Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей к пруду" по проекту
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Кирильчик Анастасия Юрьевна

Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о пруде как о единой экосистеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

Конспект занятия

«Путешествие по экологической тропе с

Иваном да Марьей

к пруду»

Воспитатель МКДОУ «Детский сад №15»

Кирильчик Анастасия Юрьевна

г. Зима, 2022

«Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей

к пруду»

Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о пруде как о единой экосистеме.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о
подводном мире.

Коррекционно-развивающие: формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе наблюдений;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Оборудование: костюмы (Иван и Марья); схема маршрута экологической тропы, ведро с живыми карасями, обручи, «Дождемер», аудиозапись «Звуки природы», коробочка с фигурками кузнечика, черепахи, лягушки, раскрасски-рыбки.

Методы и приемы: информативно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, практический, наглядный.

Предварительная работа с детьми:

Дидактические игры «Утки в пруду», «Рыбки и аквариум».

Беседа на тему: «Значение водоема для человека и природы».

Пословицы, связанные с прудом: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Хоть пруд пруди».

Игры: «Море волнуется», «Ловись рыбка большая и маленькая»

Чтение художественной литературы:

Сказка Т.Домаренок «Лягушонок и его дом», сказка Цыферова Г.М.  «Китёнок», русская народная сказка «По щучьему веленью», Александр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», сказка Сутеев В.Г. «Кот-рыболов».

Физическое развитие

П/игра «Рыбаки и рыбки»

Просмотр иллюстраций, репродукций картин с изображением прудов

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Воспитатель-Иван: (Читает отрывок)

Жил старик со своею старухой 
У самого синего моря; 
Они жили в ветхой землянке 
Ровно тридцать лет и три года. 
Старик ловил неводом рыбу, 
Старуха пряла свою пряжу. 
Раз он в море закинул невод, — 
Пришел невод с одною тиной. 
Он в другой раз закинул невод, 
Пришел невод с травой морскою. 
В третий раз закинул он невод, — 
Пришел невод с одною рыбкой, 
С непростою рыбкой, — золотою. 
Как взмолится золотая рыбка! 
Голосом молвит человечьим: 
«Отпусти ты, старче, меня в море, 
Дорогой за себя дам откуп: 
Откуплюсь чем только пожелаешь.» 
Удивился старик, испугался: 
Он рыбачил тридцать лет и три года 
И не слыхивал, чтоб рыба говорила. 
Отпустил он рыбку золотую 
И сказал ей ласковое слово: 
«Бог с тобою, золотая рыбка! 
Твоего мне откупа не надо; 
Ступай себе в синее море, 
Гуляй там себе на просторе».

 Воспитатель-Иван: Ребята, я очень люблю рыбачить и кроме золотой рыбки мне попадаются и такие трофеи (Показывает живых карасей в ведре, дети восторгаются). Караси — невероятно выносливые и неприхотливые рыбы, способные выживать в суровых условиях, например, зарываясь в ил для зимовки или пережидая засуху на суше. Существуют два основных вида: золотой и серебряный. Это серебряный вид. Но сегодня очень жарко на улице и ведре моей рыбе тесно. А предлагаю ее выпустить в искусственно созданный пруд, чтобы она не мучалась. Вы хотели бы составить мне компанию и посмотреть, что еще интересного есть в моем пруду? (Да)

Воспитатель-Марья: Тогда, предлагаю отправиться в удивительное путешествие к «Пруду». А поможет нам схема маршрута экологической тропы.

2. Прогулка по экологической тропе:

Воспитатель-Иван: Остановка №1 «Крестьянский дворик» Ребята, прежде чем нам перейти на следующую станцию необходимо отгадать загадки:

  • Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
  • Без него не умыться, не напиться, не пройти. (Река)
  • Круглое и голубое, до краев полно водою. (Озеро)
  • Прозрачный, как стекло, но не вставишь в окно. (Вода, которая превращается в лед)
  • Стоит, шумит, а пошевелить нельзя. (Океан)

Воспитатель-Марья: Верно! Без воды нет еды (растения не растут, рыбы не живут), без нее нельзя пить и мыться, а растения без воды не могут «Дышать» и делать воздух чистым, а рыбы не могут жить, поэтому важно беречь воду.

Воспитатель-Иван: Двигаемся дальше. Остановка №2 «Муравейник» Ребята, как вы думаете нужна ли вода муравьям для жизни и где они ее берут, ведь тут нет рядом ни реки, ни озера? (Предположения детей)

Воспитатель-Марья: Муравьи пьют воду, но не в привычном понимании — они впитывают влагу из воздуха и получают воду из жидких источников, таких как соки растений, падь тли (сладкие выделения тли) и нектар.

