План по самообразованию «Хочу все знать!» (опытно-экспериментальная деятельность)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.
Актуальность:
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.
Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Сегодня, мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
Работая в дошкольном учреждение, педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте одним из ведущих видов деятельности является экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является одним из ведущих, а первые три года — практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее мы сможем развить его познавательные способности, и повысить его познавательную активность.
Тема: «Хочу все знать!»
Цель: создать условия для развития поисково-познавательной деятельности дошкольников как основы интеллектуально-личностного и творческого развития
Задачи:
Образовательные задачи
- Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
- Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
- Формирование умения делать выводы, открытия.
Развивающие задачи
- Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
- Развитие мелкой моторики и координации движений.
- Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
- Развитие внимания и памяти.
- Развитие речевых способностей.
Воспитательные задачи
- Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
- Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
- Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
- Воспитание усидчивости и аккуратности.
Месяц | Формы работы | ||||||
С детьми | Педагогами | Самообразование | Родителями | ||||
Раздел плана | 1 ЭТАП Информационно - аналитический | ||||||
Сентябрь | - обмен опытом (наработки, методические пособия) | .-Подобрать методическую литературу по теме. -Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме. - изучение материалов на интернет-ресурсах. | |||||
Раздел плана | 2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения образовательного процесса | ||||||
Октябрь | «Игры с соломинкой» Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть. 2. «Игры с веерами и султанчиками» Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер. 3. «Воздух работает» Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) 4. Чтение отрывков из сказок «Сказка о Царе Салтане…», «Соловей разбойник» и т.д. Цель: закрепление знаний, что ветер-это движение воздуха 5. Беседа «Воздух, его роль в жизни человека» | Сбор книжных иллюстраций. | 1. Подбор и изучение литературы по теме: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»; Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. 2. Разработки тематического планирования. | Помощь родителей в создании опытно – экспериментальной среды. Консультация «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром». | |||
Ноябрь | 1. «Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука)». Цель: познакомить со свойствами воды – не имеет формы, прозрачна, без запаха 2.«Разноцветные мыльные пузыри» Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды и воздуха. 3.Посадка луковиц тюльпанов (гиацинтов) для подарка мамам к 8 марта. 4. Беседа «волшебница вода» | Обмен опытом. | Подбор и изучение литературы по теме: Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; https://www.maam.ru/ | Консультация «Волшебная водичка» | |||
Декабрь | 1.«Замерзшая вода» Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды 2. «Снег, какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле). | 1.Подбор и изучение литературы по теме: «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; Научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с»автор Потапова Т. В. 2. Игра «Заморозить-растопить» Н. Е. Веракса «Мир физических явлений» стр.79 | Изготовление цветных льдинок для украшения елки на улице. | ||||
Январь | 1. «Каждому камешку свой домик» Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. 2. «Свойства песка» Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого). | Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» | Подбор и изучение литературы по теме: Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006 | 1. Стендовая информация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». 2. Создание видео роликов «Юный экспериментатор» | |||
Февраль | 1. «Бумага, ее качества и свойства» Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит) 2. «Ткань, ее качества и свойства» Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество 3. «Фокусы с магнитом» Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. | Выступление на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ: «Экспериментирование – инструмент развития личности ребенка» | Подбор и изучение литературы по теме: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. | 1. Консультация для родителей: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира» 2. Оформление выставки из бумаги и ткани в группе «Мир наших фантазий» | |||
Март | 1. «Звенящая вода» Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук воды. 2. «Почему все звучит?» Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Подбор и изучение литературы по теме: Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. 2006 Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. М. 2006 .Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. 2005 | Буклет для родителей "Музыка в семье" | ||||
Апрель | 1. «Пересаживание комнатных растений». Цель: продолжать знакомить детей с объектами живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов; формировать представления о характерных признаках объектов, предметов, веществ. 2.«Веточка березы» Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду. | 1.Подбор и изучение литературы по теме: https://www.maam.ru/ 2.Подбор картотеки загадок о растениях | 1. Консультация для родителей “Научите ребенка любить живую природу” | ||||
Раздел плана | 3 ЭТАП Заключительный. Обобщение опыта работы. | ||||||
Май | Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства воздуха»; | Презентация на тему самообразования | Совместно с родителями сделать стенгазету – коллаж на тему: «Юные исследователи». | ||||
Ожидаемые результаты :
1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.
3. Сформированность основ диалектического мышления.
4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
6. Сформированность коммуникативных навыков.
Список используемой литературы
1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа
Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.
2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
5. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...
Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности
Перспективный план работы на учебный год по опытно-эксперименталльной деятельности...
Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности в старшей группе.
Перспективный план...
Самообразование на тему: "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Совершенствование профессиональных знаний и умений педагога...

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе
Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....

Отчет по самообразованию . по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста »
Отчет по самообразованию . по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста »...
