Организация опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Аширова Надия Харрясовна

Инновационный опыт воспитателя 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация опытно – экспериментальной деятельности  с детьми   старшего дошкольного возраста»

Инновационный опыт воспитателя МБДОУ

«Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

Ашировой Надии Харрясовны

Актуальность и перспективность опыта.

        Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.  

        Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

        В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано, что важнейшее значение для развития детей имеет их практическая деятельность в природных условиях в зоне ближайшего окружения. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост. Исследование и есть практическая деятельность, в ходе которой ребёнок познает объект окружающего его мира.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность.

Всем  известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Таким образом, в  дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

         Концептуальность (своеобразие и новизна).

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Новизной данной разработки  является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для старших дошкольников.  

Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии.

Оптимальность и эффективность средств.

Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:

  • живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
  • неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);  
  • человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства,       преобразование предметов и явлений и др.).

В условиях детского сада я использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

во - вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;

в -  третьих, они практически безопасны;

в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

  • Постановка проблемы.
  • Поиск путей решения проблемы.
  • Проверка гипотез, предположений.
  • Обсуждение увиденных полученных результатов.
  • Формулировка выводов.

       Такой алгоритм работы позволяет  активизировать мыслительную           деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы:

• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

• тайна, сюрприз;

• мотив помощи;

• познавательный момент (почему так?);

• ситуация выбора.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей. В центре имеется   разнообразное оборудование.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.  

Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили  опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт лук в земле, в глине или в песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами.

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», « Чудесный мешочек», «Свет», «Звук» и другие.

Словесные игры:  "Что лишнее?", "Хорошо - плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Опытно – экспериментальная  деятельность, затем сюжетная игра (по мотивам путешествий по карте или «реке времени»).

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры - опыты и игры - эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Сделай радугу», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Коробка с секретом», и другие.

Организуя экспериментальную деятельность, использую интересные задания для детей: «Как органы человека помогают друг другу?», «Зачем человеку руки?», «Что лучше: руки или ноги?», «Как сохранить свою кожу здоровой?», «Для чего нужен язык», «Как работает дыхательная система», побуждающие  их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и речевое развитие. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль (т.е. достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.  Следовательно, без пополнения знаний развитие речи свелось бы к простому манипулированию словами. Возможны следующие сочетания:  чтение небольшого художественного произведения, вводящего в конкретную тему, затем, собственно  опыты и  эксперименты.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, так как в процессе экспериментирования большое значение     имеет художественное слово, которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.

Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. В подготовительной группе особое внимание  я уделяю обучению детей измерению и сравнению, т.к.  дети 6-7 лет переходят от непосредственной оценки величин к их более точной количественной характеристике, которую получают путем измерения. Измерение позволяет детям понять относительность числа, его зависимость от избранной меры.

Опытно – экспериментальная  деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности:  опытно – экспериментальная  деятельность, затем продуктивная деятельность, продолжающая тему (рисование, аппликация, конструирование, лепка).

Связь детского экспериментирования с художественным творчеством  тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат эксперимента. В то же время чем глубже ребенок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность регистрировать увиденное.

Таким образом, чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться.

Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. Чтобы у ребёнка поддерживался интерес, стремление узнать новое, желание вникнуть в сущность предметов, явлений мной были разработаны рекомендации для родителей по проведению опытов и экспериментов в домашних условиях «Как помочь маленькому исследователю». Консультации для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», проводились индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Тематические фотовыставки: «Моя семья в лесу», «Мои домашние питомцы». Итогом стало совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений».

Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций. На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами, гербариями.

В результате проведенной работы родители: научились организовывать элементарные эксперименты; оборудовали мини - уголки для детского экспериментирования в домашних условиях; повысили уровень педагогических знаний.

В результате моей работы подготовлены картотеки опытов и экспериментов с живой и неживой природой; проблемных ситуаций; алгоритмы, карточки – схемы проведения опытов – экспериментов; разработаны рекомендации для воспитателей и родителей по экспериментированию детей и т. д.

Наличие теоретической базы.

Данный опыт работы разработан с учетом требований педагогики, дидактики, психологии. В своей работе я опирались на основные принципы и методы в педагогике.

 План разработан на основе следующих программ и  технологий:

1. Бабаева Т. И., Гогоберидзе А. Г., Михайлова З. А.  и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.

2. Дергунская В.А.,Ошкина А.А., Игры – эксперименты с дошкольниками. Учебно – методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 64 с.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О. В. Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.4. Князева О. Мои помощники //Дошкольное воспитание- 2005.- №3.

4. Иванова А.И., Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ СФЕРА, 2004. – 224с.

5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М., Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Изд.2-е – Волгоград: Учитель, 2014. – 333с.7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ.ред. Прохоровой Л.Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.

6. Павлова М.А., Лысогорская М.В. Здоровьесберегаюая система дошкольного образовательного учреждения: модели, рекомендации, разработки занятий.– Волгоград: Учитель, 2012.-186с.

7. Прохорова Л.Н., Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации, 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.

Проведенная мною работа способствовала формированию следующих интегративные качеств:

1. «Любознательный, активный»: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности. В случаях затруднения обращается за помощью. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

2. «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»: адекватно использует вербальные и невербальные средствами общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

3. «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту»: может применять самостоятельно усвоенные знания и способы действия для решения новых задач, поставленных, как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

4. «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Результативность опыта.

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
К. А. Тимирязев.

В заключении хочу сказать, что удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, у детей идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. Дети становятся увереннее в себе. У детей появляется чувство уважения к себе и сверстникам. Появляется заинтересованность родителей в ведении здорового образа жизни. Повышается интерес родителей к вопросам воспитания детей.

Организуя экспериментальную деятельность с детьми, предлагая им интересные задания, я побуждаю их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников. Оно позволяет наглядно проследить зависимости разного рода, установить логические связи, выделить существенные признаки, свойства объектов, учит детей делать выводы. Это позволяет подготовить детей к школе способных к творческому решению задач, проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из сложных ситуаций.

Однажды заинтересовавшись ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети  в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Практическая значимость (Технологичность).

Данный опыт работы может использоваться и другими педагогами для работы с детьми потому,  что данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога,  а также потому, что описание опыта работы опиралось на исследования ведущих специалистов в данной области.

         Педагоги всегда могут воспользоваться параметрами разработанной   диагностики, а практический материал поможет педагогам  разнообразить занятия с детьми, принести детям радость и сюрпризы.

Возможность тиражирования.

Опыт моей работы по развитию устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково - исследовательской деятельности был размещен на сайтах, представлен на заседаниях РМО Лямбирского района, на семинаре для слушателей КПК воспитателей ДОУ (показ НОД «Поможем рыбке найти друзей» с детьми подготовительной группы с использованием опытно – экспериментальной деятельности). На Республиканской научно – практической конференции «Здоровьесберегающее образование: опыт, проблемы, перспективы развития», с докладом «Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни». Участие на Международной научно – практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51 - е Евсевьевские чтения» («Организация опытно – экспериментальной деятельности  с детьми   старшего дошкольного возраста»). На Межрегиональном      научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики и методики дошкольного и начального образования» (статья «Детское экспериментирование как средство формирования привычки к здоровому образу жизни»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте....

Статья на тему: Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации

Данная статья будет полезна воспитателям, молодым специалистам детских садов при организации опытно-экспериментальной работы....

Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования.Име...

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе реализации экологических проектов

Чтобы сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, в своей практической деятельности мы используем метод проектов, цель которого – получение информации на основе наблюде...

Статья на тему: "Опытно-экспериментальная работа детей старшего дошкольного возраста и условия ее организации"

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования....