"Стань природе другом"
проект по окружающему миру

Ольга Игоревна Иванова

Экологический проект "Стань природе другом"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ

ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Стань природе другом»

C:\Users\User\Desktop\fbfa4b429a22babe9fcc65d5201962b3.png

Срок реализации: 2 месяца

АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей
средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре.Помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни планеты земля стало целью данной педагогической работы.
В зависимости от возраста и уровня знаний детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе –начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Овладение способами практического взаимодействия
с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Важное значение при работе с дошкольниками придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе в быту.
Участниками проекта являются: воспитанники, родители, педагоги

АКТУАЛЬНОСТЬ
Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь.

Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.

Исследовательская, поисковая активность –естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить –значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

  • Тип проекта:
    Краткосрочный (январь. – февраль 2023 г.) - исследовательский, практико-ориентированный.
    Цель проекта:
    Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

    Задачи проекта:
    • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
    процессе общения с ними.
    • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
    поисково-познавательной деятельности.
    • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

    Ожидаемые результаты:
     1. у детей сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
    дети понимают взаимосвязь в природе, бережно относятся к ней, животным, птицам, насекомым;
    2. у детей развит интерес к явлениям и объектам природы;
    дети умеют проводить несложные опыты, экспериментировать, анализировать и делать выводы;
    3. повышен уровень экологической культуры родителей, родители осознают необходимость экологического воспитания детей;
    4. создано единое воспитательное пространство  дошкольной образовательной организации и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

    Этапы реализации проекта:
    1 этап – Подготовительный – 10-20 января 2023 г.
    2 этап – Основной –  январь- февраль  2023г.
    3этап –Заключительный –   20-28  февраля 2023 г.

    Подготовительный этап
    - Проведение и организация интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста  «Моя удивительная планета Земля»

- Сбор и анализ литературы по данной теме.

- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
 


Основной этап
1.Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница».
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах, формах и видах воды. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща.
2. Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора».
Цель: уточнение знаний детей о значимости чистоты для жизни планеты и о роли человека. Расширение знания детей о видах мусора, об его утилизации и вторичном использовании. Развитие связной речи. Закреплять умение отвечать полными предложениями. Развивать умение работать в команде, дружеские взаимоотношения. Воспитывать культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

3. Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».
Цель: закрепление знаний о лесе, как об экосистеме. Воспитывать любовь и бережное отношение к лесу и его обитателям. Закрепить правила культурного и безопасного поведения на природе, развивать умение работать сообща.

Экологические беседы:
Беседа «Помогите птицам»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.


Беседа «Красная Книга».
Цели: воспитывать у детей бережное отношение к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу. Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу.

Беседа «Вода – это жизнь»
Цель: Дать детям представление о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.

Беседа «Охраняем  природу».
Цель: уточнить представления детей о том, что животные нуждаются в охране и заботе, многие растения и животные в лесах и огородах, в водоемах и лугах, нуждаются в помощи и заботе людей. Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Побуждать детей к высказыванию, умению делать выводы, логически мыслить. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных.

Работа с родителями :

  • Сборник  наблюдений на прогулке, включающий  тематические наблюдения, художественное слово, загадки
  • Изготовление совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не сорите!»
  • Сбор материала из  семейных архивов «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, дача)


Заключительный этап
1. Подведение итогов
    2. Презентация итогового продукта - стенда-фотоочета  «Люби и охраняй окружающую природу»
Принципы реализации проекта:

  • Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание
    условий для полного проявления способностей каждого ребенка и
    своевременной воспитательно-образовательной работы.
  • Принцип природосообразности свидетельствует о том, что
    образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и
    внешним условиям.
  • Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия
    взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между
    взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием
    воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
  • Принцип доступности предусматривает осуществление экологической
    работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также
    индивидуальных особенностей и психического развития детей.
  • Принцип системности, достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
  • Принцип последовательности заключается в постепенном повышении
    требований в процессе экологической деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.
  2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений ).
  3. Библиотечка юного эколога.
  4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

Ожидаемые результаты  детей:
-У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам.
- Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Ожидаемые результаты  родителей:

-  повышен уровень экологической культуры родителей,

- родители осознают необходимость экологического воспитания детей;

-  создано единое воспитательное пространство  дошкольной образовательной организации и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.