Следующая остановка №3 «Дорожка здоровья»

Воспитатель-Иван: Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», где «рыбаки» образуют невод и ловят «рыбок», пока не поймают всех или не разорвут невод, а также «Акула и рыбки», где дети-рыбки прячутся от «акулы» за обручами-кораллами. Также можно использовать игру «Рыбки плавают в водице» с музыкальным сопровождением и домиками-аквариумами.

Воспитатель-Иван: Остановка №4 «Лес» и «Птичий городок».

Давайте немного пофантазируем. Представим, что вы поймали золотую рыбку, то что бы попросили у нее? (Если бы я поймал золотую рыбку, то я ….)

Воспитатель-Марья: Было бы хорошо, чтобы все ваши желания исполнились, но нам пора идти дальше.

Воспитатель-Иван: Остановка №5 «Метеостанция»

Ребята, как вы думаете, если озеро небольшое оно может пересохнуть летом? Как оно может наполняться? (с помощью осадков)

Воспитатель-Марья Да, небольшое озеро может пересохнуть летом, так как испарение и сток воды из него могут превышать объемы поступающей воды, а наполняться озеро может за счет осадков (дождя и снега). Давайте дольем воды в наше ведро с карасем из дождемера и когда будем выпускать рыбу в пруд ее уже будет немного больше. (Дети доливают воды рыбкам из дождемера).

Воспитатель-Иван: Следующая остановка между №6 «Террариум» и №7 «Пруд» (Прослушивание звуков природы, например, кваканья лягушек.)

Воспитатель-Марья: Звуки каких животных и насекомых вы услышали? (Лягушек, кузнечиков). Лягушки могут прыгать очень высоко и являются отличными пловцами, благодаря мощным задним лапам. Они дышат кожей и могут впитывать воду, поэтому их кожа должна быть влажной, чтобы оставаться здоровой, поэтому она живет недалеко от нашего пруда.

В отличие от многих представителей живой природы у кузнечиков нет территории постоянного обитания. Они перемещаются с места на место в поисках пищи. Некоторые виды могут перемещаться на сотни километров. Они так же частые гости нашего пруда.

Воспитатель-Иван: А еще у нас живут черепахи (фигурка). Черепахи — древние животные с панцирем, который является частью их тела, и многие из них живут очень долго. Они могут быть сухопутными или водными, а некоторые очень большие, как мотоцикл, а другие — совсем маленькие. К сожалению, многие виды черепах находятся под угрозой исчезновения, и люди стараются защищать природу и животных, чтобы помочь им выжить. 

Воспитатель-Марья: Что же делать, а если их у нас совсем не останется? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы черепахи жили долго? (Правильные условия содержания и чистая планета)

Трудовая деятельность: 

Дети собирают мусор на берегу пруда, учатся ухаживать за природой.

Воспитатель-Иван: Ну вот теперь вокруг пруда очень чисто и все жители нашего водоема будут жить долго, предлагаю выпустить рыбок и покормить их кормом для рыб. (Дети с радостью выпускают рыб в пруд и долго за ними наблюдают как они плавают и едят)

3. Подведение итогов

Воспитатель-Иван: Наше путешествие подходит к концу. Предлагаю тем же маршрутом вернуться домой (по схеме-маршруту, проходя станции «Террариум», «Лес», «Дорожку здоровья», «Муравейник» и «Крестьянский дворик»)

Рефлексия:

Воспитатель-Иван: Что было самым интересным на нашей прогулке? (выпускать рыбок в пруд). С какими представителями живой природы вы познакомились сегодня?  (Лягушками, кузнечиками, черепахами и карасями).

Воспитатель-Марья: Спасибо за вашу активность и участие. До новых встреч!

Воспитатель-Иван: А на память о нашей встрече возьмите раскраски – рыбки, чтобы запомнить наше путешествие на долго.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой, тема «Иван-да-Марья»

Иван-да-Марья, конспект занятия по  природе в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению детей с природой, тема «Иван-да-Марья»Программное содержание:Познакомить детей с цветком (...

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей на метеостанцию" по проекту

Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о назначении метеостанции и приборах метеоролога...

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей к цветнику" по проекту

Цель: Расширение знаний детей дошкольного возраста о цветах и лекарственных растениях....

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей к муравейнику" по проекту

Цель: Расширение знаний детей страршего дошкольного возраста о насекомых...

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей в лес" по проекту

Цель: познакомить детей с основными деревьями родного края, научить различать их по внешнему виду....

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей в птичий городок" по проекту

Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о многообразии птиц...

Проект "Путешествие с Иваном да Марьей по экологической тропе"

Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только с дошкольного возраста. Потом поменять мировоззрение сложно. Данный проек направлен на создание образовательного маршру...