выступление на тему "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Куценко Юлия Петровна

рекомендации по организации экспериментальной деятельности в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

МДБОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПОДГОТОВИЛ:

ВОСПИТАТЕЛЬ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КУЦЕНКО Ю.П.

               

МЕДВЕНКА 2015

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Я представляю Вашему вниманию презентацию на тему: "Опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

Слайд 2

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родо-видовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско–творческое отношение к миру. В. А. Сухомлинский говорил: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидение ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

Слайд 3

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.      

Слайд 4

Моей целью работы над данной темой является развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

Слайд 5

Я поставила перед собой следующие задачи:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности.

3. Развивать мышление, речь.

4. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Слайд  6

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и анализ и обобщение полученных результатов. Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Слайд 7

Свою работу я строю по трём взаимосвязанным направлениям:

- живая природа;

  • неживая природа;
  • человек.

Слайд 8

 При выборе темы соблюдаю следующие правила:

1. Тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки) .

3. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Слайд 9

Я использую следующие формы работы:

-) Непосредственный опыт воспитателя и детей.

-)Самостоятельная деятельность детей.

-)Фронтальные занятия.

-)Игры, развлечения.

-)Наблюдения в природе.

-)Рассматривание фотографий, иллюстраций;

-)Беседы по теме;

-)Целевые прогулки.

-)Экскурсии.

Слайд 10

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в следующем:

во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во–вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в-третьих, они практически безопасны;

в-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Слайд 11

Для реализации поставленных целей и задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).

В нашем уголке экспериментирования располагаются: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.); утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки); красители (гуашь, акварельные краски); медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл)); прочие материалы (зеркала, воздушные шары,  мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито); фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Также была составлена картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста, алгоритмы и схемы проведения опытов и экспериментов.

Слайд 12, 13

В старшем дошкольном возрасте работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости одних объектов и явлений от других. Мы проводим такие опыты, как определение материала предмета: ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон, магнит; определение агрегатного состояния воды (пар, лед, жидкость); мир растений (особенности поверхности овощей и фруктов, а также их форма-цвет- вкус-запах, сравнение цветов и других растений). В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.). Кроме этого, детей знакомятся с этимологией (происхождением) слов (таких как: сахарница, мыльница и т.д.)

Слайд 14

Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений  были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Вниманию родителей были подготовлены консультации "Организация детского экспериментирования в домашних условиях", "Учить ли детей делать открытия? ".

Слайд 15

Надеюсь, мой опыт работы над данной темой заинтересовал Вас. Я постаралась предоставить Вам основной практический материал, который поможет всем желающим организовать работу с детьми по опытно – экспериментальной деятельности. Спасибо за внимание. Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

«Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольники очень любят экспериментировать. Преимущество детского экспериментирования заключается в том, что дети дошкольного возраста самостоятельно открывают необходимые для его жизни и здоровья зна...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по опытно-экспериментальной деятельности на тему: «Волшебница вода».

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Волшебница вода». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей со свойствами воды , развиваем у детей...

Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух и вода»

формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;- учить детей делать простейшие умозаключения;- раскрывать причинно...