             Определение уровня экологической воспитанности детей:

Знакомство с усложненным календарем наблюдений. Самостоятельная работа с календарем природе. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца. Значение листопада. Наиболее распространенные животные лесов, лугов, водоемов. Подготовка животных к зиме. Подготовка к зиме многолетних травянистых растений. Оказание помощи больным и поврежденным деревьям.

Зима в природе. Связь зимних явлений в природе с изменением высоты солнца. Жизнь наземных животных, птиц и обитателей водоемов в зимнее время. Знакомство с новым диким животным. Условия обитания диких животных в зимнее время. Следы на снегу. Организация зимней подкормки птиц и развешивание кормушек у себя дома.

Лес – многоэтажный дом. Знакомство с лесом – как сообществом растений и животных. Ярусность леса. Влияние человека на жизнь леса. Знакомство с простейшими цепями питания в лесу. (+) и (-) влияние человека на лесное сообщество.

Красная книга. Знакомство с некоторыми охраняемыми растениями и животными.Осень: классификация комнатных растений в зависимости от потребностей света и влаги. Особенности их внешнего вида в связи с условиями природных мест обитания. Подготовка почвы для дальнейшего использования в уголке природы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
  2. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.
  3. Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.
  4. Подъякова Н.Н. Интеллектуальное воспитание дошкольников.
  5. Виноградова Н.Ф. Природа и мир вокруг нас. М. 1992г.
  6. Материалы Маура О, Коннора – старший вица-президент Национального Одюбоновского Общества Охраны природы.

Приложение

Последовательность деятельностных шагов по введению экологических знаний дошкольнику:

 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство экологической деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:

1) актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3. Постановка учебной задачи.

На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Педагог организует коммуникативную деятельность обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. В этом задании должен обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные обучающимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. 4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

На данном этапе предлагается выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации по экологии, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Педагог организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаков в соответствии с формулировками и обозначениями общепринятыми. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом (эталоном), и сами оценивают ее. В результате организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.

7. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, педагог подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8. Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог занятия).

На данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.

Использование деятельностного подхода на экологических занятиях:

  • у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
  • формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
  • возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
  • интерес к предмету побуждает к чтению литературы о природе, что расширяет их познания в области данной науки.



Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

 

Тема проекта

«Стань природе другом»

Вид проекта

исследовательский, практико-ориентированный.

Актуальность проекта

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Цель проекта

Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру.

Проблемный вопрос

Формировать у детей обобщённые представления о структуре трудового процесса, о роли современной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности

Задачи проекта

Задачи для детей:

• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в
процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе
поисково-познавательной деятельности.
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Задачи для родителей:

  • осознание родителями  необходимости экологического воспитания детей - подг.;
  • повышение  уровня  экологической культуры и компетентности по теме "Экологическое воспитание" у родителей - осн.

Задачи для воспитателей:

Подготовительный этап

- Сбор и анализ литературы по данной теме.

- Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей
- Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта

-Насыщение предметно-развивающим, тематическим содержанием 

Основной этап

- Организация и проведение НОД, игровой деятельности;

Подготовка и проведение бесед по теме проекта;

- организация и проведение коллективной и индивидуальной исследовательской деятельности детей

- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми  

Заключительный этап

- Подведение итогов
- Презентация итогового продукта - стенда-фотоочета  «Люби и охраняй окружающую природу»

Продукт проекта

Стенд -фотоочет   «Люби и охраняй окружающую природу»

Сроки реализации

Январь - февраль 2023 г.

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

14.01

Проведение и организация интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста  «Моя удивительная планета Земля»

Книги, сюжетные картинки, иллюстрации.

Риски связаны с качеством подготовки воспитателя.

Готовность воспитателя к проведению викторины

10-20.02

Сбор и анализ литературы

Мультимедийное оборудование, презентации, иллюстрации.

Учебно-методические пособия и художественная литература

Риски связаны с качеством подготовки воспитателя.

Готовность воспитателя к реализации основного этапа проекта

14.02

Беседа с детьми. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей

Мультимедийное оборудование, презентация  

Риски связаны с готовностью детей к мероприятию

Готовность детей к решению задач по реализации проекта.

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

01

1-я пол.дня

Беседа «Помогите птицам»

Воспитатель, дети.

Сформированность  заботливого отношения к птицам, желания помогать им в трудных зимних условиях.

02

1-я пол.дня

Беседа «Красная Книга»..

Воспитатель, дети.

Формирование бережного отношения к природе родного края; познакомить детей с некоторыми видами растений и животных, занесённых в Красную книгу.

03

2-я пол.дня

Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес».

Воспитатель, дети

Оформление коллективного продукта

Формирование

представления о важности воды для живых объектов, для людей, о необходимости беречь воду и сохранять чистоту водоёмов.

04

2-я пол.дня

Беседа «Вода – это жизнь»

07

1-я пол.дня

Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница».

08-14

Беседа «Охраняем  природу».

Воспитатель, дети

Закрепить и обобщить представления о растениях и животных, как о живых существах. Углубить понимание детьми необходимости беречь растения и животных

08-14

  • Изготовление совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не сорите!»

Готовый коллективный продукт.  

08-14

  • Сбор материала из  семейных архивов «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, дача)

Родитель, ребенок.

Подготовка индивидуального итогового продукта  для презентации на выставке.

08-14

Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора».

Родители, дети, воспитатель

Воспитание культуру поведения на улицах города, соблюдать чистоту и порядок.

  • Сборник  наблюдений на прогулке, включающий  тематические наблюдения, художественное слово, загадки

Воспитатель

Рекомендации для родителей

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

15.12.20

Презентация итогового продукта - стенда-фотоочета  «Люби и охраняй окружающую природу»

Организована коллективная презентация  

Каждый ребенок совместно с родителем    представил свой фотоотчет

Воспитатель получил опыт совместного с ребенком  анализа продукта детской деятельности; опыт создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Родители получили опыт совместной деятельности с ребенком в процессе реализации проекта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Охранять природу— значит охранять Родину » (М. Пришвин) Экологический проект « Стань природе другом » Детский сад «Светлячок» СПМБОУ АСОШ№1 им. П.К Коршунова

Слайд 2

Актуальность: Природа –удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Слайд 3

Цель: Формирование экологической грамотности детей, бережного отношения к природе и окружающему миру Задачи: • Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними. • Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.

Слайд 4

Продукт проекта: Стенд – фотоочет «Люби и охраняй окружающую природу»

Слайд 5

Результаты деятельности детей -У детей сформирована экологическая грамотность, бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам. - Сформированные навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. - Ответственное отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.

Слайд 6

Результаты деятельности родителей - повышен уровень экологической культуры родителей, - родители осознают необходимость экологического воспитания детей; - создано единое воспитательное пространство дошкольной образовательной организации и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

Слайд 7

Этапы проекта: Подготовительный этап - Проведение и организация интеллектуальной викторины для детей старшего дошкольного возраста « Моя удивительная планета Земля » - Сбор и анализ литературы по данной теме. - Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей - Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта. Основной этап 1.Занятие по познавательному развитию на тему: «Вода – волшебница». 2. Игра – викторина на тему: «Берегите Землю от мусора». 3. Коллективная аппликация на тему: «Береги наш лес». Экологические беседы: Беседа «Помогите птицам» Беседа «Красная Книга». Беседа «Вода – это жизнь» Беседа «Охраняем природу ». Работа с родителями : Сборник наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения, художественное слово, загадки Изготовление совместно с детьми памятки для родителей « Долой мусор! » , « Не сорите! » Сбор материала из семейных архивов « Отдыхаем, не вредя! » (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, дача) Заключительный этап 1. Подведение итогов 2. Презентация итогового продукта - стенда-фотоочета «Люби и охраняй окружающую природу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Стань природе другом!"

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необход...

Родительское собрание "Стань природе другом"

Привлечь  родителей к работе по экологическому воспитанию детей 6-7 лет...

Проект экологический «Стань природе другом»

Педагогический проект«Стань природе другом» для старшего дошкольного возрастаЦель: Формированть знания и представления о живой и неживой природе, воспитывать желание заботиться о природе, сохранять её...

Экологический проект «Стань природе другом»

краткосрочный Участники: родители, дети средней, старшей и подготовительных групп,Актуальность Как прекрасен этот мир! - говорим мы детям, обращая внимание на красивую бабочку, яркий цветочек в т...

Презентация проекта "Стань природе другом"

Презентация проекта по экологическому воспитанию "Стань природе другом" в средней группе...

Проект "Стань природе другом"

Проект о охране окружающей среды...

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...