Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей к пруду" по проекту
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о пруде как о единой экосистеме.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15»
Конспект занятия
«Путешествие по экологической тропе с
Иваном да Марьей
к пруду»
Воспитатель МКДОУ «Детский сад №15»
Кирильчик Анастасия Юрьевна
г. Зима, 2022
«Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей
к пруду»
Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о пруде как о единой экосистеме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять полученные раннее знания, уточнять и расширять знания о
подводном мире.
Коррекционно-развивающие: формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе наблюдений;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе и желание заботиться о ней.
Оборудование: костюмы (Иван и Марья); схема маршрута экологической тропы, ведро с живыми карасями, обручи, «Дождемер», аудиозапись «Звуки природы», коробочка с фигурками кузнечика, черепахи, лягушки, раскрасски-рыбки.
Методы и приемы: информативно-рецептивный, репродуктивный, исследовательский, практический, наглядный.
Предварительная работа с детьми:
Дидактические игры «Утки в пруду», «Рыбки и аквариум».
Беседа на тему: «Значение водоема для человека и природы».
Пословицы, связанные с прудом: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Хоть пруд пруди».
Игры: «Море волнуется», «Ловись рыбка большая и маленькая»
Чтение художественной литературы:
Сказка Т.Домаренок «Лягушонок и его дом», сказка Цыферова Г.М. «Китёнок», русская народная сказка «По щучьему веленью», Александр Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», сказка Сутеев В.Г. «Кот-рыболов».
Физическое развитие
П/игра «Рыбаки и рыбки»
Просмотр иллюстраций, репродукций картин с изображением прудов
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель-Иван: (Читает отрывок)
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воспитатель-Иван: Ребята, я очень люблю рыбачить и кроме золотой рыбки мне попадаются и такие трофеи (Показывает живых карасей в ведре, дети восторгаются). Караси — невероятно выносливые и неприхотливые рыбы, способные выживать в суровых условиях, например, зарываясь в ил для зимовки или пережидая засуху на суше. Существуют два основных вида: золотой и серебряный. Это серебряный вид. Но сегодня очень жарко на улице и ведре моей рыбе тесно. А предлагаю ее выпустить в искусственно созданный пруд, чтобы она не мучалась. Вы хотели бы составить мне компанию и посмотреть, что еще интересного есть в моем пруду? (Да)
Воспитатель-Марья: Тогда, предлагаю отправиться в удивительное путешествие к «Пруду». А поможет нам схема маршрута экологической тропы.
2. Прогулка по экологической тропе:
Воспитатель-Иван: Остановка №1 «Крестьянский дворик» Ребята, прежде чем нам перейти на следующую станцию необходимо отгадать загадки:
- Кругом вода, а с питьём беда. (Море)
- Без него не умыться, не напиться, не пройти. (Река)
- Круглое и голубое, до краев полно водою. (Озеро)
- Прозрачный, как стекло, но не вставишь в окно. (Вода, которая превращается в лед)
- Стоит, шумит, а пошевелить нельзя. (Океан)
Воспитатель-Марья: Верно! Без воды нет еды (растения не растут, рыбы не живут), без нее нельзя пить и мыться, а растения без воды не могут «Дышать» и делать воздух чистым, а рыбы не могут жить, поэтому важно беречь воду.
Воспитатель-Иван: Двигаемся дальше. Остановка №2 «Муравейник» Ребята, как вы думаете нужна ли вода муравьям для жизни и где они ее берут, ведь тут нет рядом ни реки, ни озера? (Предположения детей)
Воспитатель-Марья: Муравьи пьют воду, но не в привычном понимании — они впитывают влагу из воздуха и получают воду из жидких источников, таких как соки растений, падь тли (сладкие выделения тли) и нектар.
Следующая остановка №3 «Дорожка здоровья»
Воспитатель-Иван: Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», где «рыбаки» образуют невод и ловят «рыбок», пока не поймают всех или не разорвут невод, а также «Акула и рыбки», где дети-рыбки прячутся от «акулы» за обручами-кораллами. Также можно использовать игру «Рыбки плавают в водице» с музыкальным сопровождением и домиками-аквариумами.
Воспитатель-Иван: Остановка №4 «Лес» и «Птичий городок».
Давайте немного пофантазируем. Представим, что вы поймали золотую рыбку, то что бы попросили у нее? (Если бы я поймал золотую рыбку, то я ….)
