Главные вкладки

    Самообразование воспитателя ""Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
    опыты и эксперименты (подготовительная группа)

    Васильева Гульнара Витальевна

    Самообразование воспитателя "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл samoobrazovanie_2018-2019.docx30.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Самообразование»

    Тема: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    2018-2019 уч.год

    Актуальность:

    На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

            «Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития. Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

            Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

    Цель:

    1. Повысить свой профессиональный уровень
    2. Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
    3. Изучить методическую литературу по данной теме
    4. Пополнять экологический уголок

    Задачи:

    1. Углублять представления о живой и неживой природе
    2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
    3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
    4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
    5. Создание картотеки экспериментов и опытов

    Взаимодействие с родителями:

    Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:

    • «Ребенок - исследователь в детском саду»
    • «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
    • «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».
    • Памятка для родителей «Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

    Месяц

    Неделя

    Тема

    Программное содержание

    Сентябрь

    Волшебница - вода

    1

    «Детская лаборатория»

    Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории

    2

    «Свойства воды. Плавающая рыбка»

    Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости.

    3

    «Вода-растворитель. Очищение воды»

    Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

    4

    «Непотопляемая бумага, бумажная крышка»

    Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть  может ли воздух защитить бумагу от воды.

    Октябрь

    «Горы, камни и песок»

    1

    «Круговорот воды в природе»

    Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды.

    2

    «Песок – природный фильтр»

    Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

    3

    «Камни. Какими бывают камни»

    Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям

    4

    «Что такое горы»

    «Вулкан»

    Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней.

    Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей.

    Ноябрь

    «Воздух»

    1

    «Прогулки невидимки»

    Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом

    2

    «Воздух невидим»

     Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух

    3

    «Воздух есть везде»

    Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

    4

    «Воздух помогает рыбам плавать»

    Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать.

    Декабрь

    «Магнит»

    1

    «Магниты»

    Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием

    2

    «Притягивание через предметы»

    Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит.

    3

    «Как человек использует магниты»

    «Когда магнит вреден»

    Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

    4

    «Рисует магнит или нет»

    Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. 

    Январь

    «Снег и лед»

    1

    «Замерзание жидкостей»

    Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

    2

    «Почему снег греет?»

    Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

    3

    «Лед и соль»

    Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей

    4

    «Откуда берётся иней?»

    Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

    Февраль

    «Растения»

    1

    «Растения»

    Формировать умение различать семена различных растений.

    2

    «Способы размножения растений»

    Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста.

    3

    «Хитрые семена»

    Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях

    4

    «Лабиринт»

    Установить, как растение ищет свет

    Март

    «Дерево»

    1

    «Тонет - не тонет»

    Знакомство со свойствами коры дерева

    2

    «Посадим деревце»

    Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему

    3

    «Есть ли у растения органы дыхания?»

    Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

    4

    «Почему осенью опадают листья?»

    Помочь установить зависимость роста растений от температуры и  влаги.

    Апрель

    «Разное»

    1

    «Исчезающий мелок»

    Познакомить со свойствами мела

    2

    «Цветное молоко»

    Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды

    3

    «Секретное письмо»

    Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге.

    4

    «Яйцо утонет или всплывет?»

    Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования

    Май

    «Разное»

    1

    «Тайный похититель варенья»

    Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев

    2

    «Заплесневелый хлеб»

    Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия

    3

    «День и ночь»

    Объяснить детям, почему бывает день и ночь

    4

    Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации)

    Что дает экспериментальная деятельность?

    Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.

    У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.

    Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.

    В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:

    • Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
    • Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
    • Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
    • Проявляют интерес к познавательной литературе;
    • Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
    • Применяют свои знания в жизни.

    Заключение:

    Изучив методическую литературу по данной теме, я значительно повысила свой профессиональный уровень. Посредством опытов и экспериментов дети смогли раскрыть перед собой удивительный мир экспериментирования. Для развития познавательной активности детей в свободной деятельности я использовала опыты. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:

    • бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т.д

    • дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

    • вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.

    • воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д

    Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

      Список литературы 

    1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
    2. Виноградова Н.Ф«Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
    3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
    4. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
    5. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
    6. Иванова А.ИМетодика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
    7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
    1. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
    1. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация предметно-поисковой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в летний период. Технологические карты для педагога. Ширма для выставки в методическом кабинете.

    Ширма для тематической выставки в методическом кабинете. Технологические карты проведения предметно-поиковой деятельности  в летний период с детьми старшего дошкольного возраста. Думаю, что этот ...

    Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

    Образовательное дошкольное учреждение должно создавать дидактические условия для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-иссле...

    план самообразования в подготовительной группе: " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

    План самообразования в подготовительной группе: " Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"...

    Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»

    Конспект организации непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Зимняя сказка»...

    Сценарий творческой гостиной «Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с Программой»

    Сценарий творческой гостиной "Интеграция образовательных областей при организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствиис Программой" п...

    Консультация для воспитателей «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»

    Если вы любите какое-то дело, то вам, как правило, не сложно научить других этому ремеслу. Для организации работы по шахматам вам понадобятся ваши знания основных правил игры, умение донести их до дош...