План по самообразованию «Хочу все знать!» (опытно-экспериментальная деятельность)
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа)

Шешукова Ольга Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_sheshukova_oa.docx35.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера» - Анатолий Шапиро.

Актуальность:

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

Китайская пословица гласит: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания, тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.

Сегодня, мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Работая в дошкольном учреждение, педагог всегда должен стремиться искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников, своих воспитанников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

В 1990 годы профессор - академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте одним из ведущих видов деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является одним из ведущих, а первые три года — практически единственным способом познания мира.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, а, значит, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее мы сможем развить его познавательные способности, и повысить его познавательную активность.

Тема: «Хочу все знать!»

Цель: создать условия для развития поисково-познавательной деятельности дошкольников как основы интеллектуально-личностного и творческого развития

Задачи: 

Образовательные задачи        

  • Формирование представление о предметах: их свойствах и качествах.
  • Формирование способности определять взаимосвязи между предметами и явлениями.
  • Формирование умения делать выводы, открытия.

Развивающие задачи        

  • Развитие мыслительных способностей: сравнение, сопоставление, систематизация, обобщение, анализ.
  • Развитие мелкой моторики и координации движений.
  • Развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Развитие речевых способностей.

Воспитательные задачи        

  • Создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию.
  • Создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований.
  • Воспитание умения работать в коллективе, чувства взаимопомощи.
  • Воспитание усидчивости и аккуратности.

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Раздел плана

1 ЭТАП Информационно - аналитический

Сентябрь

- обмен опытом (наработки, методические пособия)

.-Подобрать методическую литературу по теме.

-Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

- изучение материалов на интернет-ресурсах.

Раздел плана

2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения образовательного процесса

Октябрь

«Игры с соломинкой»

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

2. «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха - движением; движение воздуха - это ветер.

3. «Воздух работает»

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

4. Чтение отрывков из сказок «Сказка о Царе Салтане…», «Соловей разбойник» и т.д.

Цель: закрепление знаний, что ветер-это движение воздуха

5. Беседа «Воздух, его роль в жизни человека»

Сбор книжных иллюстраций.

1. Подбор и изучение литературы по теме:

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»;

Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.

2. Разработки тематического планирования.

Помощь родителей в создании опытно – экспериментальной среды.

Консультация «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

Ноябрь

1. «Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука)».

Цель: познакомить со свойствами воды – не имеет формы, прозрачна, без запаха

2.«Разноцветные мыльные пузыри»

Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды и воздуха.

3.Посадка луковиц тюльпанов (гиацинтов) для подарка мамам к 8 марта.

4. Беседа «волшебница вода»

Обмен опытом.

Подбор и изучение литературы по теме: Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»; https://www.maam.ru/

Консультация «Волшебная водичка»

Декабрь

1.«Замерзшая вода»

Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды

2. «Снег, какой он?» Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

1.Подбор и изучение литературы по теме:

    «Маленькие экологи» В. С. Афимьина;  Научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с»автор Потапова Т. В.

2. Игра «Заморозить-растопить» Н. Е. Веракса «Мир физических явлений» стр.79

Изготовление цветных льдинок для украшения елки на улице.

Январь

1. «Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

2. «Свойства песка»

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).

Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

Подбор и изучение литературы по теме:

 Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с

природными объектами. М. 2006

1.  Стендовая информация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

2. Создание видео роликов «Юный экспериментатор»

Февраль

1. «Бумага, ее качества и свойства»

Цель: научить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, гладкость, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит)

2. «Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество

3. «Фокусы с магнитом»

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Выступление на семинаре-практикуме для педагогов ДОУ:       «Экспериментирование – инструмент развития личности ребенка»

Подбор и изучение литературы по теме: Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие.

– СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

1. Консультация для родителей: «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира»

2. Оформление выставки из бумаги и ткани в группе «Мир наших фантазий»

Март

1. «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук воды.

2. «Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Подбор и изучение литературы по теме:  Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж.

2006

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с

природными объектами. М. 2006

.Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.

2005

Буклет для родителей "Музыка в семье"

Апрель

1. «Пересаживание комнатных растений».

Цель: продолжать знакомить детей с объектами живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов; формировать представления о характерных признаках объектов, предметов, веществ.

2.«Веточка березы»

Цель: наблюдать за появлением листочков на веточках, поставленных в воду.

1.Подбор и изучение литературы по теме:  https://www.maam.ru/

2.Подбор картотеки загадок о растениях

1. Консультация для родителей  “Научите ребенка любить живую природу”

Раздел плана

3 ЭТАП Заключительный. Обобщение опыта работы.

Май

Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства воздуха»;

Презентация на тему самообразования

Совместно с родителями сделать стенгазету – коллаж на тему: «Юные исследователи».

    Ожидаемые результаты :

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития.

3. Сформированность основ диалектического мышления.

4. Углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

5. Усвоение основ целостного видения окружающего мира.

6. Сформированность коммуникативных навыков.

 

Список используемой литературы

1.  Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа

Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

2. Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

3. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода» /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

5. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

Перспективный план работы на учебный год по опытно- экспериментальной деятельности

Перспективный план работы на учебный год по опытно-эксперименталльной деятельности...

Перспективный план кружковой работы «Хочу всё знать» по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе

Создать условия для развития у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию....

Отчет по самообразованию . по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста »

Отчет по самообразованию . по теме: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми  старшего дошкольного возраста »...