Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей второй младшей группы "Путешествие в страну Камлание"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

 Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Развивать интерес к камням, мышление, речь, обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий. Воспитывать  бережное отношение к неживой природе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования для детей второй младшей группы

"Путешествие в страну Камлание"

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные – познакомить детей: с разнообразием камней,

их свойствами, особенностями

Развивающие – развивать: интерес к камням, мышление, речь, обогатить словарный запас: шершавый, твёрдый, гладкий

Воспитательные – воспитывать: бережное отношение к неживой природе,

умение работать сообща

Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику, цветовосприятие,

ориентировку в пространстве, фиксацию взора.

Материал: камни разных размеров, пластилин, таз с водой, перышки, картинки каменных построек, изделий из камней, салфетки, рисунок-схема, гуашь, «волшебный мешочек» - для игры.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, экспериментальная.

Методы и приемы: словесный метод (рассказ воспитателя, загадки, наглядный метод (показ иллюстраций, картинок, практический метод, игровой метод.

Ход занятия:

Воспитатель: Рано солнышко проснулось (потянулись)

Всем ребятам улыбнулось (улыбнулись)

Лучик яркий подало (руки вперед)

Всех ребяток в сад звало (взялись за руки)

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лабораторию. Поедем на поезде

(дети выстраиваются друг за другом «паровозиком», едут в лабораторию.

Вступительная беседа:

Воспитатель: Мы свами прибыли в лабораторию. Сегодня мы будем ставить опыты - узнавать что-то новое. О чем, узнаете, отгадав загадку:

«Он может быть мелкий-

В ладошке лежать.

Тяжелый, большой-

Одному не поднять!» камень

Правильно, это загадка про камень. С камнями нужно обращаться осторожно.

Что с ними нельзя делать? Почему? (ответы детей)

- Ребята, посмотрите на подносы и скажите, что это? (камни)

- А где можно их встретить? (везде)

- У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы.

(На магнитной доске выставляется картинка с изображением гор)

Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений.

(с растениями в горных выступах)

А самые высокие горы покрыты снегами

(картинка горы, покрытой снегом), но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду

(картинка камнепада - камнепад).

Поэтому камни можно встретить везде.

Эксперименты:

- А сейчас мы с вами проделаем опыты. Оказывается, что камни имеют много разных свойств. (Дети проходят к столам)

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

- Ребята, посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают камни)

- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый

красивый и показать мне.

- Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)

- Значит, какие могут быть камни? (красивые и некрасивые)

Опыт №2. Цвет.

- Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)

- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга? (по цвету)

Опыт №3. Самый большой и самый маленький.

-Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень.

(Дети показывают камни)

- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Давайте вместе с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек» - в нем лежат маленькие и большие камни, нужно на ощупь определить какой это камень.

ИГРА «Волшебный мешочек»

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

- Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень.

Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)

А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. Какой он? (Ответы детей) Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми.

- Ребята, так какими бывают камни? (Ответы детей)

Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»

(Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора).

Голос воспитателя: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы.

Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой, третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.

- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)

- Значит, камни какие? (Ответы детей)

Опыт №6. Лёгкое пёрышко и тяжелый камень.

- Возьмите перышко на ладошку, подуйте на него и проследите глазками, как оно будет опускаться в воду. Утонуло оно? Почему?

- А теперь возьмите камушек и подуйте на него, улетел он с ладошки, нет, почему?

Опустите камешек в воду, что произошло. Камешек утонул? Почему?

(Высказывания детей)

Опыт №7. Цвет.

- Ребята, достаньте из воды камешек. Изменился ли цвет? (Ответы детей)

Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

- Стукнем камнями друг о друга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

- Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях.

- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам камни? (Ответы детей).

- Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней.

(картинки постройки из камней)

Есть ещё и драгоценные камни, из которых ювелиры делают украшения.

(картинки - поделки из камней).

Воспитатель. В какой сказке был построен дом из камней?

Дети: три поросенка

Воспитатель. Дети, как вы думаете, волк сможет забраться в дом к поросятам? Почему? Высказывания детей.

Воспитатель: правильно, потому что дом у поросят построен из камней

Ребята, нам пора возвращаться в группу.

Дети выстраиваются и «паровозиком уезжают» в группу.

Опыт №9

Рисунок – схема: на ватмане вверху затушевано синим карандашом небо, из пластилина приклеены контуры тучек - 3-4, контур солнца.

По низу ватмана затушевано зеленым карандашом – трава, приклеены кусочки пластилина овальной и округлой формы для оформления цветов, вылеплен пластилиновый дом.

Самостоятельная деятельность детей:

На фоне дети прилепляют подходящие по размеру камушки на пластилин

на рисунке – схеме, закрашивают камушки гуашью поролоновыми кисточками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами дидактической игры во второй младшей группе “В гостях у бабушки”

Конспект "В гостях у бабушки" вызывает у деток только положительные эмоции,что не мало важно для детей данного возраста....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами дидактической игры во второй младшей группе “В гостях у бабушки”

Конспект "В гостях у бабушки" вызывает у деток только положительные эмоции,что не мало важно для детей данного возраста....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в подготовительной группе

1.    Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.2.    Через эксперименты с разными предметами учить де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в средней группе

В этом конспекте рассказывается о свойствах воды, для чего она нужна....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования во 2 младшей группе. «Песок. Свойства песка».

Развивать позновательную активность детей в процессе эксперементирования.Расширить знания детей о свойствах сухого и мокрого песка,активизировать речь и обогащать словарь детей. Воспитывать культурно-...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вот оно какое, наше лето» (вторая младшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вот оно какое, наше лето» (вторая младшая группа)Возраст детей: от 3-4 лет (2 младшая группа);Задачи:Цель: Формирование...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами рисования для детей 3-4 лет

Конспект занятия позволит педагогу расширить представления детей о дожде....