Вода прозрачная, может менять цвет | Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы | Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных. Познание: формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования | Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители | |||||||
№3 | У воды нет цвета, вкуса и запаха | Формировать представления детей о воде. Определить, что у воды нет цвета, вкуса и запаха | Познание: расширять знания о свойствах воды Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов | |||||||
№4 | Вода - жидкость | Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о воде как жидкости, способной течь, переливаться. | Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем подбора глаголов. | Умеют доказывать, что вода – это жидкость. | |||||||
Декабрь | №1 | Вода не имеет формы | Формировать представление о том, что вода не имеет формы, но может принимать форму того сосуда, куда ее наливают. | Коммуникация: развивать речевую активность детей, закрепить названия сосудов. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов | ||||||
№2 | В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются | Формировать представление о том, что одни вещества могут раствориться в воде, а другие нет | Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность | Умеют делать выводы и заключения | |||||||
№3 | Вода, растворяя вещества, приобретает их вкус, цвет, запах | Закрепить представление о ранее изученных свойствах воды. Формировать представление о том, что вода приобретает запах, вкус и цвет веществ, растворимых в ней. | Познание: расширять знания о свойствах воды Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов | |||||||
№4 | Вода нужна всем. | Формировать представления детей о важности воды для всего живого. | Познание: расширять знания о значении воды. Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов | |||||||
январь | №2 | Как снег становиться водой. | Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность | Умеют делать выводы и заключения. | ||||||
№3 | «Льдинка и снежинка» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы. Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды. | Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения. | |||||||
№4 | Вода, лед, снег. | Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия. | Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. | Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда, снега воды. | |||||||
Февраль | №1 | В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича | Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится) | Познание: формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования. Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении. | Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности. | ||||||
№2 | Плавающие и тонущие предметы | Дать представления о предметах, плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку: тонет, плавает. | Познание: развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам, их свойствам. Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый, каменный. | Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый. | |||||||
| №3 | Плавающее перо | Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека | Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы. | Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности. | ||||||
№4 | Мех. Зачем зайчику другая шуба | Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. | Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно. | Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос. Проявляют интерес к окружающей нас природе. | |||||||
Март
| №1 | Волшебная кисточка | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски. | Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. | ||||||
№2 | С водой и без воды | Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях. | Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений. | |||||||
№3 | Путешествие в мир стеклянных вещей | Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал, из которого делают предметы. | Познание: знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно. | Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно. | |||||||
№4 | Как достают скрепку из воды. | Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе | Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности. Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей | Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита. | |||||||
Апрель | №1 | Чудеса растений | Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями. | Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы) | Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней. | ||||||
№2 | Нужен ли корешкам воздух | Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями. | Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними. Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести. | Называют комнатные растения.
| |||||||
№3 | Почва (песок, глина камни) | Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях. | Познание: знакомить детей с предметами неживой природы Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней. | Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. | |||||||
№4 | «Солнечные зайчики» | Формировать представления о свойствах солнечных лучей | Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно. | Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. | |||||||
Май | №1 | Зачем растения вертятся | Показать детям, что для роста растениям необходим свет. | Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений. Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения. | ||||||
№2 | «Растениям – теплую водичку» | Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений. | Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность. Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. | Умеют ухаживать за растениями на грядке. | |||||||
№3 | Передача солнечного зайчика | Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. | Познание: называть свойства солнечных лучей. Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. | |||||||
№4 | В мире пластмассы | Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная. | Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам. Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная). | Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы. | |||||||
Диагностика уровней развития детей поисково-исследовательской деятельности:
Проводится по следующим показателям и критериям.
- Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
- Предлагает возможные решения;
- Проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
- Делает выводы в соответствии с результатами проверки;
- Применяет выводы к новым данным;
- Делает обобщения.
Литература
- Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
- Костюченко М. П., Камалова Н.Р. - Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов. – Волгоград, «Учитель», 2015г.
- Мартынова Е. А., Сучкова И. М. - Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград, «Учитель», 2015 г.
- Нищева Н.В. - Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. - Издательство: Детство-Пресс, 2013
- Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект 1 младшей группы «Маленькие исследователи» (простые опыты с водой и бумагой).
Кратковременный проект 1 младшей группы «Маленькие исследователи» Сроки реализации: 24 февраля – 27 февраля 2015 гЦель: Познакомить детей с основными свойствами воды и бум...

Рабочая программа по опытно-экспериментальной деятельности для второй младшей группы "Маленький исследователь"
Рабочая программа...

Тематическая неделя в 1 младшей группе "Маленькие исследователи"
Перспективный план тематической недели в 1 младшей группе "Маленькие исследователи"....

Методическая разработка. Конспект совместной деятельности в младшей группе "Маленькие исследователи".
Знакомя детей с продметами ближнего окружения мы способствуем развитию у них любознательности. Любознательный ребёнок развивается быстрее. В процессе эксперементирования ребёнок "добывает" з...
Конспект по опытно –экспериментальной деятельности с элементами Stem технологий, во 2 младшей группе на тему «Научная лаборатория».
Цель: формировать познавательный интерес у детей при ознакомлении с водой, вовлечение в опытно – экспериментальную деятельность. ...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности в первой младшей группе «Маленькие исследователи»
Целью экспериментирования с детьми 2-3 лет является формирование исследовательского типа мышления, создание положительной мотивации для самостоятельного поиска новой информации об объектах живой и неж...

Проект по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Маленькие исследователи» для детей 3-4лет.
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Продуманное, системное знакомство ребенка с неизве...