Главные вкладки

    Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Дошкольники очень любят экспериментировать. Преимущество детского экспериментирования заключается в том, что дети дошкольного возраста самостоятельно открывают необходимые для его жизни и здоровья знания и представления. А воспитатель при этом остается его помощником, партнером.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyty_i_eksp.docx21.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Поисково-исследовательский проект

    «Мы экспериментаторы».

    Участники проекта: дети старшей группы № 11 «Дельфиненок», родители, воспитатель.

    Срок реализации проекта: март-апрель 2014 г.

    Есть у меня шестеро слуг,
    Проворных, удалых,
    И всё, что вижу я вокруг, -
    Всё узнаю от них.
    Они по знаку моему

    Являются в нужде.…

    Зовут их: «Как и  Почему,
    Кто, Что, Когда и Где…»

    Р.Киплинг

    По природе своей дети-исследователи. Открыть, изучить, исследовать-это первые шаги в неизведанное. Благодаря такой деятельности дети учатся говорить, думать, искать, пробовать, экспериментировать.

       "Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал".  

     Сухомлинский В.А.

        Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях и способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

        Эксперимент-опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким- либо способом, один из основных методов познания, при помощи которого исследуются явления природы и общества.

    Актуальность темы:

      Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Приобщение детей ко всему, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с тех пор, как стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д.  Однако представления детей об основных свойствах и отношениях объективного мира еще неопределённы, не совсем отчетливы. Но и в таком виде они играют чрезвычайно важную роль в интеллектуальном развитии ребенка, формировании его мировоззрения. Базовые представления о важнейших явлениях природы и процессах, происходящих в обществе, развиваются на протяжении всей жизни человека. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии ее связей, отношений, закономерностей.

    Цель опытно-экспериментальной работы:

      Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.      

       Задачи опытно-экспериментальной работы:                            

      Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

      Развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

      Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

      Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

      Ожидаемые результаты:

    1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.

    2. Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности с себе и в своих силах.

    3. Улучшение взаимодействия воспитателя и родителей, Создание содружества в структуре « Семья-группа-детский сад». Создание атмосферы общности интересов.

    4. Обогатить предметно-развивающую среду в группе.

    В процессе экспериментирования дети учатся:

    1. Видеть и выделять проблему.

    2. Принимать решения и ставить цели.

    3. Анализировать объект и явления, выделять признаки и связи.

    4. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

    5. Осуществлять эксперименты.

    6. Выдвигать гипотезы, предложения, делать выводы.

    Методическое обеспечение:

    1. Картотека  опытов и наблюдений.

    2. Перспективное планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми

    3. Таблицы, картины, схемы, карточки.

    4. Материал для взаимодействия с родителями.

    5. Методическая литература.

    Формы работы:

    1. Индивидуальная.

    2. Фронтальная.

    3. Работа в группах.

    4. Работа в парах.

    5. Работа с родителями.

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный:                                                                                            1. Погружение в тему.                                                              

    2. Агитационная работа с родителями.                                            

    3. Подбор необходимого материала.

    4. Постановка проблемного вопроса.

    5. Мотивация к реализации проекта.

    6. Выявление знаний детей о природных явлениях  в неживой природе.

    7.Составление тематического плана мероприятий  на период реализации проекта.

    8. Экскурсия в мини-лабораторию ДОУ .

    Основной  (практическая деятельность по содержанию проекта).

    1. Проведение экспериментов и опытов.

    2. Обобщение результатов.

    3.  Оформление выставки книг.

    4.  Оформление уголка «Мы- экспериментаторы».

    5. Интегрированное занятие «В гостях у Капельки».

    6. Игра-путешествие «Удивительные приключения утенка Тима».

    7  .Интегрированное-занятие «Ветер, ветер ,ты могуч…»(чтение сказки  А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне….» и проведение опытов с воздухом).

    8. Практическое занятие« Веселый огород» (посадка лука, зелени).

    9. Занятие-беседа «Удивительные свойства магнита».

    10. Игра- путешествие «Где живет Эхо?».

    11. Эксперимент «Вулкан».

    12. Игра с элементами экспериментирования « Полет на     воздушном шаре».

    13. Опыты и эксперименты с молоком, яйцом, содой.

    14.  Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы.

    15.  Беседы познавательного характера.

    16.  Дидактические и развивающие игры.

    Заключительный этап:

    1. Коллектив группы посадил огород на подоконнике. Дети с большим удовольствием попробовали урожай, выращенный своими руками.

    2. Все этапы проекта фотографировались и в результате в группе был создан альбом- фотоотчет.

    3. Анализ достижений целей и полученных результатов. Определение дальнейших направлений экспериментальной деятельности.

    4. Подготовка мультимедийной презентации и ознакомление родителей с  результатами проекта.

    5.Отчет и показ презентации на педагогическом совете. Проведение мастер-класса.

    «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».

    К. А. Тимирязев


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

    В настоящее время в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования...

    Опытно - экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с воздухом и его свойствами. "Прозрачный невидимка".

    Опытно - экспериментальная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с воздухом содержит цикл наблюдений и опытов, которые помогут детям обнаружить, почувствовать, поиграть с воздухом. А также...

    «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    Презентация из опыта работы: «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего  дошкольного возраста»...

    Самообразование на тему : «Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

    Цель: 1. повысить свой профессиональный уровень2. помочь расскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования3. изучить методическую литературу по данной теме4.пополнять экологический угол...

    Консультация для воспитателей на тему: "Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

    К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. В связи с этим особый...