Главные вкладки

    Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
    материал (подготовительная группа) на тему

    Цель: 

    1. повысить свой профессиональный уровень

    2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования

    3. изучить методическую литературу по данной теме

    4.пополнять экологический уголок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx38.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 20»

    «Самообразование»

    Подготовительная к школе группа «Маша и медведь»

    Тема: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    Начало: 01. 09.2014г

    Конец: 29.05.2014г

    Н.Ю.Орлова


    Актуальность:

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

            Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

    Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

            Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    План по самообразованию

    Период работы: один год (2014-2015)

    Тема: Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    Цель:

    1. Повысить свой профессиональный уровень
    2. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
    3. Изучить методическую литературу по данной теме
    4. Пополнять экологический уголок

    Задачи:

    1. Углублять представления о живой и неживой природе
    2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
    3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
    4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
    5. Создание картотеки экспериментов и опытов

    Сроки

    Форма работы

    Практические выходы

    Сентябрь-октябрь

    Изучение методической литературы

    Подбор книг, статей из журналов

    Ноябрь

    Разработка плана по теме самообразования.

    План по самообразованию

    Ноябрь

    Сбор необходимого инвентаря и оборудования  

    Оформление уголка мини-лаборатории и оснащение ее необходимым материалом

    Ноябрь

    Поиск интересной информации о явлениях природы

    Папка-передвижка для родителей и детей (Приложение №1)

    Декабрь

    Составление и изготовление картотеки экспериментов

    Картотека

    Декабрь

    Подготовка консультаций для родителей

    Материалы консультаций

    Декабрь-Апрель

    Проведение опытов и экспериментирования с детьми

    Зарисовка детьми схем опытов

    Май

    Анализ работы по самообразованию

    Прогноз на будущее


    Взаимодействие с родителями:

    Подготовка консультация для родителей по следующим темам:

    • «Ребенок- исследователь в детском саду»,( Приложение  №2)
    • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», (Приложение №3)
    • «Развитие любознательности детей, через детское экспериментирование». (Приложение №4)

    Работа с детьми:

    Опыты

    Материалы

    Задачи

    Декабрь

    №1

    «Воздух повсюду» (см. картотеку опыт №8)

    Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

    Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость

    №2

    Почему все звучит?

    (см. картотеку опыт №2)

    Бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

    Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета

    №3

    Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

    (см. картотеку опыт №1)

    Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

    Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус)

    №4

    Каждому камешку свой домик

    (см. картотеку опыт №10)

    Различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

    Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

    Январь

    №1

    «Песочная страна» (См. картотеку опыт №19)

    Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

    Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка

    №2

    Свет и тень

    (см. картотеку опыт №13)

    Оборудование для теневого театра, фонарь.

    Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

    №3

    Тающий лед (см. картотеку опыт №15)

    Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

    Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

    №4

    Таинственные картинки

    (см. картотеку опыт №17)

    Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

    Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

    Февраль

    №1

    «Угадайка!» (См. картотеку опыт №23)

    Предметы одинаковой формы и размера из
    разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы;
    емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного мате-
    риала одинакового цвета, сенсорный ящик.

    Показать детям, что предметы имеют вес, который
    зависит от материала.

    №2

    Что отражается в зеркале?

    (см. картотеку опыт №28)

    Зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие питы.

    Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

    №3

    Фонтанчики

    (см. картотеку опыт №32)

    Пластиковые бутылки, гвозди, спички, вода

    Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

    №4

    Цветной песок

    (см. картотеку опыт №30)

    Цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие предметы,2мешочка,мелкиетерки,миски,ложки(палочки,)небольшие банки с крышками.

    Познакомить детей со способом изготовления цветного песка(перемешав  с цветным мелом);научить пользоваться теркой.

    Март

    №1

    «Свет повсюду» (См. картотеку опыт №12)

    Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

    Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

    №2

    Песочная страна

    (см. картотеку опыт №19)

    Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

    Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

    №3

    Водяная мельница

    (см. картотеку опыт №21)

    Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с кодой, тряпка, фартуки по числу детей

    Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

    №4

    Солнечные зайчики

    (см. картотеку опыт №26)

    Зеркала 

    Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

    Апрель

    №1

    «Разноцветные шарики» (См. картотеку опыт №16)

    Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, (желая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка), фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок), рабочие листы.

    Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой

    №2

    Волшебное сито

    (см. картотеку опыт №29)

    Совки, различные сита, ведерки, миски, манная и рис, песок, мелкие камешки

    Познакомить детей со способом отделения к; ков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью развить самостоятельность.

    №3

    Ловись, рыбка, и мала, и велика

    (см. картотеку опыт №24)

    Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

    Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

    №4

    Что растворяется в воде?

    (см. картотеку опыт №27)

    мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки или палочки, подносы.

    Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.


    Что дает экспериментальная деятельность?

    Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

    У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

    Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

    В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

    • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
    • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
    • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
    • Проявляют интерес к познавательной литературе;
    • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
    • Пробуют самостоятельно составлять схемы и зарисовывать опыты;
    • Применяют свои знания в жизни.

    Оснащение детской лаборатории:

    • Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, песочные часы, компасы и магниты;
    • Прозрачные и не прозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки;
    • Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, земля, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, сухие листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, шерсть;
    • Бросовый материал: кусочки кожи, меха, лоскутки ткани, пробки, поволока, деревянные, пластмасса, металлические предметы и деревянные катушки;
    • Разные виды бумаг: обычная, альбомная, тетрадная, калька, нождачная;
    • Красители: ягодный сироп, акварельные краски;
    • Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, мензурки, вата, воронки, мерные ложечки;
    • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, стейки , нитки.

    Заключение:

    Изучив методическую литературу по данной теме, я значительно повысила свой профессиональный уровень. Посредством опытов и экспериментов дети смогли раскрыть перед собой удивительный мир экспериментирования. Также мне удалось привлечь родителей к процессу создания мини-лаборатории.

    Для развития познавательной активности детей в свободной деятельности я использовала опыты. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

    • бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

    • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

    • пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.

    • ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

    • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.

    • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д

    Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

    Трудности, с которыми я столкнулась по данной теме:

    • Создание лаборатории.
    • Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать.
    • Заинтересованность родителей по данной теме очень мала.

    Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста», я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной  деятельности. 

      Список литературы 

    1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
    2. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
    3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
    4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
    5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
    6. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
    7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
    1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.
    1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

    В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

    «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

    Презентация опыта работы по теме: "Организация - опытно экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста" На семинаре - практикуме, в рамках методического объединения.

    Основная цель экспериментирования: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста.Задачи: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, делать выводы.- Развитие вн...

    выступление на тему "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

    рекомендации по организации экспериментальной деятельности в старшей группе...

    Опыт работы на тему: «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    В данном материале отражена организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста...

    Самообразование воспитателя ""Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

    Самообразование воспитателя "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"...