Воспитатель-Марья: Было бы хорошо, чтобы все ваши желания исполнились, но нам пора идти дальше.
Воспитатель-Иван: Остановка №5 «Метеостанция»
Ребята, как вы думаете, если озеро небольшое оно может пересохнуть летом? Как оно может наполняться? (с помощью осадков)
Воспитатель-Марья Да, небольшое озеро может пересохнуть летом, так как испарение и сток воды из него могут превышать объемы поступающей воды, а наполняться озеро может за счет осадков (дождя и снега). Давайте дольем воды в наше ведро с карасем из дождемера и когда будем выпускать рыбу в пруд ее уже будет немного больше. (Дети доливают воды рыбкам из дождемера).
Воспитатель-Иван: Следующая остановка между №6 «Террариум» и №7 «Пруд» (Прослушивание звуков природы, например, кваканья лягушек.)
Воспитатель-Марья: Звуки каких животных и насекомых вы услышали? (Лягушек, кузнечиков). Лягушки могут прыгать очень высоко и являются отличными пловцами, благодаря мощным задним лапам. Они дышат кожей и могут впитывать воду, поэтому их кожа должна быть влажной, чтобы оставаться здоровой, поэтому она живет недалеко от нашего пруда.
В отличие от многих представителей живой природы у кузнечиков нет территории постоянного обитания. Они перемещаются с места на место в поисках пищи. Некоторые виды могут перемещаться на сотни километров. Они так же частые гости нашего пруда.
Воспитатель-Иван: А еще у нас живут черепахи (фигурка). Черепахи — древние животные с панцирем, который является частью их тела, и многие из них живут очень долго. Они могут быть сухопутными или водными, а некоторые очень большие, как мотоцикл, а другие — совсем маленькие. К сожалению, многие виды черепах находятся под угрозой исчезновения, и люди стараются защищать природу и животных, чтобы помочь им выжить.
Воспитатель-Марья: Что же делать, а если их у нас совсем не останется? Как вы думаете, что необходимо для того, чтобы черепахи жили долго? (Правильные условия содержания и чистая планета)
Трудовая деятельность:
Дети собирают мусор на берегу пруда, учатся ухаживать за природой.
Воспитатель-Иван: Ну вот теперь вокруг пруда очень чисто и все жители нашего водоема будут жить долго, предлагаю выпустить рыбок и покормить их кормом для рыб. (Дети с радостью выпускают рыб в пруд и долго за ними наблюдают как они плавают и едят)
3. Подведение итогов
Воспитатель-Иван: Наше путешествие подходит к концу. Предлагаю тем же маршрутом вернуться домой (по схеме-маршруту, проходя станции «Террариум», «Лес», «Дорожку здоровья», «Муравейник» и «Крестьянский дворик»)
Рефлексия:
Воспитатель-Иван: Что было самым интересным на нашей прогулке? (выпускать рыбок в пруд). С какими представителями живой природы вы познакомились сегодня? (Лягушками, кузнечиками, черепахами и карасями).
Воспитатель-Марья: Спасибо за вашу активность и участие. До новых встреч!
Воспитатель-Иван: А на память о нашей встрече возьмите раскраски – рыбки, чтобы запомнить наше путешествие на долго.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с природой, тема «Иван-да-Марья»
Иван-да-Марья, конспект занятия по природе в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению детей с природой, тема «Иван-да-Марья»Программное содержание:Познакомить детей с цветком (...

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей на метеостанцию" по проекту
Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о назначении метеостанции и приборах метеоролога...

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей к цветнику" по проекту
Цель: Расширение знаний детей дошкольного возраста о цветах и лекарственных растениях....

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей к муравейнику" по проекту
Цель: Расширение знаний детей страршего дошкольного возраста о насекомых...

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей в лес" по проекту
Цель: познакомить детей с основными деревьями родного края, научить различать их по внешнему виду....

Конспект занятия "Путешествие по экологической тропе с Иваном да Марьей в птичий городок" по проекту
Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о многообразии птиц...

Проект "Путешествие с Иваном да Марьей по экологической тропе"
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только с дошкольного возраста. Потом поменять мировоззрение сложно. Данный проек направлен на создание образовательного маршру...
